главная авиация второй мировой морские  
   Mosquito Tse-Tse
       
Разработчик: de Havilland
Страна: Великобритания
Первый полет: 1943
Тип: Противолодочный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Первым подразделением Берегового командования, получившим на вооружение истребители "Москито" F.II и PR.II в мае 1943 г., стала 333-я (норвежская) эскадрилья. Ее основной задачей стали полеты на разведку норвежского побережья, в то время как ударные функции возлагались на эскадрильи "Бьюфайтеров". "Двойки" в руках норвежских пилотов оказались весьма агрессивными: в июне они помимо слежения за перемещением немецких тяжелых кораблей уничтожили гидросамолет Do24. К октябрю 333-я полностью перевооружилась на более подходящие для борьбы с судоходством истребители-бомбардировщики FB.VI. В конце года такие же машины получила 248-я эскадрилья. "Москито" FB.VI могли наносить серьезные стрелково-пушечные и бомбовые удары по морским коммуникациям противника, но руководство Берегового командования желало большего. Нужен был самолет, способный одной внезапной атакой с высокой вероятностью уничтожать подводные лодки.

Еще 19 марта 1943 г. "Де Хевилленд" получила запрос от Министерства авиации о возможности вооружения "Москито" пушечной установкой с общей массой около 800 кг, включая боекомплект и лафет. Сила отдачи, как предполагалось, не должна была превысить четырех тонн. Руководители компании ответили, что, хотя такая проблема специально не изучалась, конструкторы не видят особых препятствий. Здесь они немного покривили душой, поскольку еще в декабре 1942 г. выполнялась инициативная проработка возможности установки на "Мосси" мощного 94-мм зенитного орудия, а позднее - полевой пушки такого же калибра. Поэтому Де Хевилленд - старший вполне понимал все аспекты проблемы, но надеялся выиграть время на разработку. При более подробном ознакомлении с техническими деталями проекта специалисты "Де Хевилленд" испытали даже облегчение - ведь речь шла об установке "всего лишь" 57-мм орудия. Для первых прикидок и примерок использовали фюзеляжи двух поврежденных "Москито". В апреле 1943 г. переделке подвергся серийный истребитель-бомбардировщик FB.VI (заводской номер HJ732). Работа продвигалась настолько успешно, что Министерство авиации, не дожидаясь итогов испытаний, заказало 30 истребителей-бомбардировщиков с вооружением, состоявшим их четырех пулеметов "Браунинг" и шестифунтовой (противотанковой) пушки.

Опытную машину подали в цех окончательной окраски 6 июня, а спустя два дня она впервые поднялась в воздух. Вскоре ее передали в летно-испытательный центр Боскомб Даун, и радужное настроение специалистов "Де Хевилленд" как рукой сняло. Выявились серьезные дефекты в системе питания пушки снарядами: после одного-двух выстрелов орудие замолкало. Собственно, вина лежала целиком на вооруженцах. К самолету, его прочности претензий не было. Машину пришлось вернуть для доработок в Хатфилд. Пока доводили пушечную установку, в Боскомб Даун отправился другой FB.VI. На нем смонтировали новую броневую защиту для экипажа и моторов. Броня "потянула" на 400 кг, но была совершенно необходима, поскольку атому варианту "Москито" предстояло атаковать боевые корабли с мощными и разнообразными средствами ПВО.

К августу 1943 г. отладка и испытания пушечной установки на HJ732 завершились. Запустили производство для переделки самолетов FB.VI в вариант FB.XVIII. Однако хроническая нехватка истребителей-бомбардировщиков в других "ведомствах" ограничила их поставки для Берегового командования. Темп выпуска "восемнадцатых" оказался чрезвычайно низким. Только в начале октября первая тройка FB.XVIII поступила на войсковые испытания. По их результатам специалисты из Боскомб Даун рекомендовали фирме увеличить запас горючего на 280-300 л, с тем чтобы с баз Южной Англии самолеты могли контролировать обстановку в Бискайском заливе. В середине октября пару FB.XVIII передали на вооружение 248-й эскадрильи. 24 октября Роуз (тот самый, который экспериментировал с "Хайболлами") и канадец Боннет вылетели на свободную охоту. Спустя еще десять дней Роуз снова повел свой "Москито" на задание, ставшее для него последним. В открытом море пилот заметил немецкий тральщик и обстрелял его из пушки. Но немцы оказались точнее: зенитный снаряд разорвался в хвостовой части фюзеляжа и самолет, потерявший управление, рухнул в море. 7 ноября Боннет на уцелевшем FB.XVIII обнаружил и внезапно нанес удар по немецкой подводной лодке в надводном положении. Несколько снарядов разорвались в районе рубки. Лодка поспешно погрузилась и, по немецким данным, сумела добраться до базы. Вплоть до самого конца 1943 г. патрулирования над морем выполняли "Бьюфайтеры" 248-й эскадрильи. В новом году эту функцию полностью переложили на "Москито". Четверки и шестерки регулярно поднимались в воздух с задачей загнать под воду "волчат" адмирала Деница. По состоянию на февраль 1944 г. в составе эскадрильи имелось 16 FB.VI и 4 FB.XVIII.

Настоящий боевой успех пришел 10 марта. В этот день смешанная группа (4 FB.VI и 2 FB.XVIII) отыскала в море немецкий конвой, прикрытый с воздуха пятеркой Ju88. В то время как FB.VI занялись истребителями сопровождения, "пушечные" FB.XVIII спикировали и добились прямых попаданий в эсминец, на котором возник пожар. Пилоты "шестерок" сбили одного за другим трех "юнкерсов", еще одного уничтожил пилот FB.XVIII. Группа "Москито" вернулась без потерь. В другой стычке, происшедшей 11 апреля, шестерка FB.VI и пара FB.XVIII атаковали немецкие подводные лодки, эскортируемые кораблями ПВО и восьмеркой Ju-88. На этот раз результаты были более скромными: сбито два "юнкерса" и повреждены подлодки, зато 248-я эскадрилья лишилась сразу четырех "Москито". В день высадки в Нормандии эскадрилья оказалась в числе наиболее загруженных. На первое боевое задание самолеты вылетели в 4.45, а последний истребитель-бомбардировщик приземлился лишь в 22.15. Утром самолеты эскадрильи атаковали немецкую подводную лодку, а во второй половине дня совместно с "Бьюфайтерами" из 144-й и 404-й эскадрилий участвовали в нанесении удара по трем вражеским эсминцам. Один из них затонул, а второй был серьезно поврежден. Кроме того, удалось уничтожить истребитель сопровождения Ju-188.

На следующий день FB.XVIII из 248-й эскадрильи едва не потопил немецкую подводную лодку, выпустив по ней 12 снарядов. Лодка срочно погрузилась, оставив на поверхности большое масляное пятно и одного члена экипажа, не успевшего прыгнуть в люк. Двумя днями позже "пушечные" истребители-бомбардировщики обнаружили и обстреляли эсминец противника, севший на мель неподалеку от маяка Иль де Бас. На корабле наблюдались взрывы и большой пожар. 10 июня четверка "Москито" удачно атаковала вражескую подлодку U-821, в результате чего ее покинул экипаж. Лодку добил "Либерейтор" из 206-й эскадрильи, однако именно два попадания 57-мм снарядов с FB.XVIII (заводской номер NT225) воспрепятствовали ее срочному погружению. Продолжались исследования, направленные на повышение эффективности боевого применения "Мосси" по морским целям. На одном из FB.VI, принадлежавшем 248-й эскадрилье, проверялась возможность подвески, транспортировки и сбрасывания авиационных мин А.VIII и глубинных бомб Mk.XI. Впервые 25-фунтовые (11,2-килограммовые) глубинные бомбы в боевых условиях "Москито" применили 22 июня 1944 г. по объекту, принятому за перископ вражеской подлодки.

В условиях энергичного противодействия со стороны корабельной зенитной артиллерии и истребителей противника "Москито" Берегового командования порой демонстрировали удивительную живучесть. Флайт лейтенант С.Нанн дважды за три месяца возвращался на свой аэродром на сильно поврежденных самолетах, причем в обоих случаях он прилетал на одном моторе. Так, в ходе атаки вражеских кораблей 16 июля машина Нанна получила прямое попадание зенитного снаряда среднего калибра в двигатель, отчего он оторвался вместе с моторамой. Осколки повредили топливную и гидравлическую системы. Белая полоса бензиновых паров, потянувшаяся за истребителем-бомбардировщиком, каждую минуту угрожала взрывом. Следовало срочно покинуть машину, но фюзеляж оказался деформированным и оба люка - входной и аварийный - заклинило. Пришлось "тянуть" на базу, где Нанн совершил посадку "на живот", поскольку шасси не выпускались. Выбравшись из самолета, пилот и оператор после беглого осмотра были потрясены. Масштабы разрушений центроплана и хвостового оперения оказались чудовищными: в правой части крыла зияли сквозные пробоины, задний лонжерон почти полностью перебит, отсутствовала правая половина руля высоты и часть руля направления. Любопытно, что машину впоследствии восстановили, и она летала на боевые задания до конца войны.

В июле-августе 1944 г. "Москито" Берегового командования внесли свой вклад в борьбу с немецкими самолетами-носителями планирующих бомб "Хеншель" Hs-293. 21 июля пара FB.VI из 248-й эскадрильи перехватила и уничтожила два Do217 с планирующими бомбами на борту. Внезапности атаки способствовал заход со стороны солнца: пилоты "Мосси" неплохо знали тактику воздушного боя. В октябре 1944 г. истребители-бомбардировщики "Москито" двух эскадрилий Берегового командования доработали для применения реактивных снарядов. Под крылом каждого самолета подвешивались по 8 "эрэсов". Имелись две их разновидности: с бронебойной 25-фунтовой (масса снаряда 11,2 кг) и фугасной 60-фунтовой (масса снаряда 27,2 кг) боевой частью, диаметр ракетного двигателя которой в обоих случаях - 114 мм. Залп такого "Москито" по огневой мощи соответствовал залпу легкого крейсера. Впервые реактивные снаряды с "Москито" Берегового командования применили 28 октября. В этот день 20 FB.VI и три FB.XVIII из 235 и 248-й эскадрилий атаковали судно противника в районе Кристианзунд. В результате многочисленных взрывов судно затонуло.

29 ноября вновь попала под удар "Мосси" из 248-й эскадрильи немецкая подводная лодка. На этот раз ее атаковали только истребители-бомбардировщики FB.VI, добившись нескольких попаданий 20-мм снарядов. "Раненая" подлодка срочно погрузилась. Самолеты Берегового командования действовали преимущественно над морскими районами и редко встречались в воздухе с одномоторными немецкими истребителями. Но избежать таких встреч все же удавалось не всегда.

17 декабря 1944 г. при нанесении удара по объектам на норвежском побережье большая группа "Москито" и "Бьюфаитеров" Берегового командования, сопровождаемая "Мустангами" из 315-й эскадрильи, была перехвачена двадцатью Bf.109 и FW-190. В завязавшемся бою, по докладам английских летчиков, немцы потеряли четыре Bf.109 и два FW-190. На свои аэродромы не вернулись два "Москито", "Бьюфайтер" и "Мустанг". Слабым утешением для экипажей сбитых английских самолетов оказалось спасательное снаряжение, сброшенное самолетом сопровождения "Варвик" (Warwick). Зимой в ледяной воде Северной Атлантики человек мог продержаться всего несколько минут.

В начале 1945 г. погода не благоприятствовала активной боевой деятельности самолетов Берегового командования. Низкая облачность, частые туманы на протяжении большей части января и февраля приковали машины к аэродромам. Только в марте "Москито" вновь "показали зубы" противнику. В результате удара по норвежскому порту Аалезунд 17 марта были потоплены два больших транспорта. Налет был организован силами 235-й и 248-й эскадрилий, выделивших 31 "Москито". По оценкам пилотов в одно из судов противника попало не менее 32 реактивных снарядов, из них 14 ниже ватерлинии. Другой транспорт получил 37 попаданий, большая часть которых также пришлась в подводную часть корпуса. В апреле активность многих английских авиаэскадрилий снова снизилась, но теперь уже по другой причине. Все меньше оставалось объектов для ударов на территории Германии.

Эта тенденция не коснулась подразделений Берегового комалдования. 9 апреля, наконец, пришел реальный, полноценный успех в борьбе с германским подводным флотом. Рано утром самолеты 143-й и 235-й эскадрилий атаковали и потопили подлодку, применив реактивные снаряды. Затем тройка "Москито" из 248-й эскадрильи обнаружила еще одну субмарину в надводном положении. Несколько прямых попаданий реактивных снарядов, и на лодке произошел мощнейший взрыв. Третью лодку уже вечером атаковали самолеты 143-й и 235-й эскадрилий. Возник пожар и экипаж покинул гибнущую подлодку. Потери англичан составили один "Москито", севший на воду, а еще три из-за повреждений вынуждены были приземлиться на территории Швеции.

19 апреля истребители-бомбардировщики Берегового командования отличились дважды. Вначале они потопили подводную лодку U-251 в проливе Каттегат. Затем большая группа "Москито" из 143, 235, 248 и 333-й эскадрилий случайно наткнулась на отряд немецких бомбардировщиков-торпедоносцев. В результате последовавшего боя пять Ju-88 и четыре Ju-188 рухнули в Северное море. Англичане потерь не имели.

Специальное звено "пушечных" FB.XVIII еще в марте 1945 г. передали из 248-й эскадрильи в 254-ю, которая специализировалась на уничтожении немецких карликовых подводных лодок в Ла-Манше. 18 апреля "Мосси" из 254-й эскадрильи обнаружили сразу 5 таких лодок в надводном положении, но пока они разворачивались для атаки, субмарины успели погрузиться. Больше повезло экипажам из 236, 248 и 254-и эскадрилий в мае, когда за три дня им удалось уничтожить 6 вражеских подлодок. Так, только 4 мая в районе Киля немцы потеряли сразу 4 лодки, следовавшие в надводном положении под эскортом кораблей ПВО. Английские летчики почувствовали вкус победы и спешили отличиться в ходе последних боевых вылетов. Один из "Москито", принадлежавший 404-й эскадрилье, вернулся на свой аэродром с обломком мачты вражеского корабля в фюзеляже: настолько низко он вышел из атаки.

После капитуляции Германии самолеты Берегового командования еще почти две недели продолжали выполнять боевые вылеты на патрулирование морских районов. Ожидалось, что высокопоставленные немецкие военные преступники попытаются сбежать в Южную Америку, используя уцелевшие подводные лодки. Не исключалось продолжение "своей" войны на море отдельными сумасшедшими командирами. И действительно, часть немецких подлодок капитулировала только спустя две недели. Последний полет на патрулирование "Москито" Берегового командования совершили 21 мая 1945 г.





 ЛТХ:
Модификация   Mosquito FB.Mk.XVIII
Размах крыла, м   16.51
Длина, м   12.45
Высота, м   4.65
Площадь крыла, м2   42.18
Масса, кг  
  пустого самолета   6700
  нормальная взлетная    9660
Тип двигателя   2 ПД Rolls-Royce Merlin 25
Мощность, л.с.   2 х 1640
Максимальная скорость , км/ч   603
Крейсерская скорость , км/ч   506
Практическая дальность, км   1700
Скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   7600
Экипаж, чел   2
Вооружение:   одна 57-мм пушка и четыре 7.7-мм пулемета
  464 кг бомб или 8х114-мм неуправляемых ракет


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Mosquito FB.Mk.XVIII
 Mosquito FB.Mk.XVIII
 Mosquito FB.Mk.XVIII
 Mosquito FB.XVIII Tse-tse (на переднем плане 57-мм пушка Molins)
 Mosquito FB.Mk.XVIII
 Mosquito FB.Mk.XVIII
 Mosquito FB.Mk.XVIII
 Mosquito FB.Mk.XVIII
 Mosquito FB.Mk.XVIII
 Mosquito FB.Mk.XVIII
 Mosquito FB.Mk.XVIII
 Mosquito FB.Mk.XVIII

  Схемы:

 Mosquito FB.Mk.XVIII

  Варианты окраски:

 Mosquito FB.Mk.XVIII 248 Sq. RAF (с) Bob Pearson
 Mosquito FB.Mk.XVIII 235 Sq. RAF

 



 

Список источников:

Арсенал-Пресс. А.Н.Медведь. Де Хевилленд Москито
Squadron/Signal. Aircraft No.127,139. Mosquito in Action
Vic Flinthman. Post-war military aircraft in British service
FAQs.org.Greg Goebel. Air Vectors. The De Havilland Mosquito & Hornet
Bob Pearson & Chris Banyai-Riepl. History in Illustration. The de Havilland Mosquito
Monografie Lotnicze 101. R. Gretzyngier, L. Musialkowski. De Havilland Mosquito
Aston. Stuart Howe. De Havilland Mosquito. An Illustrated History
Squadron/Signal. Aircraft No.127, 139. Jerry Scutts. de Havilland Mosquito in action
Combat Legend. Robert Jackson. d
e Havilland Mosquito
Crowood. Martin W. Bowman. De Havilland Mosquito
FAotW No.48.
De Havilland Mosquito 
Wydawnictwo Militaria No.157. P. Przymusiala, D. Karnas. de Havilland 98 "Mosquito"

Air International 1983-01. Mosquito : De H's Beautiful Bomber


Уголок неба. 2017  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: