главная авиация второй мировой морские  
   Mosquito TF/TR
       
Разработчик: de Havilland
Страна: Великобритания
Первый полет: 1943
Тип: Торпедоносец
  ЛТХ     Доп. информация
   


Выдающиеся боевые качества "Москито" вполне закономерно вызвали заинтересованность руководителей адмиралтейства. Компания "Де Хевилленд" в конце лета 1943 г. получила полуофициальный заказ на проработку палубного варианта торпедоносца-разведчика и, возможно, истребителя. В октябре серийный "Москито" FB.VI (заводской номер LR359) срочно переоборудовали для выполнения летных экспериментов. С машины сняли пулеметно-пушечное вооружение, усилили фюзеляж в месте крепления посадочного гака. Кроме того, моторы "Мерлин" 25 форсировали по наддуву и снабдили четырехлопастными винтами диаметром 3,8 м.

Первые экспериментальные полеты были выполнены в ноябре 1943 г. на авиабазе Фарнборо. Позднее они были продолжены на авиабазе Аброут, где имелась модель полетной палубы авианосца в натуральную величину с полным набором аэрофинишеров и аварийных барьеров. Специально приглашенный из летно-испытательного центра Боскомб Даун пилот Э.Браун приступил к отработке особых способов взлета, обеспечивавших минимальную длину разбега. Он старался как можно дольше удерживать самолет на "трех точках". В результате Брауну удавалось взлетать в условиях полного штиля, использовав всего 190 м полосы. При этом взлетная масса машины составляла 7260 кг. Если ее увеличивали до 9070 кг, то длина разбега также возрастала до 250 м. Браун рекомендовал выдерживать скорость планирования при заходе на посадку на уровне 167- 170 км/ч, а посадочную - 150 км/ч (учитывая крутую "авианосную" траекторию снижения и необходимость обеспечения ухода на второй круг). В начале марта 1944 г. в Фарнборо появился второй экземпляр опытной палубной машины, "конвертированный" из истребителя-бомбардировщика "Москито" FB.VI (заводской номер LR387).

27 марта 1944 г. приступили к выполнению реальных взлетов-посадок на авианосце "Индефатигейбл". Первые эксперименты Браун выполнял при минимально допустимой массе машины, с учетом возможности ухода в случае неудачи на ближайший береговой аэродром. К моменту появления "Москито" авианосец развернулся против ветра и дал полный ход. Пилоту по радио передали, что скорость воздушного потока над палубой составляет 74 км/ч. Браун, которому прежде не приходилось садиться на корабль, вполне уверенно выполнил заход на посадку. "Мосси" захватил второй трос аэрофинишера и быстро остановился. Адмирал Портал, флаг-офицер Морского авиационного командования, поздравил Брауна с первой в истории авиации посадкой двухмоторного самолета на авианосец.

После дозаправки машину подготовили к взлету. Сравнительно большой размах крыла препятствовал старту по осевой линии, пришлось немного сместить самолет влево. Теперь левое колесо оказалось в опасной близости от края полетной палубы. Требовалось очень оперативно реагировать на возможный разворот машины в процессе разбега. Старт с авианосца давал и определенные преимущества. Оперение даже неподвижного относительно палубы самолета обдувалось мощным воздушным потоком, и было эффективным с самого начала разбега. Длина разбега оказалась настолько малой, что непроизвольный разворот при взлете не успевал проявиться в опасных масштабах. "Москито" нормально оторвался от палубы.

В тот день LR359 пять раз садился и взлетал с палубы "Индефатигейбла". Полетную массу машины постепенно увеличили до 8165 кг. Шестая посадка едва не закончилась катастрофой в результате разрушения посадочного гака. "Москито" чиркнул по полетной палубе, Браун успел дать газ, и самолет, едва не зацепив колесами за верхушки волн, направился в сторону берегового аэродрома. После усиления посадочных приспособлений с 9 мая 1944 г. приступили ко второму этапу испытаний. На этот раз все прошло без происшествий. "Москито" уверенно взлетал и садился на "Индефатигейбл" с бомбами, подвесными баками и реактивными снарядами. Полетную массу машины довели до 9530 кг. Всего выполнено 19 успешных взлетов и посадок. Вместе с тем, в представленном варианте "Москито" подвергся обоснованной критике. Для авианосного самолета его закрылки имели слишком малую площадь, резиновая амортизация шасси не обеспечивала безопасной посадки при больших вертикальных скоростях подхода, а аварийный люк оказался слишком мал для быстрого покидания машины в случае вынужденной посадки на воду. В техническом задании N.15/44 адмиралтейство сформулировало, каким оно хотело бы видеть облик палубного варианта "Москито" с учетом выявленных недостатков. Важнейшим отличием "морской" модификации должно было стать крыло со складывающимися консолями.

Столь радикальная переработка оказалась возможной только после окончания войны. Два опытных торпедоносца √ истребителя - разведчика "Москито" TF/TR.33 завод в Ливсдене построил в 1946 г. Силовая установка состояла из двух "Мерлинов" 25. Самолет оборудовался американским радиолокатором ASH, шасси с масляно-пневматической амортизацией и вооружался четырьмя пушками. Под фюзеляжем он мог нести 908-кг торпеду, бомбу или мину. В другом варианте имелась возможность подвески четырех 227-кг бомб: двух в фюзеляжном бомбоотсеке и еще двух под крылом. Подъем консолей производился вручную. В 1946-1947 гг. завод в Ливсдене построил 50 серийных TF/TR.33. Первые 13 машин имели нескладывающееся крыло. Самолет с заводским номером TW240 использовали для отработки второй серийной модификации палубного "Москито" TR.37. Важнейшее отличие этого варианта заключалось в установке радиолокатора ASV.Mk.XIII под удлиненным обтекателем. Всего построено 14 таких машин.






 ЛТХ:
Модификация   Mosquito TR.Mk.33
Размах крыла, м   16.51
Длина, м   12.88
Высота, м   4.69
Площадь крыла, м2   42.18
Масса, кг  
  пустого самолета   6740
  нормальная взлетная    9530
Тип двигателя   2 ПД Rolls-Royce Merlin 25
Мощность, л.с.   2 х 1640
Максимальная скорость , км/ч   621
Крейсерская скорость , км/ч   535
Практическая дальность, км   1500
Скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   7850
Экипаж, чел   2
Вооружение:   четыре 20-мм пушки
  одна 1362-кг торпеда или 8х114-мм НУРС


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Югославский Mosquito FB.VI оснащенный торпедой
 Прототип Mosquito TR.33
 Mosquito TR.33
 Mosquito TR.33
 Mosquito TR.33
 Mosquito TR.33
 Mosquito TR.33
 Mosquito TR.33
 Mosquito TR.37
 Mosquito TR.37
 Mosquito TR.37
 Кабина пилота TR.37

  Схемы:

 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 Mosquito TR.33   771 Sq.   (c) Andy Hay
 Mosquito TR.33   771 Sq.
 Mosquito TR.37

 



 

Список источников:

Арсенал-Пресс. А.Н.Медведь. Де Хевилленд Москито
Squadron/Signal. Aircraft No.127,139. Mosquito in Action
Vic Flinthman. Post-war military aircraft in British service
FAQs.org.Greg Goebel. Air Vectors. The De Havilland Mosquito & Hornet
Monografie Lotnicze 101. R. Gretzyngier, L. Musialkowski. De Havilland Mosquito
Aston. Stuart Howe. De Havilland Mosquito. An Illustrated History
Squadron/Signal. Aircraft No.127, 139. Jerry Scutts. de Havilland Mosquito in action
Combat Legend. Robert Jackson. d
e Havilland Mosquito
Crowood. Martin W. Bowman. De Havilland Mosquito
FAotW No.48.
De Havilland Mosquito 
Wydawnictwo Militaria No.157. P. Przymusiala, D. Karnas. de Havilland 98 "Mosquito"

Air International 1983-01. Mosquito : De H's Beautiful Bomber


Уголок неба. 2017  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: