Уголок неба ¦ Туполев Ту-16П

Реклама...

    


 
 
главная послевоенная авиация разведчики
   Ту-16П
       
Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1962
Тип: Самолет РЭБ
  ЛТХ     Доп. информация
   


Во второй половине 1950-х гг. в СССР была разработана система "Букет", которая, в отличие от СПС-1 и СПС-2, могла работать в автоматическом режиме и создавать помехи одновременно нескольким РЛС, в том числе многоканальным и перестраиваемым. В систему "Букет" входили станции постановки активных помех СПС-22, СПС-33, СПС-44 и СПС-55, каждая из которых перекрывала определенный диапазон частот. Для Ту-16 были подготовлены специальные модификации станций с учетом условий их работы на самолете - СПС-22Н, СПС-ЗЗН, СПС-44Н и СПС-55Н (индекс "Н" означал, что станция предназначена для изделия "Н"). Самолеты, оборудованные системой "Букет", обозначались Ту-16П или изделие "НП" (иногда - Ту-16П "Букет" или Ту-16 "Букет"). Они предназначались для противодействия наземным РЛС дальнего обнаружения и наведения, а также РЛС целеуказания ЗРК. С высоты 10000-11000 м один постановщик помех мог прикрыть группу из нескольких самолетов, идущих в строю в условном круге диаметром 3000-5000 м в полусферической зоне с диаметром в основании 600-700 км.

Для своего времени "Букеты" были самыми мощными в мире помеховыми станциями, и существовавшие тогда способы защиты РЛС не спасали их от глушения. В то же время "Букеты" имели большой вес и обладали значительной энергоемкостью. Для их размещения использовали грузоотсек, при этом бомбардировочное вооружение и створки демонтировались полностью. Вместо них устанавливалась платформа с блоками "Букета", представлявшими собой вертикально стоящие цилиндрические контейнеры с системой наддува. Там же размещались четыре дополнительных преобразователя типа ПО-6000 и один - типа ПТ-6000, питавшие "Букет" переменным током. В задней части грузоотсека могла устанавливаться аппаратура постановки пассивных помех АСО-2Б. В нижней части платформы, по оси самолета располагался длинный коробообразный обтекатель (на 3/4 длины грузоотсека) антенн станции, который стал характерным внешним признаком Ту-16П. По краям платформы с обеих сторон находились отверстия системы кондиционирования блоков "Букета", закрывавшиеся обтекателями. Автоматизация станции позволяла обойтись без дополнительного члена экипажа - управлял ею штурман-оператор со своего рабочего места.

Начиная с 1962 г., системой "Букет" было оснащено: 34 самолета станцией СПС-22Н, 9 - СПС-ЗЗН, 28 - СПС-44Н и 20 - СПС-55Н. С переходом к полетам на малых высотах некоторые Ту-16П переоснащались станцией СПС-77, оптимизированной для работы в таких условиях. Дорабатывали не только Ту-16СПС, но и Ту-16 "Елка", а также некоторые другие модификации самолета.

Опыт применения Ту-16П показал, что при плотном расположении летящих в строю ударных машин применение системы "Букет" чревато подавлением не только РЛС противника, но и своих же бортовых радиолокаторов. Поэтому "Букет" в 1972 г. пришлось доработать и дополнить специальной аппаратурой, способной излучать мощный сигнал с узкой диаграммой направленности луча. 10 самолетов Ту-16П (со станциями СПС-22Н и СПС-44Н) были оборудованы аппаратурой "Фикус". Пять ее направленных антенн с системой вращения устанавливались под фюзеляжем между шпангоутами No.34 и No.45 под большим радиопрозрачным обтекателем. Испытания усовершенствованной системы постановки помех проводились на Ту-16П No.1882409 и No.1883117. На одну из серийных куйбышевских машин (No.1882106) планировали установить опытную аппаратуру "Силикат", комплект агрегатов которой был полностью готов в марте 1956 г Несколько позднее вместо "Силиката" на этот самолет установили новую систему постановки активных радиопомех "Фонарь", однако эти варианты в серийное производство запущены не были. Во второй половине 60-х гг. серийный Ту-16П No.5202907 оборудовали станцией СПС-100 "Резеда-АК". С самолета сняли прицел "Аргон" и заднюю пушечную установку, а вместо нее установили хвостовой отсек с аппаратурой станции. В комплект СПС-100 входила и станция предупреждения об облучении СПО-3 "Сирена-3". В этом виде постановщик помех успешно прошел испытания, и систему СПС-100 приняли для Ту-16. Однако строевые Ту-16П ими не оснащались, их получили, начиная с 1969 г., некоторые другие модификации Ту-16. Несколько Ту-16П оборудовали станцией СПС-120 "Кактус", блоки которой также разместили в грузоотсеке на платформе.

В течение 1970-80 гг. оборудование Ту-16П постоянно модернизировалось. В частности, устанавливались станции индивидуальной и групповой защиты типа СПС-151, СПС-152 или СПС-153 из комплекта "Сирень". Блоки станций "Сирень" располагались в техническом отсеке фюзеляжа и в хвостовом контейнере-обтекателе, установленном вместо задней стрелковой установки ДК-7. Передающие антенны системы располагались по обоим бортам фюзеляжа в районе воздухозаборников двигателей, приемные -в районе первого шпангоута фюзеляжа.

21 июля 1959 г. вышло Постановление Совмина No.832-372, которое предусматривало создание новой пассивной противорадиолокационной системы индивидуальной защиты Ту-16. На основании этого документа на базе серийной УР класса "воздух-воздух" К-5 (К-51) ОКБ-134 разработало опытные образцы противорадиолокационной ракеты РПЗ-59 "Автострада-1". После пуска этой ракеты с Ту-16 из ее заднего отсека выбрасывались пачки дипольных отражателей, образуя перед самолетом облако пассивных помех. На держатели ДПУ-РПЗ в грузоотсеке Ту-16 можно было подвесить шесть ракет, запускаемых как одиночно, так и серией через определенные интервалы. Госиспытания системы проводились на доработанном Ту-16П No.8204130 до начала 1964 г. и показали, что в данном виде она неприемлема, полет ракет был неустойчивым и опасным для самолета-носителя, были случаи самопроизвольного схода ракет и т.д. С учетом полученного опыта в 1964 г. развернулось создание новой противорадиолокационной системы "Пилон", включающей самолет-носитель Ту-16П со станцией "Букет" и 12 ракет РПЗ-59, размещенных на подкрыльевых пилонах (по шесть под каждой плоскостью). С 1972 г. небольшое число Ту-16П было оборудовано такой системой.



 



 ЛТХ:
Модификация   Ту-16П
Размах крыльев, м   33.00
Длина, м   35.20
Высота, м   10.40
Площадь крыла, м2   164.65
Масса, кг  
  пустого самолета   37200
  нормальная взлетная   72000
  максимальная взлетная   79000
Топливо, кг   36000
Тип двигателя   2 х ТРД РД-3М
Тяга, кгс   2 х 9500
Максимальная скорость, км/ч   1050
Крейсерская скорость, км/ч   780
Перегоночная дальность, км   7200
Боевой радиус действия, км   3100
Практический потолок, м   12200
Экипаж, чел   9


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Ту-16П переделанный из Ту-16А
 Ту-16П Букет
 Ту-16П с аппаратурой Сирень
 Ту-16П
 Ту-16П Букет
 Пара Ту-16П в полете
 Ту-16П
 Ту-16П Букет
 Ту-16П Букет
 Ту-16П Букет
 Ту-16П Букет
 Ту-16П с СРС-100 Резеда
 Ту-16П с ракетами РПЗ-59, размещенными в бомбоотсеке
 Модифицированный в НИИ-131 Ту-16П с ракетами РПЗ-59
 Модифицированный в НИИ-131 Ту-16П с ракетами РПЗ-59
 Ту-16П
 Ту-16П
 Ту-16П с СРС-100 Резеда
 Подфюзеляжный обтекатель аппаратуры Фикус на Ту-16П
 Хвостовая часть Ту-16П с СРС-100 Резеда
 Подфюзеляжный обтекатель антены на Ту-16П
 Кабина Ту-16П

  Схемы:

 Модификации
 Размещение аппаратуры в грузовом отсеке Ту-16П

  Варианты окраски:

 Ту-16П 3я аэ 184го гв.тбап (c) А.Юргенсен

 



 

Список источников:

АвиаКоллекция 2009-01. В.Г. Ригмант. Дальний бомбардировщик Ту-16
Авиация и Время 2001-01-02. Е.Гордон, В.Ригмант, В.Кудрявцев, А.Совенко. Легендарный Ту-16
М-Хобби 2015-01. Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Самолеты электронной войны

Владимир Ригмант. Под знаками "АНТ" и "ТУ"
Крылья Родины. Владимир Ригмант. Ту-16 - самолет-эпоха
Aerofax. Yefim Gordon, Vladimir Rigmant. Tupolev Tu-16 Badger


Уголок неба. 2019 



 

  Реклама: