Уголок неба ¦ Blohm und Voss BV.238

Реклама...

    


 
главная авиация второй мировой морские
   BV.238
       
Разработчик: Blohm und Voss
Страна: Германия
Первый полет: 1944
Тип: Многоцелевая летающая лодка
  ЛТХ     Доп. информация
   


Весной 1940г. Технический департамент РЛМ предложил рассмотреть "Блом унд Фосс" возможность создания "эрзац ВV.138", предназначенного для решения транспортных задач и ведения дальней морской разведки. "Эрзац" должен был заменить ВV.138, только поступивший на вооружение люфтваффе. Конструкторы Фогта вместе с присоединившимся к ним Германом Пульманом из "Юнкерса" выдвинули восемь проектов летающих лодок различных размеров и отвечающих требованиям РЛМ. Тем временем технический департамент поднял "планку" требований. Обводы подводной части корпуса летающей лодки оставались неизменными вот уже 20 лет, а отношение длины к ширине (L/В) традиционно бралось равным 6. В результате испытаний в бассейне ДСФ ВV.222 получил обводы с L/В=8.4, что было большим шагом вперед и должно было, по идее, снизить воздушное и гидродинамическое сопротивление корпуса лодки и повысить ее мореходные качества. Были некоторые сомнения относительно поведения на воде, особенно в отношении продольной и курсовой устойчивости при удлиненных обводах. Первые же испытания в сентябре 1940г. ВV.222-V1 разрешили все сомнения в отношении удлиненного корпуса лодки, а испытания ДСФ показали, что L/В может быть даже еще больше увеличено. В результате Технический департамент и пересмотрел свои требования к "эрзац ВV.138".

В ноябре 1940г. "Блом унд Фосс" было предложено начать работу над новым проектом с учетом последних исследований под четыре двигателя Jumo-223 общей мощностью 10000л.с. Мотор представлял собой 24-цилиндровую коробку из четырех дизелей Jumo-205. Единый редуктор обеспечивал работу четырех коленвалов на один винт. Эскизный проект, предложенный в середине февраля 1941г, предусматривал летающую лодку с размахом крыла 53 м и длиной фюзеляжа 39.7 м. Hормальный взлетный вес оценивался в 56 т, а максимальный в 74.5 т. Hагрузка на крыло была при этом 300 кг/м и 400 кг/м, соответственно, при площади крыла 180 квм. L/В было равно 10.

Интересно сравнить эти цифры с летающей лодкой "Мартин" ХРВ-2М-1 или "модель-170 Марс", создаваемой в Балтиморе. Американский самолет имел L/В-6.3, площадь крыла 331 кв.м при размахе 61 м и нагрузке 190кг/м при весе 65.3 т.

Вооружение планировалось из 12 20мм пушек МG-151 в основном в управляемых дистанционно башнях. Максимальная скорость оценивалась в 342км/ч у воды и 396 км/ч на высоте 6000 м. Максимальная дальность была 4800 км при скорости 378км/ч и нормальном весе и 9300 км при скорости 323 км/н и при максимальном взлетном весе. "Блом унд Фосс" было предложено начать детальную проработку проекта, которому РЛМ присвоила обозначение BV.238.

К июлю 1941г. стало ясно, что Jumo-223 так и не появится на свет, и из-за отсутствия двигателей такой же мощности конструкторам фирмы ничего не оставалось, как срочно переделать проект под шесть моторов. Эти изменения потребовали увеличить размеры. Размах крыла стал 57.8 м, а площадь 336кв.м. Длина самолета увеличилась до 45.5 м. К этому добавилось требование использовать ВV.238 в качестве бомбардировщика.

Осенью 1941г. "Блом унд Фосс" получила от РЛМ заказ на четыре опытных самолета, включая три А-серии с двигателями жидкостного охлаждения DB-603 и один Б-серии со звездообразчыми ВМW-801. К работам была подключена "Везер флюгцойгбау". Hекоторые узлы проектировались на французской фирме "Луи Бреге" и на чехословацкой "Флюгтехнише фертигунгсгемейншафт Праг", получившей заказ на изготовление деревянной летающей модели лодки в масштабе 1:3.75.

Hа ВV.238 был установлен уже традиционный для "Блом унд Фосс" трубчатый лонжерон, идущий по 30% хорды крыла. Всю заднюю кромку центроплана занимали закрылки. В передней кромке лонжерона были сделаны лазы для доступа к двигателям в полете. Корпус цельнометаллической конструкции с обшивкой из коррозионностойкого сплава имел в носовой части открывающиеся створки люка, позволявшего вести разгрузку-погрузку прямо на нижнюю палубу. Передний редан c очень небольшим уступом дополнялся восемью небольшими реданами. Система управления была как на ВV.222 - частично ручная, частично на сервоприводах.

До конца 1941г. "Блом унд Фосс" предложила Техническому департаменту так называемый сухопутный вариант ВV.238, который отличался только заменой редана на бомбоотсек и установкой тележки шасси, плюс носового спаренного колеса и двух поддерживающих крыльевых стоек. Сухопутная версия должна была использоваться в качестве тяжелого транспортного самолета, способного нести 40 т груза на 2000 км, и в качестве бомбардировщика, доставляющего 20 т бомб на 7000 км и 4 т на 10000 км. В качестве дальнего разведчика самолет был способен вести разведку большей части атлантического побережья США. В начале 1942г. этот проект получил обозначение ВV.250. Четыре опытных самолета собирались параллельно с четыремя морскими собратьями. Кроме снятия редана, установки шасси и бомбоотсека ВV.250 ничем не отличался от летающей лодки, включая и состав вооружения.

Оборонительное вооружение состояло из передней верхней башни; двух боковых турелей с позициями стрелков под ними; двух боковых турелей за крыльями с прицельными позициями над установками и кормовой башни. В апреле 1942г. боковые турели было решено заменить спаркой пулеметов МG-131 или одной пушкой МG-151, а через год было решено снять и две оставшиеся башни. Теперь вооружение ВV.238 планировалось из носовой башни HD-151z с парой 20мм пушек МG-151 с 2800 снарядами, двух (носовой и хвостовой) башен HL-131f с четыремя пулеметами МG-131 и 7200 патронами, по паре МG-131 с 500 патронами на ствол в боковых установках и парой четырехпулеметных башен HL-131f с 3600 патронами на концах центроплана.

Крыльевые башни потребовали установку дополнительной секции между центропланом и консолью с распределением нагрузки от башни на главный лонжерон. В результате размах крыла увеличился до 60.2 м, а площадь до 349кв.м. Так как лонжероны первых трек самолетов были уже закончены, решили использовать новый лонжерон с усиленной секцией под башню, начиная с первого самолета Б-серии - ВV.238-V4, на который планировалось первым установить оборонительное вооружение. Снятие хвостового конуса с дистанционно управляемой башней и ее замена на HL-131f сократило длину корпуса с 45.5 до 43.4 м.

Тем временем продолжались работы над деревянным аналогом FGP.227. Его готовность задерживалась, и он так и не оказал влияния на работы по ВV.238. Аналог был оснащен шестью двухтактными двигателями воздушного охлаждения ILO-F-12/400 мощностью 21л.с. Пустой вес был 1250кг, взлетный 1640кг. Экипаж состоял из двух человек. Размеры: размах 15.3 м; длина 12 м; площадь крыла 23.5кв.м.

FGP.227 (ВQ+UZ) был закончен в начале 1944г. и имел вспомогательное шасси из 10 небольших колес с шинами низкого давления, которые предназначались для проведения заводских летных испытаний с травяного аэродрома. Так как самолет решительно отказывался взлетать, его разобрали и погрузили на поезд для перевозки в Травемюнде. Машина при этом была повреждена из-за того, что французские военнопленные, осуществлявшие погрузку, решили, что это какой-то вид секретного оружия, и "уронили" крыло самолета с высоты 5 м. Ремонт затянулся до сентября 1944г, когда FGP.227 совершил свой первый полет в Травемюнде. Сразу после взлета все шесть двигателей разом встали из-за непоступления топлива. В результате вынужденной посадки самолет вновь был поврежден. После очередного восстановления он совершил в Травемюнде несколько полетов и был найден там союзниками после окончания войны. Его отправили на исследования в Филекстоу, где позже он был сдан на слом.

ВV.238-V1 (RО+ЕZ) был закончен в начале 1944г. и приступил к полетам в апреле. Самолет не имел вооружения, был оснащен шестью двигателями DB-603А мощностью 1750л.с, и хотя по размерам он уступал крупнейшему на тот момент самолету в мире - туполевскому АHТ-20, все же ВV.238 был самым тяжелым в мире. Его полетный вес достигал 80 т. С использованием четырех стартовых ускорителей тягой 1500кг взлетный вес достигал 90 т. Пустой вес был 50800кг, максимальный запас топлива 49000 л. В состав экипажа входило до 10 человек.

V1 все еще проходил испытания, когда его потопили на якорной стоянке "Мустанги" Р-51. К этому времени второй опытный ВV.238-V2 был почти закончен, а сборка VЗ уже зашла довольно далеко. Обе машины должны были получить DB-603D взлетной мощностью 1900л.с. V4 и V5 планировавшиеся в качестве прототипов Б- и А-серий были готовы к сборке, как и четыре опытных ВV.250. Hо в конце лета 1944г. вся программа была прекращена, а наполовину готовые самолеты пошли на слом.



    



 ЛТХ:
Модификация   ВV.238V-1
Размах крыла, м   60.20
Длина, м   43.40
Высота, м   12.80
Площадь крыла, м2   349.00
Масса, кг  
  пустого самолета   54800
  нормальная взлетная   90100
  максимальная взлетная   100000
Тип двигателя   6 ДД Daimler-Benz DB-603D
Мощность, л.с.  
  взлетная   6 х 1900
  на высоте   6 х 1560
Максимальная скорость , км/ч  
  у земли   345
  на высоте   422
Крейсерская скорость , км/ч  
  у земли   320
  на высоте   356
Практическая дальность, км   7800
Экипаж, чел   7
Вооружение:   четыре 13-мм пулемета МG-131 с 1800 патронами на ствол в носовой и кормовой башнях,  2х2 пулемета МG-131 с 500 патронами в боковых окнах,  по 4 таких же пулемета в подкрыльевых башнях с 900 патронами на ствол и
 две 20мм пушки МG-151 с 2800 патронами в передней верхней башне;
 под крылом можно было подвесить 20х 250кг бомб SС-250, либо 4х 1200кг торпеды, 4х 1000кг бомбы, 4 ракеты Hs-393 или 2х 1000кг планирующие бомбы ВV-143.


 Доп. информация :


  Фотографии:

 ВV.238V-1
 ВV.238V-1
 ВV.238V-1
 ВV.238V-1
 ВV.238V-1
 ВV.238V-1
 ВV.238V-1
 ВV.238V-1
 ВV.238V-1
 ВV.238V-1
 ВV.238V-1
 ВV.238V-1
 ВV.238V-1
 Кабина пилотов ВV.238V-1

 Схемы:

 BV.238V-1
 BV.238V-1

 Варианты окраски:

 BV.238V-1

 



 

Список источников:

Уильям Грин. Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха)
Barbarossa's Hangar
Waffen-Arsenal 063. Heinz J. Nowarra. Luftgiganten uber See : BV 222 "Wiking", BV 238
Monografie Lotnucze. Marian Krzyzan. BV222 Wiking, BV238
Aeroplane Monthly 1996-07. Hans Amtmann. River Monster
Klassiker der Luftfahrt 2004-06. Heiko Muller. Gigant aus Hamburg
Flugzeug Classic 2012-08. Herbert Ringlstetter. Gigantisch und wegweisend
L+K 2015-02. miroslav Balous. Blohm und Voss BV 238


Уголок неба. 2017 



 

  Реклама: