Реклама...

    


 
главная авиация второй мировой морские
   Fokker T.IX
       
Разработчик: Fokker
Страна: Нидерланды
Первый полет: 1939
Тип: Бомбардировщик-торпедоносец
  ЛТХ     Доп. информация
   


Нидерландская компания N. V. Nederlandsche Vliegtuigenfabriek Fokker (Fokker) заслуженно заняла свое место в истории мировой военной и гражданской авиации. Следует отметить, что это существенное положение было приобретено технически простыми средствами - единственно доработкой до совершенства концепция проектирования, разработанной и реализованной главным конструктором компании Fokker Рейнольдом Платцем (Reinhold Platz) еще в годы Первой Мировой войны - свободнонесущее крыло, в основном цельнодеревянной конструкции и фюзеляж с каркасом, сваренным из стальных труб. Применение этой концепции в компании продолжалось вплоть до Второй мировой войны.

Эта концепция упорно сохранялась компанией даже в те дни, когда преимущества цельнометаллических самолетов с работающей обшивкой монококового фюзеляжа уже были бесспорными. Данное упорство лишила компанию такой важной и казалось бы неприступной позиции в области транспортной авиации.

Чтобы не повторить свою ошибку в военной авиации, компания Fokker постепенно отступила от своих принципов, и последние довоенные истребители D-XXI и G-1 использовали некоторые структурные элементы металлической конструкции. В 1938 году было решено построить новый двухмоторный тяжелый бомбардировщик Т-IX цельнометаллической конструкции.

Разработка этой машины была вдохновлена потребностями колониальных голландских военно-воздушных сил в голландской Ост-Индии (ныне Индонезии). ВВС голландской Ост-Индии желали заменить к тому времени уже устаревший американский двухмоторный бомбардировщик Martin 139. Компания Fokker попыталась воспользоваться необходимостью замены Martin-а и начала постройку T-IX с самым большим усердием, чтобы колониальные ВВС не успели, по своему обыкновению, не успели связаться с американскими поставщиками. В начале 1939 года самолет был в достаточно продвинутой стадии сборки и был показан правительственным чиновникам. В сентябре был запланирован первый полет.

Фактически это произошло 11 сентября 1939 года, в то время как в Европе уже 11 дней бушевала война, спровоцированная гитлеровской Германией. Голландия была еще нейтральной. Заводской летчик-испытатель Т.Х. Леегстра (T. H. Leegstra) был вполне удовлетворен первым пятнадцатиминутным полетом и спокойно приземлился в аэропорту Схипхол (Schiphol). В связи с особым положением в стране в то время полеты военных самолетов были ограничены. В связи с опасением, что голландская зенитная артиллерия могла сбить неизвестный ей прототип, новые полеты выполнялись с небольших аэродромов, расположенных недалеко от завода Fokker.

Полеты проходили без проблем вплоть до 8 марта 1940 года, когда при заходе на посадку машина приземлилась "на брюхо" из-за неполного выпуска стоек шасси немецкого происхождения. Повреждения машины были незначительными, но были уничтожены шасси и винт VDM (также немецкий). Восстановление машины не было простым, но в апреле самолет продолжил полеты. К несчастью однажды из-за отказа тормозов самолет был серьезно поврежден о двери ангара, и должен был быть отправлен в цех. Больше T-IX до летного состояния не доводился. Нацистская Германия вторглась в Нидерланды 10 мая 1940 года, и вскоре после этого прототип был конфискован немцами.

Однако они забрали только британские двигатели Hercules, оставив остальную часть на месте. После войны полуразобраный T-IX был отправлен в политехнический университет в Дельфте (Delft), а оттуда на военную базу Гилзе-Рийен (Gilze-Rijen). Там машина находилась до 1960 года, после чего была отправлена на слом. Конечно это позор, поскольку такой самолет был бы замечательным экспонатом любого музея авиации.

Fokker T-IX был цельнометаллическим свободнонесущим среднепланом с экипажем от четырех до пяти человек; он оснащался двумя радиальными двигателями Bristol Hercules мощностью 1375 л.с.. Вооружение самолёта размещалось в фюзеляже - здесь могли быть установлены одна 20-мм пушка (ее установка в носовой турели была вдохновлена самолетом Martin 139) и до четырех оборонительных 7,7-мм пулемета (в расположенных в задней части фюзеляжа двух шкворневых установках могли размещаться по 1-2 пулемета), однако прототип летал без вооружения. Бомбовая нагрузка доходила до 2000 кг.

На первом прототипе были нанесены опознавательные знаки, похожие на чехословацкие, за исключением того, что в центре был нанесен оранжевый диск. Самолёт первоначально имел номер 701, который позднее был заменен на 970. 23 сентября 1939 года в Нидерландах были введены новые опознавательные знаки - оранжевые треугольники, которые также были нанесены и на T-IX.






 ЛТХ:
Модификация   Fokker T.IX
Размах крыла, м   24.70
Длина, м   16.50
Высота, м   5.10
Площадь крыла, м2   88.30
Масса, кг  
  пустого самолета   6500
  нормальная взлетная   11200
Тип двигателя   2 ПД Bristol Hercules II
Мощность, л.с.   2 х 1375
Максимальная скорость , км/ч   440
Крейсерская скорость , км/ч   398
Практическая дальность, км   2720
Практический потолок, м   8000
Экипаж, чел   5
Вооружение:   одна 20-мм пушка и четыре 7.7-мм пулемета
  до 2000 кг бомб или две торпеды


 Доп. информация :


  Чертеж "Fokker T.IX"
  Фотографии:

 Сборка Fokker T.IX
 Fokker T.IX
 Fokker T.IX
 Fokker T.IX
 Fokker T.IX
 Fokker T.IX
 Fokker T.IX
 Fokker T.IX
 Fokker T.IX
 Fokker T.IX
 Fokker T.IX
 Fokker T.IX
 Fokker T.IX
 Fokker T.IX
 Fokker T.IX
 Fokker T.IX

  Схемы:

 Fokker T.IX
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 Fokker T.IX ВВС Нидерландов

  



 

Список источников:

Альтернативная История. Иван Бякин. Опытный бомбардировщик-торпедоносец Fokker T-IX
Андрей Крумкач. Бомбардировщик - торпедоносец Fokker T.IX
Thijs Postma. Fokker : Aircraft Builders to the World
Peter Alting. Fokkers in Uniform
Phantom Zeichnungen Fokker Flugzeuge
Henri Hegener. Fokker - The Man and His Aircraft
Le Fana de l'Aviation 1977-12. Harm J. Hazewinkel. Fokker T-IX
T. Postma, T. Wesselink. De Nederlandse vliegtuigen
Fokker-history.com. De Fokker T.IX
Nimh-beeldbank.defensie.nl. Fokker T.9
Dutch-Aviation.nl. Fokker T.IX
1000aircraftphotos.com. No. 5124. Fokker T.IX (970) Netherlands Army Air Service
L+K 1979-14. Vaclav Nemecek. Fokker T-IX


Уголок неба. 2024 



 

  Реклама: