Реклама...

Москва аренда авто blackcar аренда авто в москве www.avtomaxi.ru.
    


 
главная авиация второй мировой разведчики
   Audax
       
Разработчик: Hawker
Страна: Великобритания
Первый полет: 1931
Тип: Самолет-корректировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Несколько позже, чем "Оспри", появился на свет самолет взаимодействия с армией "Одэкс". Машины такого класса сочетали функции ближнего разведчика, корректировщика, самолета связи и, в минимальной степени, непосредственной поддержки. Задание 7/31 было настолько близко к реальным возможностям "Харта", что отказываться от попытки приспособить бомбардировщик к новым требованиям казалось просто глупым. Тем более, что министерство прямо указало, что отдаст предпочтение модификации машины, уже состоящей на вооружении. Поэтому летом 1931-го один из серийных "Хартов" переделали в опытный "Одэкса". К этому времени поступил уже заказ на 40 бипланов. Первый серийный "Одэкс" поднялся в воздух в декабре 1931-го.

"Одэксы" оснащались моторами "Кестрел" IB3 в 530л.с. Они отличались длинными выхлопными патрубками, шедшими от коллекторов по обоим бортам за кабину летнаба. К шасси прикрепили крюк - "кошку" для подхвата донесений с земли. Стрелковое вооружение соответствовало "Харту", под нижним крылом находились четыре бомбодержателя для мелких бомб или грузовых контейнеров. Первой "Одэксы" получила 4-я эскадрилья в Фарнборо в начале 1932-го. В Египет и Судан отправляли самолеты с моторами "Кестрел" IIS. В 1933-м сделали специальную серию для Индии. В марте 1936-го небольшую партию собрали для зарождающейся авиации Малайи.

Иран в марте 1933-го заказал 30 машин с американскими звездообразными моторами "Пратт-Уитни" "Хорнет" S2B и трехлопастными металлическими винтами "Гамильтон". Первый такой самолет взлетел в августе 1933-го. Последние "Одэксы" этого заказа отправили в следующем году, когда от иранцев поступил новый контракт на 26 машин с двигателями "Пегасус" II. К апрелю 1935-го выполнили и его. Часть разведчиков получила усовершенствованные двигатели "Пегасус" IIM2. Иран приобрел лицензию, и еще пять разведчиков собрали в 1938-39 годах в Дошантепе.

В 1936-м "Хаукер" построила 34 самолета для Ирака. На первых машинах стояли моторы "Пегасус" IIM2, а на остальных - "Пегасус" VIP. Все они имели увеличенное вертикальное оперение по типу "Оспри". В Ираке "Одэксы" получили местное название "Ниср". Затем поступил заказ из Египта, пожелавшего получить машины с еще более мощными двигателями "Армстронг-Сиддли" "Пантер" (тоже звездообразными). В 1936-м изготовили опытный образец с мотором "Пантер" VIA, закрытым удлиненным капотом NACA. Оперение тоже выполнялось по типу "Оспри".

С марта 1937-го началась отгрузка заказчикам серийных самолетов, отличавшихся от опытного стрелковой установкой в задней кабине, стальным винтом вместо деревянного, хвостовым колесом, и пневматиками низкого давления. В 1937-м отправили шесть разведчиков, а в следующем году - еще 18, но с двигателями "Пантер" Х. В то время, как все экспортные заказы выполняла фирма "Хаукер", технику для английских ВВС по субподрядам изготавливали также "Глостер", "Бристоль", "Авро" и "Уэстленд". Производство "Одэксов" прекратили в 1937-м, выпустив всего 718 самолетов.

Английские и иракские "Одэксы" в апреле-мае 1941-го воевали друг против друга. После пронемецкого переворота регента Рашида Али иракские войска атаковали английскую авиабазу Хаббания. Там располагался учебный центр, где было немало всякого старья, в том числе и порядком изношенные "Одэксы" (больше половины всего парка). Когда иракская авиация (в том числе и "Нисры" - иракские "Одэксы") отбомбилась по аэродрому, а солдаты Рашида Али охватили базу кольцом, учебные машины использовали для ответных ударов. Самолеты поспешно оснастили бомбодержателями для бомб покрупнее, по типу "Харта". Экипажи укомплектовали и инструкторами, и курсантами. Взлетали с площадки для игры в поло. В одном случае подбитый "Одэкс" привел домой курсант, у которого действовала одна рука. "Одэксы" воевали, пока не прибыла более современная техника, отозванная с фронта. Даже когда англичане перешли в наступление, они еще участвовали в прикрытии атакующих колонн. Старые бипланы вывели из строя иракскую систему связи - пилоты просто рвали телефонные провода колесами на бреющем полете. Иракскую авиацию в ходе боев уничтожили практически полностью. "Нисры" встречались в воздухе над Хаббанией и Багдадом, несколько из них сбили английские истребители.

Перерывая архивные документы, я неожиданно обнаружил факт существования двух подобных машин в гражданской авиации Закавказья. В списках Армянского авиаотряда с июля 1942-го фигурирует некий "Хорт". В других бумагах машина именовалась уже правильнее - "Хаукер" "Харт". Она эксплуатировалась в Армении более двух лет. Летали на ней пилоты - М.К.Паракшеев, Б.А.Возяков, Г.А.Мурадян, В.И. Овсепян. В 1943-м еще один "Харт" возникает в составе Грузинского управления ГВФ с припиской "восстановленный". Прибыл он из мастерских № 33 в Тбилиси. Летал на этом самолете П.Д. Устинов. Я сначала решил, что это техника, эвакуированная из Прибалтики, но обратил внимание на то, что по документам на "Хартах" стояли моторы "Пратт-Уитни" "Хорнет". Никакие это не "Харты" - это иранские "Одэксы"! Когда в августе 1941-го советские и английские войска оккупировали Иран, в авиации последнего "Хинды" и "Одэксы" были весьма распространены. "Одэксы" состояли на вооружении всех четырех авиаполков и летной школы в Мехрабаде. Фактов применения их против советских войск не известно, а у англичан столкновения с иранской авиацией были. В августе один "Одэкс" стал жертвой английского истребителя. Всего английские историки пишут о шести уничтоженных машинах этого типа. Возможно, что самолеты, поступившие в ГВФ, попали к нам в Тебризе, где части 44-й армии захватили почти всю технику 2-го авиаполка. Но не исключено, что они стали трофеями в Мешхеде, где базировался 3-й полк.

Хотя эти машины описывались как "изношенные и морально устаревшие", они трудились в небе Закавказья до 1945-го. Лишь ненадолго грузинский самолет попал в ремонт и через месяц вновь встал в строй. Оба биплана "поставили на прикол" в феврале 1945-го. В апреле "Харт"-"Одэкс" армянского отряда еще стоял в Ереване. В акте инспектирования отряда записано: "...ввиду отсутствия технических данных и ресурсов самолета и мотора к дальнейшей эксплуатации не допущен и подлежит списанию".

В Афганистане некоторые "Одэксы" эксплуатировались до 1948-го. А иранские власти в том же году обратились к фирме "Хаукер" с просьбой поставить запчасти к имеющимся у них "Одэксам". Фирма с сожалением ответила отказом - выпуск давно прекращен, оснастка не сохранилась...




 ЛТХ:
Модификация   Audax Mk.I
Размах крыла, м   11.35
Длина, м   9.02
Высота, м   3.17
Площадь крыла, м2   32.33
Масса, кг  
  пустого самолета   1333
  нормальная взлетная   1989
Тип двигателя   1 ПД Rolls-Royce Kestrel IB
Мощность, л.с.   1 х 530
Максимальная скорость , км/ч   274
Крейсерская скорость , км/ч   250
Продолжительность полета, ч.мин   3.30
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   6555
Экипаж, чел   2
Вооружение:   один передний 7,7-мм пулемет и один 7,7-мм пулемет Lewis на шарнирном креплении в задней кабине,
  4 контейнера массой 9 кг или 2 контейнера массой 51 кг , размещенных на подкрыльевых узлах подвески.


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Прототип Audax (K1438)
 Прототип Audax (K1438)
 Прототип Audax (K1438)
 Audax I
 Audax I
 Audax I
 Audax I
 Audax I
 Audax I
 Audax I
 Audax I
 Audax I
 Audax I
 Audax I
 Audax с мотором Bristol Pegasus ВВС Ирака
 Audax с мотором Bristol Pegasus ВВС Ирака
 Audax с мотором Bristol Pegasus ВВС Ирака
 Persian Audax
 Persian Audax
 Persian Audax
 Persian Audax
 Persian Audax
 Египетский Audax с мотором Armstrong-Siddeley Panther
 Египетский Audax с мотором Armstrong-Siddeley Panther

  Схемы:

 Audax

  Варианты окраски:

 Audax I 4-й авиашколы  RAF
 Audax I 18 ERFTS  RAF
 Audax X ВВС Ирана
 Audax (Nisr) ВВС Ирака

 



 

Список источников:

Крылья Родины 2000-07. Владимир Котельников. "Харт" и его братья
Владимир Котельников. Самолеты Второй Мировой Войны. Бомбардировщики 1939-1945
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
Aircraft Profile 57. Francis K. Mason. Hawker Hart (Перевод А. Плахова, редакция В.Моисеева)
Putnam. Francis K. Mason. Hawker Aircraft Since 1920
FlyPast Reference Library. Donald Hannah. Hawker
Arco. Derek N. James. Hawker an aicraft album
Putnam. Francis K. Mason. The British Bomber since 1914
Putnam. Peter Lewis. The British Bomber since 1914
Aeroguide Classics 5. The Hart Family - Hawker Hart & Derivatives
Aeroplane Monthly 1973-07. Persian Audax
Aeroplane Monthly 1984-07. Alec Lumsden, Terry Heffernan. Probe Probare
Air Enthusiast 2000-11. Lennart Andersson. Iranian Eagles
Aviation Historian 37. Lennart Andersson. Wings over Baghdad
Avions 76. Lennart Andersson. Histoire de l'aeronautique Persane, 1921-1941
Air Pictorial 1977-05. J. Gordon Holmes. The Hart Family
Alan Sutton. Roy Conyers Nesbit. The RAF in Camera 1903-1939
CLB. Roy Conyers Nesbit. An Illustrated History of the R.A.F.
RAF Manston in old photographs
Baesystems.com. Hawker Audax
IWM.org.uk. Hawker Audax


Уголок неба. 2025



 

  Реклама: