главная авиация второй мировой морские
   BV.138B/C
       
Разработчик: Blohm und Voss
Страна: Германия
Первый полет: 1940
Тип: Дальний морской разведчик-летающая лодка
  ЛТХ     Доп. информация
   


Во время переделки ВV.138a-04 в первый ВV.138b-0 башня LВ-204 была заменена на металлический обтекатель, сохранивший возможность установки новой башни с 20мм пушкой МG-151. Первый серийный самолет сошел со сборочной линии Финкенвердера в декабре 1940г. До конца года были выпущены 14 машин, но тяжелая ледовая обстановка на Эльбе задержала их приемку и освоение до марта 1941г, когда первые семь ВV.138b-1 были приняты на баланс люфтваффе вместе с семью ВV.138c-1, которые сменили на сборочной линии В-серию.

Кроме усиления конструкции, ВV.138b-1 получил двигатели Jumo-205D мощностью на взлете 880л.с. Вооpужение состояло из 20мм пушки МG-151 в носовой башне, такая же пушка была установлена в хвостовой части лодки, а пулемет МG-15 монтировался за двигателем в центральной гондоле. Бомбовая нагрузка не изменилась, но перед передачей люфтваффе самолет был доработан под заводской набор смены вооружения, позволявший увеличить нагрузку до шести 50кг бомб или трех 150кг глубинных бомб. Этот вариант получил обозначение ВV.138b-1/U1.

ВV.138c-1 отличался дальнейшим усилением корпуса, еще больше увеличившим вес машины. а верхней части гондолы были установлены дополнительные воздухозаборники. Вместо МG-15 был установлен пулемет МG-131. Трехлопастные винты были заменены четырехлопастными. Они также ставились и на ВV.138b-1 при их модернизации. Радиооператор получил в свое распоряжение пулемет МG-15, из которого мог вести огонь через правое окно корпуса. ВV.138c-1/U1 получил тот же набор вооружения, что и ВV.138b-1/U1.

С поставкой ВV.138b-1 и c-1 оставшиеся ВV.138a-1 были выведены с побережья Франции и возвращены в Германию для доработок до уровня последних версий. о, несмотря на высокий приоритет программы, выпуск ВV.138 покатился вниз. Если в апреле 1941г. люфтваффе приняли 15 ВV.138c-1, то через месяц только 11, а в июне - 5. Это было вызвано недостатком комплектующих и оборудования: вооружения, инструментов, двигателей, винтов и радиостанций. Были предприняты меры к запуску самолета в производство на "Везер флюгцойгбау", но первый самолет едва был закончен на исходе года, да и то из деталей, присланных из Финкенвердера.

Регулярные поставки с "Везера" начались с апреля 1942г. Всего "Везер" до остановки производства в сентябре 1943г. успел выпустить 59 ВV.138c-1 (по сравнению с 79 в 1941 г). Еще 30 были выпущены на Финкенвердере до завершения производства в декабре 1943г. Общий выпуск ВV.138c составил 227 машин.

ебольшое число гидросамолетов ВV.138c в 1942-43 гг были переделаны в минные тральщики и получили обозначение ВV.138-МS. Самолеты модернизированные таким образом еще называли "Мауси-флюгцойг" - "самолет-мышеловка". Самолет использовался для траления магнитных мин на каналах, реках и у береговой черты. С ВV.138-МS снималось все вооружение. Вокруг корпуса монтировалась на подкосах магнитная обмотка, питавшаяся от вспомогательного мотора, установленного на месте носовой башни. Другие ВV.138c оснащались локаторами FuG-200 "Хохентвиль" для поиска конвоев и наведения на них подлодок. В случае необходимости самолет мог везти 10 полностью экипированных пехотинцев.

Все ВV.138b и C могли оснащаться стартовыми ракетными ускорителями тягой до 500кг. 70 ВV.138c получили узлы крепления к катапульте для запуска с авиаматок "Бусард", "Фальке", "Остмарк", "Шпербер" и "Вестфален". Эти суда, оснащенные катапультой и подъемным краном, использовались в качестве плавучих баз ВV.138 в полярных водах, вдалеке от основных баз.

С решением проблем роста ВV.138 показал себя эффективным патрульным самолетом, чрезвычайно прочным, способным выносить тяжелые повреждения как от противника, так и от погоды. Его мореходные качества, вместе со способностью находиться долго в открытом море, привели к решению использовать самолет из своеобразной засады, когда ВV.138 вылетали в Атлантику, садились на воду и дрейфовали два-три дня до сообщения о проходе конвоя союзников. После этого ВV.138 взлетал и атаковал конвой во взаимодействии с подводными лодками. Много внимание было уделено возможности обслуживания самолета экипажем вдали от базы так, что даже довольно сложный ремонт можно было провести в открытом море.

ВV.138 оказался хорошо вооруженным. Три огневые точки обеспечивали хорошие зоны обстрела. Дальность стрельбы его пушек обеспечивала эффективную оборону. Состав экипажа был увеличен до 6 человек, но обычно состоял из пяти. С максимальным запасом топлива ВV.138c-1 мог находиться в воздухе до 18 часов, хотя с нормальным только 6.5. При нормальном взлетном весе в 14500кг и спокойной воде разбег продолжался 30 секунд и составлял 700м. Взлетная скорость составляла 108км/ч, посадочная - 114км/ч.

Весной 1940г. Технический департамент, осознавая необходимость в большем числе дальних разведчиков-гидросамолетов, приступил к рассмотрению возможности замены для ВV.138. Контракт на разработку был размещен на "Блом унд Фосс". Планировалось, что "эрзац ВV.138" станет увеличенным вариантом предшественника, имея взлетный вес 24 тонны, вооружение в дистанционно управляемых установках, бомбовую нагрузку в 2600кг. Было предусмотрено место для 60 полностью экипированных десантников. "Блом унд Фосс" предложила восемь проектов, все из которых предусматривали использование дизелей Jumo-208 взлетной мощностью 1100л.с. Это были: "проект-110" - увеличенный вариант ВV.138 под два или три двигателя; "проект-111" - несимметричный, трехдвигательный вариант "110"; "проект-112" - как и "111", но с увеличенным корпусом, "проект-113" - трехдвигательная, двухкорпусная лодка с размерами и весом "112"-го, "проект-122" - четырехдвигательный, двухбалочный, "проект-123" - двухкорпусный эквивалент "122"; "проект-124" - был подобен "122", но имел убираемое шасси; "проект-125" - аналогичный вариант "123". о ни один из этих проектов не был реализован - двигатели Jumo-208 не пошли дальше стенда, и ВV.138 остался единственным до конца войны.

Имея сыроватые ВV.138a-1, две эскадрильи береговой авиации, призванные для действий в Бискайском заливе - 1./Кu.Fl.Gr.506 и 2./Кu.Fl.Gr.906 - работали не очень активно. Обе эскадрильи были выведены из Франции для переоснащения на ВV.138b и С перед самым созданием "воздушного командования Атлантика" в марте 1941г. Эскадрилья Кu.Fl.Erg.138 была сформирована для подготовки экипажей и в качестве резервной, но перевооружение других подразделений и формирование новых задерживались из-за льда на Эльбе. Работы однако ускорились весной, и в течении лета на ВV.138b-1 была перевооружена 2./Кu.Fl.Gr.406, которая приступила к поиску конвоев с баз в Ставангере и Тромсе в составе командований "орд-ост" и "Лофотен". Две эскадрильи с ВV.138 - 1./Кu.Fl.Gr.506 и 2./Кu.Fl.Gr.906 в конце 1941г. были переведены из Франции на Балтику в состав командования "Остзее". Еще несколько частей базировались в Банаке, Тромсе и Тронхейме и имели в своем составе ВV.138: эскадрильи дальней разведки 1. и 2.(F)/SAGr.130, 1. и 2.(F)/SAGr.131 (вместе с Аr.196) и 3./Кu.Fl.Gr.906 совместно с Hе.115.

В течение октября 1941г. одна эскадрилья с ВV.138b-1 имея 10 машин налетала более 500 часов в дальних разведывательных полетах, покрыв 10000км. адежность летающих лодок "Блом унд Фосс" была доказана. Кроме того, ВV.138 продемонстрировала и возможность постоять за себя, записав вскоре после дебюта в норвежской операции на свой счет истребитель "Бленхейм", сбитый над Скагерраком, и "Каталину" - над Северным морем.

В конце 1941г. 3.(F)/SAGr.125, которая действовала на Аr.95a-1 в составе "Остзее", перевооруженная на ВV.138c-1, была переведена в Констанцу на Черное море. Там они составили ядро морской разведки, действуя часто под прикрытием румынских истребителей. ВV.138 из 3.(F)/SAGr.125 вели разведку и бомбили корабли до конца лета 1944г, когда Черное море стало последним ТВД для летающих лодок "Блом унд Фосс".

Другими театрами для ВV.138 были Балтика, Северная Атлантика и Арктика. Когда стала очевидна опасность для Германии от проведения конвоев союзников РQ по арктическому маршруту в Мурманск и Архангельск, действия эскадрилий гидросамолетов с норвежских баз получили новый импульс. Перелом в действиях против конвоев наступил в середине 1942г, когда на севере орвегии базировались 44 ВV.138. Они обеспечивали наиболее эффективное обнаружение и последующее слежение за конвоями, а потери от действий противника были невелики. о 8 сентября 1942г, когда ВV.138, вылетевший из Тромсо, обнаружил конвой РQ-18 у острова Ян-Майен, была открыта новая страница в истории полярных конвоев. С самого начала обнаружения ВV.138 сопровождали конвой, но 9-го к конвою присоединился эскорт, имевший в своем составе авианосец "Эвенджер" с 12 истребителями "Си-Харрикейн"-IIС из 802-го и 883-го эскадронов. Впервые конвой РQ получил прикрытие с воздуха. В результате тяжеловесам ВV.138 оказалось весьма трудно поддерживать контакт с конвоем. Одна из летающих лодок выдержала 90-минутный бой с истребителями и сумела вернуться на базу, правда, с серьезными повреждениями.

В течение 1942г. ВV.138, действуя с норвежских баз, часто проводили рандеву с подводными лодками, дозаправлаясь в море, что позволяло им вести разведку полярных маршрутов советских конвоев. Такие дозаправки проводились до августа 1943г. К этому времени ВV.138 проводили полеты с баз, созданных на советской территории. Для разведки конвоев в Карском море, которые очень интересовали немцев, две подводные лодки организовали передовую базу снабжения ВV.138 на Hовой Земле. Оттуда последние действовали в течение нескольких недель, совершив восемь разведывательных полетов на восток до Ямала и до севера восточной части Урала.

К 1943г. ВV.138 вновь появились над Бискайским заливом, а также над Средиземным морем. В мае 1943 3./Ku.Fl.Gr.406 была размещена в Бискайском заливе, имея в своем составе семь ВV.138c-1 и ВV.222-VЗ. В течении следующего месяца эскадрилья вместе со вновь прибывшими ВV.222-V2, V4 и V5 подвергалась беспрерывным бомбежкам и обстрелам английскими истребителями-бомбардировщиками. Hесколько летающих лодок, включая и ВV.222-V3 и V5, были потоплены, а другие - серьезно повреждены. Боеспособными остались только два ВV.138c-1 и два ВV.222. К октябрю эта часть была переименована в 1.(F)/SAGr.129, имея в своем составе небольшое число ВV.138c-1, ВV.222-V7 и предсерийные ВV.222c-09 и -010. Эскадрилья продолжала действовать в Атлантике и в Бискайском заливе до ухода немцев из Бискароссо в 1944г.

Hа Средиземном море 126-й морской полк дальней разведки начал действовать с весны 1943г, базируясь на Крите, в составе командования "Зюдост". З-я эскадрилья в нем была укомплектована ВV.138c-1. Это была единственная за всю войну эскадрилья, полностью укомплектованная ВV.138. Позже она была передана в состав 6-го воздушного флота и действовала на севере центрального сектора Восточного фронта, а затем на коммуникациях с баз в Дании.

К маю 1944г. число ВV.138 на вооружении заметно сократилось. Использование нескоростных летающих лодок в условиях полного превосходства противника в воздухе стало чрезвычайно рискованым делом. Hо северные воды оставались еще местом применения ВV.138. Эскадрильи на норвежских базах все еще имели в своем составе нееколько ВV.138. Так в 1. и 2.(F)/SAGr.130 было шесть и пять ВV.138, в 3.(F)/SAGr.130 (раньше 2./Кu.Fl.Gr.406, а позже 1.(F)/SAGr.131) было восемь ВV.138, а 2.(F)/SAGr.131 использовала совместно ВV.138 и Аr.196.

Hесколько тральщиков ВV.138-МS действовали в 1-м полку искателей мин. К 10 января 1945г, кроме вышеупомянутой 3./SAGr.126, согласно списку штаб-квартиры люфтваффе ВV.138 оставались только в 1. и 3.(F)/SAGr.130 в 5-м воздушном флоте, а к 9 апреля остались только 3./SAGr.126. Однако, хотя другие части в официальных документах не числили за собой ВV.138, последние еще кое-где использовались. Так, 1 мая 1945г. обер-лейтенант Вольфганг Клемуш из 3.(F)/SAGr.130, базировавшейся в Копенгагене, получил приказ вылететь на своем ВV.138 в Берлин ночью, произвести посадку на озере и забрать двух очень важных курьеров. Клемуш успешно совершил посадку, несмотря на интенсивный артобстрел, но, так как курьеры не смогли представить каких-либо удостоверяющих документов, пилот отказался взять их на борт, а погрузил 10 раненых и вернулся в Копенгаген. Впоследствии выяснилось, что эти курьеры должны были доставить завещание и последнюю волю Гитлера.







 ЛТХ:
Модификация   ВV.138c-1
Размах крыла, м   26.95
Длина, м   19.85
Высота, м   5.90
Площадь крыла, м2   108.50
Масса, кг  
  пустого самолета   11780
  нормальная взлетная   14513
  максимальная взлетная   17666
Тип двигателя   3 ДД Юнкерс Jumo-205D
Мощность, л.с.   3 х 880
Максимальная скорость , км/ч   283
Крейсерская скорость , км/ч   234
Практическая дальность, км  
  максимальная   4272
  нормальная   1212
Максимальная скороподъемность, м/мин   135
Практический потолок, м   5000
Экипаж, чел   6
Вооружение:   по одной 20-мм пушке МG-151 в носовой и кормовой башнях и 13-мм пулемет МG-131 на пилоне центрального двигателя
  3х 50кг бомбы под правым центропланом или
 на U1 - 6х 50кг бомб или 3х 150кг глубинные бомбы.


 Доп. информация :


  Фотографии:

 BV.138B
 BV.138B
 BV.138B
 BV.138C-1
 BV.138C-1
 BV.138C-1
 BV.138C-1
 BV.138C-1
 BV.138C-1
 BV.138C-1
 BV.138C-1
 Спуск на воду BV.138C-1
 Носовая турель HD 151 с пушкой MG 151/20
 Кабина пилотов BV.138C-1

 Схемы:

 BV.138C-1
 Компоновочная схема

 Варианты окраски:

 BV.138C-1    FFS (C)17
 BV.138C-1   1./SAGr 130

 



 

Список источников:

Уильям Грин. Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха)
Barbarossa's Hangar
Waffen Arsenal 54. Franz Kober. BV 138 : Der fliegende Holzschuh
Militaria 64. Janusz Ledwoch. Blohm und Voss  138 (Bv 138)
Heinz J. Nowarra. Blohm & Voss  BV 138
Klassiker der Luftfahrt 2005-05. Matthias Grunder. Fliegender Holzschuh
Flugzeug Classic 2009-02. Peter W. Cohausz. Blohm & Voss BV 138 : Eigenwilliges Flugboot
Jet & Prop 2006-06.  Theodor Mohr. Diese Muhle konnen Sie verschrotten, die werde  ich  nie wieder fliegen!
Fred Gutschow. Die Deutschen Flugboote
Seeflieger. Adam Thompson. Luftwaffe Maritime Aircraft and Units 1935-1945


Уголок неба. 2017  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: