главная авиация второй мировой морские
   H6K
       
Разработчик: Kawanishi
Страна: Япония
Первый полет: 1936
Тип: Разведывательная летающая лодка
  ЛТХ     Доп. информация
   


Перед второй мировой войной западные военные эксперты оценивали японскую авиацию как слабую и устаревшую. Считалось, что конструкторы Страны Восходящего солнца не в состоянии создать современные военные самолеты с высокими летными данными и мощным вооружением. Такая успокоенность слишком дорого обошлась впоследствии США и Великобритании, когда союзники столкнулись в боях над Тихим океаном с целым рядом самолетов с красными кругами на крыльях, которые не только не уступали, но зачастую и превосходили своих соперников по всем параметрам. Естественно, за несколько лет мощные военно-воздушные силы создать невозможно. Япония еще в начале 30-х годов стала уделять огромное внимание созданию и принятию на вооружение самых современных машин, которые появились у них практически в каждом классе боевых самолетов. В начале 1934 г. фирма ╚Мицубиси╩ приступила к испытаниям двухмоторного цельнометаллического бомбардировщика с убирающимся шасси, получившего обозначение G3M. Этот самолет до начала войны оставался основным бомбардировщиком морской авиации и очень неплохо повоевал в Китае. В следующем году поднялся в воздух истребитель Мицубиси А5М, ставший одним из первых в мире монопланов для базирования на авианосцах. Это был вполне современный истребитель, в чем могли убедиться советские пилоты в небе Китая и Халкин-Гола. Не отставала и гидроавиация. Япония собиралась воевать на просторах Тихого океана и современный дальний морской разведчик был просто ей необходим.

В 1934 г. руководство авиации Имперского военно-морского флота разработало требования к летающей лодке с обозначением Х-9, которая изначально должна была опережать по характеристикам любой гидросамолет потенциального противника (то есть США и Великобритании). При крейсерской скорости 222 км/ч для разведчика Х-9 запланировали дальность более 4500 км с мощным подвесным вооружением, состоящим из двух торпед по 800 кг или же нескольких бомб.

Задание на постройку Х-9 получила фирма ╚Каваниши Кокуи К. К.╩, самая опытная в стране в области создания больших гидросамолетов. Именно ╚Каваниши╩ в 1931-1933 гг. выпустила для ВМФ четыре летающие лодки бипланной схемы НЗК2, созданные с помощью английской фирмы ╚Шорт Бразерс╩ на базе известного гидросамолета Шорт ╚Калькутта╩.

Главный конструктор Шизуо Кикухаро отказался теперь от биплана, остановив свой выбор на схеме парасоль с подкосным крылом. Само крыло для обеспечения заданной дальности выполнили с огромным - 40 метров - размахом, что почти вдвое превышало длину лодки. До сих пор гидросамолеты с таким размахом крыла не строили не только в Японии, но и во всем мире. Цельнометаллическое крыло имело прямоугольную форму с закругленными законцовками и выполнялось с тремя лонжеронами. Рулевые поверхности шли практически по всему размаху и включали в себя закрылки и элероны. К фюзеляжу крыло крепилось на двух мощных Л-образных пилонах, стоящих друг за другом. От нижней части фюзеляжа шли по два подкоса с каждой стороны. От главных подкосов в середине отходили еще дополнительные опорные стойки, и в местах их соединения с каждой стороны располагался узел для подвески бомб или торпед. Подкрыльевые поплавки на двух стойках с тросовыми растяжками были не-убираемыми. Фюзеляж также выполнялся цельнометаллическим и его конструкция во многом повторяла проверенную технологию фирмы ╚Шорт Бразерс╩.

В просторной кабине с большим остеклением сидели рядом два летчика, за ними были кресла командира экипажа, штурмана, радиста и бортинженера. Еще в экипаж входил наблюдатель, также отвечающий за переднюю открытую турель с пулеметом ╚тип 92╩ калибра 7,7 мм. Еще один стрелок с таким же пулеметом находился в застекленной задней части за двухкилевым хвостовым оперением с подкосами. В передней и задней огневых точках пулемет двигался вручную, а за крылом имелась турель с третьим пулеметом, оснащенная электроприводом, впервые используемым для этой цели в военной авиации Японии. Здесь, в случае необходимости, оборону занимал радист.

Силовая установка состояла из четырех 9-цилиндровых двигателей воздушного охлаждения Накадзима ╚Хикари╩2 (взлетная мощность 700 л. с), которые вращали трехлопастные винты постоянного шага ╚Сумитомо╩ диаметром 3,1 метра. Топливо размещалось в шести крыльевых баках, а при необходимости дополнительное горючее можно было взять в специальный отсек в фюзеляже.

Первый прототип новой лодки поднялся в воздух 14 июля 1936 г. Заводские испытания показали, что гидросамолет удался и уже через 11 дней лодку передали военным для пробной эксплуатации. Военные летчики остались довольны машиной, высказав, правда, пожелания об улучшении путевой устойчивости самолета и его управляемости на воде. Отметили также недостаточную мощность двигателей.

Проектировщики срочно доработали конструкцию самолета. Сместили на 50 см вперед ступеньку редана, увеличили размах элеронов и площадь килей для лучшей путевой устойчивости. Согласились заменить и двигатели на 14-цилиндровые Мицубиси ╚Кинсей╩ 43 взлетной мощностью по 1000 л. с. каждый. Но ввиду отсутствия на фирме этих моторов было решено закончить испытания первых прототипов с прежними двигателями.

После обширных эксплуатационных испытаний в Кокутае (полк, морской авиации), базирующемся в Иокогаме, первый, третий и четвертый экземпляры лодки получили, наконец, новые двигатели и официально поступили на вооружение под обозначением ╚Летающая лодка Тип 97 модель 1╩, или коротко Н6К1. Фирма ╚Каваниши╩ получила заказ от авиации ВМФ на серийный выпуск этого самолета.

За первыми машинами последовала партия из 10 предсерийных лодок, получивших обозначение Н6К2 и отличавшихся лишь небольшими изменениями в оборудовании. Н6К2 при нормальном взлетном весе 16 000 кг имела максимальную скорость 332 км/ч на высоте 2100 метров и дальность с подвеской бомб и торпед 4132 км. А на крейсерской скорости 222 км/ч гидросамолет мог барражировать почти 19 часов.

Первый конфликт, в котором довелось участвовать Н6К2, был довольно необычным. Зимой 1939 г. между СССР и Японией возникли разногласия по поводу разделения зон рыболовства в Татарском проливе и Охотском море. Для оказания силового давления на советскую сторону применили летающие лодки ╚каваниши╩. Из Иокогамы четыре самолета срочно перебросили на север, якобы для тренировок в холодном климате. Японцы считают, что именно подобная демонстрация дальнего морского разведчика (у нас такой машины на вооружении не было) и помогла подписанию совместного решения с выгодными для японских моряков условиями.

Кроме сурового севера, опробовали лодки и в тропиках. Испытания проводились в районе Маршалловых островов и программа была очень насыщенной. Лодки совершали многочисленные взлеты и посадки в открытом море ночью и днем, и отрабатывали заправку со специальных танкеров вдали от базы. Но основной акцент в полетах делался на разведывательное фотографирование. Причем, кроме своей территории, японские летчики тренировались и над островами Гилберта, которые находились под контролем англичан. В одном из таких полетов лодку заметили, но официальный протест англичане почему-то не подали. Выполняя подобные задания, экипажи накопили богатейший опыт дальних перелетов, который очень пригодился в ходе боевых действий на Тихом океане.

Заманчивой была идея использовать новые самолеты и на гражданских авиатрассах. При этом экипажи шлифовали бы летное мастерство, перевозя одновременно груз и почту. Командование авиации Имперского флота подписало с авиакомпанией ╚Даи-Ниппон╩ соответствующее соглашение и в качестве транспортных самолетов ей передали две Н6К2. Все военное оборудование и вооружение сняли, а в фюзеляже оборудовали грузовой отсек и две пассажирские кабины на 8 и 10 человек. Такой вариант получил обозначение H6K2-L. Впервые лодка с гражданским регистрационным номером проделала путь из Иокогамы до островов Палау (Каролинские острова) 4 апреля 1939 г. Взлетев в 6 часов утра, лодка пролетела 2610 км до острова Сайпан за 10,5 часов со средней скоростью 260 км/ч. На следующее утро в 7 часов приступили ко второму этапу длинного путешествия, и в полдень экипаж приводнил гидросамолет в бухте на Палау. Обратный путь проходил по такому же маршруту, и 10 апреля лодка вернулась в Иокогаму.

Первоначально выбор даты вылета и частота подобных рейсов оставались за военными, что не устраивало руководство авиакомпании. Но с конца 1939 г. ╚Даи-Ниппон╩ добилась самостоятельности в планировании полетов, и дважды в неделю строго по расписанию H6K2-L стали уходить в дальние полеты. Вскоре авиакомпания заказала следующие шестнадцать H6K2-L (об этой модификации речь пойдет ниже) и в 1941 г. вылеты совершались уже три раза в неделю. В августе 1940 г. открыли новый маршрут длиной 4200 км в сторону Маршалловых островов - Палау-Трук-Понапе-Джалуит. А маршрут Йокагама-Палау в октябре 1941 г.продолжили на юг до Дили (о. Тимор). Вылеты по этим супердальним рейсам выполнялись вплоть до нападения на Перл-Харбор.

После выпуска десяти Н6К2 фирма ╚Каваниши╩ передала флоту два штабных Н6КЗ для перевозки важных персон. Дальний разведчик и бомбардировщик Н6К4 стал следующим, самым массовым вариантом самолета - было выпущено 120 машин. Запас топлива на Н6К4 достигал 13,5 тонн и дальность получилась просто рекордной - 6000 км. Поменялось и вооружение: вместо верхней турели с электроприводом оставили пулемет в открытой огневой точке, и еще пара пулеметов стояла в блистерах по бокам фюзеляжа. Хвостовая кабина стрелка за оперением была теперь больше по размерам, поскольку пулемет в ней заменили на пушку ╚тип 99╩ калибра 20 мм. Двигатели - все те же Мицубиси ╚Кинсей╩ 43, но с августа 1941 г. стали устанавливать чуть более мощный ╚Кинсей╩ 46.

Собранные лодки продолжали поступать в Кокутай в Иокогаме, и в течение 1939 г. этот полк полностью перешел на новые машины. Общее количество Н6К в нем достигало двадцати четырех. Вторым соединением морской авиации, полностью укомплектованным гидросамолетами, стал Кокутай на Тайване, получив двадцать четыре Н6К к ноябрю 1940 г. К началу войны на Тихом океане приступил к перевооружению и полк в Сасебо.

Кроме основной серии военного разведчика Н6К4, за 1940 г. выпустили шестнадцать грузопассажирских H6K4-L для авиакомпании ╚Даи-Ниппон╩. Оснащенные двигателями ╚Кинсей╩ 43, эти самолеты были похожи по внутреннему устройству на первые H6K2-L. Морская авиация получила двадцать транспортных H6K4-L с моторами ╚Кинсей╩46. В военном варианте кабина экипажа выполнялась с меньшим остеклением, а задняя огневая точка не демонтировалась, хотя вооружения в ней не было.

К началу войны на Тихом океане в авиации Имперского флота насчитывалось 66 летающих лодок: кроме упомянутых в Иокогаме и на Тайване, еще пятнадцать в Сансебо и три в Йокосуке. Перед нападением Японии на США базы гидросамолетов разместили поближе к основным театрам военных действий. Лодки из Иокогамы перелетели на атолл Вотье на Маршаллах, а Кокутай с Тайваня перебазировался на острова Палау. Одновременно с атакой авианосцев на Пирл-Харбор летающие лодки с атолла Вотье должны были совершить нападение на американские базы, расположенные на островах Хауленд и Бейкер. Четырехмоторные ╚каваниши╩ рано утром 8 декабря точно вышли на цель, но командир соединения не получил по рации из-за помех подтверждения о начале боевых действий. Поэтому гидросамолеты вернулись на базу, повторив атаку на следующий день. Разведчики этого полка 11 декабря бомбили остров Уэйк, внеся свой вклад в захват этой американской базы. Самолеты с Палау переместились на гидроаэродром Давао на Филлипинах, откуда контролировали водное пространство в районе Молуккских островов. Во время одного из разведывательных полетов шесть лодок этой части атаковали голландскую плавучую базу гидросамолетов ╚Херон╩.

4 января 1942 г. восемь лодок йокагамского Кокутая совершили свой первый рейд на бомбардировку важнейшей базы Рабаул (о. Новая Британия). В дальнейшем, после захвата базы японцами, основная часть полка перелетела на остров Грин к северу от Рабаула, а пять машин разместили на острове Мэйкин (о-ва Гилберта). С острова Грин восемь Н6К в начале февраля дважды атаковали ночью Порт-Морсби. А 20 февраля разведчики ╚каваниши╩ обнаружили эскадру ВМС США во главе с авианосцем ╚Лексингтон╩, направлявшуюся к Рабаулу. Однако вернуть базу американцам не удалось, и эскадра, после атаки японскиих бомбардировщиков и торпедоносцев, отступила в сторону Гавайских островов.

Союзники все чаще сталкивались на Тихом океаном с летающей лодкой Н6К, и, в соответствии с установившейся традицией, самолетам присвоили упрощенные названия, чтобы не путаться в длинных японских обозначениях. Военный разведчик получил имя ╚Мэйвис╩ (╚Mavis╩), а его транспортный вариант - ╚Тилли╩ (╚Tillie╩). В дальних разведывательных полетах у ╚Мэйвисов╩ было немного шансов встретиться над океаном с истребителями противника. Поэтому такой недостаток, как отсутствие бронезащиты и непротектированные топливные баки особой роли не играл. Но если лодки привлекались для атак по наземным базам с сильной противоздушной обороной, то уцелеть экипажу на незащищенной машине было очень трудно. Отсутствие брони и непротектированные баки являлись ╚ахиллесовой пятой╩ многих японских самолетов, и уже во время войны приходилось дорабатывать конструкцию. На новой четырехмоторной лодке фирмы ╚Каваниши╩, получивший впоследствии обозначение Н8К1 и созданной для замены Н6К, также поначалу отсутствовала защита экипажа и топлива. Однако вскоре военные потребовали установить на Н8К1 бронеспинки кресел и протектировать баки. Непонятно, почему ╚Мэйвис╩ не был доработан подобным образом.

Пока готовились к серийному выпуску Н8К1, сборка Н6К не прекращалась. В 1941 г. появилась последняя модификация гидросамолета-Н6К5 с мощными двигателями ╚Кинсей╩ 51 по 1300 л. с. Соответственно, увеличилась и максимальная скорость, достигнув 385 км/ч на высоте 6000 метров. Никакой защиты экипажа и топливных баков там не предусматривалось. Усилили только вооружение, добавив над кабиной башенку с дополнительным пулеметом калибра 7,7 мм. Всего выпустили тридцать шесть Н6К5, а с начала 1942 г. ╚Мэйвис╩ на конвейере заменила более современная Н8К1 ╚Эмили╩. Но окончание серийного выпуска разведчика вовсе не означало конца его военной карьеры, и лодки продолжали нести боевую службу над Тихим океаном.

Часть самолетов последней модификации Н6К5 поступила в Кокутай из Иокогамы, который в очередной раз перебазировался на новое место на Соломоновы острова. Именно отсюда лодки ╚Мэйвис╩ в мае 1942 г. вылетали на разведку во время морского сражения в Коралловом море. Однако 16 августа американским самолетам с авианосцев удалось подстеречь четырехмоторные ╚каваниши╩ на стоянках и уничтожить почти все машины. После столь удачной атаки американцев гидроавиация Имперского флота насчитывала в этом районе лишь восемь Н6К на Соломоновых островах и по три Н8К в Рабауле и Шортхэнде, Поэтому пришлось срочно перебрасывать сюда часть Н6К с Андаманских островов в Индийском океане.

К декабрю 1942 г. японские полки гидроавиации обладали смешанным парком самолетов, поскольку, кроме уже имевшихся Н6К, все в большем количестве поступали на вооружение новые лодки Н8К. В начале 1943 г. несколько Н6К оборудовали радаром с антеннами на передней кромке крыла, и они стали первыми японскими самолетами с локаторами.

На завершающем этапе войны устаревшие Н6К все реже применяются для дальней разведки, уступая место более совершенным Н8К. К началу 1944 г. остались только две части, эксплуатировавшие ╚Мэйвис╩; в остальных полках имелись лишь единицы Н6К. В апреле 1945 г. произошло почти полное перевооружение на сухопутные бомбардировщики. Однако 12 уцелевших лодок Н6К, переданных в полк морской авиации в Асамо, совершали вылеты до самого конца войны, правда, в основном их использовали в качестве транспортников. Еще со времен нападения на Перл-Харбор выполняли грузовые перевозки и специально для этого предназначенные H6K2-L и H6K4-L. Грузовые летающие лодки входили в 5-ю и 6-ю запасные транспортные части и обслуживали удаленные точки на маршруте Йокогама-Палау-Джалуит. И хотя основная часть таких полетов проходила вдалеке от баз союзников, несколько самолетов все же было сбито.

Общее количество выпущенных лодок составило 215 машин всех модификаций. Несмотря на то, что самолет впервые оторвался от воды еще в далеком 1936 г., он с достоинством прослужил до августа 1945 р., пока капитуляция Японии не поставила точку и на дальних перелетах ╚Мэйвис╩ и ╚Тилли╩. Конечно, недоработкой конструкторов можно считать отсутствие брони и протестированных баков, но в какой-то мере это компенсировалось отличной управляемостью самолета на воде и в воздухе и просто рекордной дальностью. Даже с принятием на вооружение более совершенной лодки Н8К ╚Эмили╩, ее старшая сестра ╚Мэйвис╩ продолжала нести боевую службу. Именно поэтому летающую лодку Каваниши тип 97 Н6К можно смело поставить на одно из первых мест среди всех больших гидросамолетов второй мировой войны.

Конструкция летающей лодки Kawanishi H6K

Гидросамолет Н6К представляет собой тяжелую четырехмоторную цельнометаллическую летающую лодку. Основное назначение - стратегическая разведка в интересах флота с возможностью выполнения бомбовых и торпедных атак выявленных целей. Схема гидросамолета - моноплан-парасоль с подкосным крылом большого удлинения. Экипаж от 9 до 12 человек, в зависимости от выполняемой задачи. Фюзеляж двухреданной схемы с большой килеватостью - это обеспечивало устойчивый взлет при большой волне в условиях открытого моря.

Внутреннее пространство лодки разделялось на пять основных рабочих зон экипажа. В первой (передней) зоне располагались носовая турельная стрелковая установка и рабочее место бомбардира. Вторая представляла собой кабину, в которой находились командир экипажа и сидевшие в ряд два летчика. Современное пилотажно-навигационное оборудование, установленное в этой кабине, позволяло выполнять полеты в открытом море с большим удалением от основных баз. Пол кабины для обеспечения лучшего обзора был поднят над основной палубой. Между сиденьями летчиков имелся проход в переднюю кабину бомбардира и стрелка-наблюдателя. В третьей зоне (за пилотской кабиной) располагались штурман, борттехник и два радиста.

В центральной части корпуса лодки (за третьей рабочей зоной) были смонтированы шесть дополнительных топливных баков, между которыми имелся проход, соединявший носовой и хвостовой отсеки. За топливными баками находились два боковых блистера с пулеметами на шкворневых установках и верхний огневой пост с турельным пулеметом, которые обслуживались тремя стрелками-наблюдателями. Далее располагалось место отдыха, в котором были установлены две койки, сиденья и туалет.

В хвостовой части фюзеляжа находился стрелок-наблюдатель, обслуживавший пушечную установку с электроприводом и 20-мм пушкой. В каждой рабочей зоне имелись аварийный запас пресной воды и спасательное снаряжение по количеству членов экипажа.

Для перемещения самолета по грунту на корпусе лодки закреплялось съемное шасси.

Крыло гидросамолета трехлонжеронное, цельнометаллическое, большого удлинения, выполненное по схеме ╚парасоль╩ с поддерживающими подкосами. Форма крыла в плане - прямоугольная, с закругленными законцовками. Обшивка крыла - полностью дюралюминиевая.

Конструктивно крыло состояло из трех частей - центроплана увеличенного размаха и двух отъемных консолей. Подкосы (по два с каждой стороны) соединяли нижнюю часть фюзеляжа с крылом. От середины каждого из главных

подкосов отходили к крылу еще и дополнительные опорные стойки - в местах их соединения располагались узлы подвески бомб или торпед. Поддерживающие подкрыльевые поплавки крепились к крылу двумя профилированными стойками и тросовыми расчалками.

Механизация крыла была представлена элеронами, закрылками и тормозными щитками. Элероны занимали всю заднюю кромку отъемных законцовок крыла, а закрылки - всю заднюю кромку центроплана. Управление элеронами жесткое, от штурвала. Закрылки и тормозные щитки выпускались при вращении штурвалов, находившихся соответственно справа и слева от сидений летчиков.

Четыре двигателя монтировались на моторамах центроплана, а за ними, между вторым и третьим шпангоутами, располагалось шесть топливных баков.

Силовая установка самолетов Н6К1, Н6К2, H6K-2L, Н6КЗ и первых 119 самолетов Н6К4 состояла из четырех 14-ци-линдровых двухрядных двигателей воздушного охлаждения Mitsubishi ╚Кинсей 43╩ максимальной мощностью 1000 л.с. (990 л.с. на высоте 2000 м). Самолеты Н6К4, H6K4-L оснащались моторами ╚Кинсей 46╩ мощностью 1070 л.с. (на высоте 4000 м). 1100-сильные ╚Кинсей 51╩ или 1200-сильные ╚Кинсей 53╩ устанавливали на Н6К5. Все двигатели работали с трехлопастными металлическими воздушными винтами изменяемого шага ╚Сумитомо╩ диаметром 3100 мм.

Хвостовое оперение двухкилевое, разнесенное. Вертикальное оперение состояло из установленных поверх горизонтального оперения двух шайб с рулями направления. Стабилизатор закреплялся на фюзеляже с помощью пары дополнительных подкосов. Для снижения усилий на штурвале и педалях управления рули направления и руль высоты оснащались триммерами. Управление рулями - тросовое, от педалей и штурвала. Управление триммерами - от небольших штурвальчиков, расположенных на бортах пилотской кабины.

Вооружение было представлено стрелковым оборонительным, а также бомбовым и торпедным. Стрелковое, в зависимости от модификации, состояло из трех 7,7-мм пулеметов ╚Тип 92╩ или из четырех-пяти 7,7-мм пулеметов и хвостовой 20-мм пушки. На модификации Н6К5 подвешивались бомбы общей массой до 1600 кг или две 800-кг торпеды. С1942 года на некоторые лодки стали устанавливать радиолокационные станции ╚Тип Н-6╩, предназначенные для поиска воздушных целей. Мощность передатчика с длиной волны 2 м составляла 2 кВт, множественную воздушную цель РЛС обнаруживала на расстоянии 100 км, а одиночный самолет типа бомбардировщика - на дистанции 70 км. Масса РЛС -100 кг.







 ЛТХ:
Модификация   Н6К5
Размах крыла, м   40.00
Длина, м   25.625
Высота, м   6.27
Площадь крыла, м2   170.00
Масса, кг  
  пустого самолета   12380
  нормальная взлетная   17500
  максимальная взлетная   23000
Тип двигателя   4 ПД Мицубиси Кинсей -51 или -52
Мощность, л.с.   4 х 1300
Максимальная скорость , км/ч   380
Крейсерская скорость , км/ч   255
Практическая дальность, км   4870
Максимальная скороподъемность, м/мин   375
Практический потолок, м   9560
Экипаж   9
Вооружение:   четыре 7,7-мм пулемета тип 92 в носовой и верхней башнях и двух боковых блистерах,
 одна 20-мм пушка тип 99 модель 1 в хвостовой башне
 (три 7,7-мм пулемета на передней турели, верхней и задней башнях);
  2х 800-кг торпеды или до 1000 кг-бомб.


 Доп. информация :


  Фотографии:

 H6K2
 H6K2
 H6K2-L
 H6K2-L
 H6K3
 H6K3
 H6K4
 H6K5
 H6K5
 Подвеска торпеды

    Схемы:

 H6K5

  Варианты окраски:

 H6K3
 H6K5

 



 

Список источников:

Самолеты Мира. Сергей Колов. Морской разведчик по имени "Мэйвис"
Моделист-Конструктор. Николай Околелов, Александр Чечин. Летающие крейсера японского флота
Андрей Фирсов. Авиация Японии
Rene J. Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War
Joao Paulo, Juliao Matsuura. WWII Imperial Japanese Naval Aviation Page
Go2War2.nl - H6K, Kawanishi
Joao Paulo Juliao Matsuura. WWII Imperial Japanese Naval Aviation Page
Д.Хирокоши, М.Окумия, М.Кайдин. Японская авиация во Второй Мировой войне


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: