главная послевоенная авиация разведчики
   С-13
       
Разработчик: ОКБ Бериева
Страна: СССР
Первый полет:
Тип: Дальний высотный разведчик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Место падения американского самолета долго прочесывали специальные поисковые команды, собирая все, вплоть до мельчайших частиц сбитой машины. Обломки разведчика сначала досконально изучались специалистами на аэродроме Государственного краснознаменного научно-испытательного института (ГК НИИ ВВС) в Чкаловской. Самое интересное оборудование отправлялось в различные НИИ и ОКБ, и лишь агрегаты планера некоторое время экспонировались на выставке в московском Центральном парке культуры и отдыха имени Горького. Но вскоре и они куда-то исчезли. Впрочем, публике безразлично, куда отправили обломки - в металлолом или в музей. В действительности же произошло следующее. Все останки планера секретнейшей машины США тщательно рассортировали и отправили в Таганрог, в ОКБ-49, возглавляемое Г.М.Бериевым.

Первыми же, кто начал глубокое изучение трофейной техники, были двигателисты. 28 июня вышло постановление Совмина ╧ 702-288 о воспроизведении двигателя Пратт-Уитни J75-P-13. Копирование двигателя под обозначением РД-16-75 велось в Казани, в ОКБ-16 под руководством П.Зубца. Газогенератор американского ТРД оказался довольно удачным, и на его базе было предложено разработать двигатель для тяжелых машин, в том числе и для Ту-104, вместо РД-3М. Самолет по своему разведывательному оборудованию, обеспечивающему сбор значительного объема информации, по совокупности большой высоты и дальности полета при сравнительно малом весе, по заключению ГКНИИ ВВС, представлял большой интерес для ВВС.

Спустя два месяца, 23 августа, с учетом предложений Министерства обороны и Госкомитета по авиационной технике, вышло постановление Совмина ╧ 918-383 "О воспроизведении самолета-разведчика Локхид У-2 по сохранившимся останкам и материалам сбитого самолета". Советский аналог получил обозначение С-13. Главной целью этой работы стало всестороннее изучение конструктивных, технологических и эксплуатационных особенностей самолета У-2, а также освоение элементов конструкции, материалов и оборудования для применения в отечественном самолетостроении.

Основным подрядчиком работ было ОКБ-49. Десятки смежников с трудом поспевали за темпом, взятым коллективом Г.М.Бериева, ведь правительство установило очень жесткий срок. В I квартале 1962-го первые две машины требовалось предъявить на совместные летные испытания Министерства обороны и авиационной промышленности. Всего же заводам ╧ 49 и ╧ 86 предписывалось выпустить пять экземпляров С-13.

Менее чем за два года надо было воспроизвести и испытать катапультируемое кресло, спасательный парашют, высотный костюм и комбинезон летчика, топливо и масло двигателя, радиосвязное и пилотажно-навигационное оборудование, средства радио- и фоторазведки, т. е. всю "начинку", без которой функционирование самолета невозможно.

По результатам летных испытаний предполагалось рассмотреть вопрос о возможности применения С-13 для зондирования атмосферы, уничтожения дрейфующих аэростатов противника и других воздушных целей. При этом все самолеты планировалось оснастить аэрофотоаппаратами "73-13"(АФА-60).

В начале 1961-го выявилась тенденция увеличения веса самолета. Например, масса шасси возросла со 100 до 150 кг, станция радиоразведки потяжелела на 10 кг, стремительно "наливались тяжестью" другие системы и агрегаты. Увы, наша тогдашняя культура производства не позволяла выдержать американские весовые нормы. К 1 апреля 1961 г. был готов металлический макет фюзеляжа, укомплектованный макетным оборудованием, а к 1 июля закончили выпуск рабочих чертежей самолета.

Для сокращения сроков доводочных работ выпустили и сдали в производство рабочие чертежи и техническую документацию на стенды наземной и летной (на лаборатории Ту-16), отработки двигателя РД-16-75, гидросистем и механизмов управления закрылками, тормозными щитками и шасси, на стенд физического моделирования системы "автопилот - самолет" и многое другое. Было выполнено множество продувок моделей самолета в аэродинамических трубах ЦАГИ, показавшие исключительно высокие, аэродинамические характеристики. Достаточно отметить, что максимальное значение аэродинамического качества достигало 25.

Все шло в соответствии с планом, но 12 мая 1962-го внезапно появилось очередное и последнее постановление Совмина ╧ 440-191 о прекращении работ по самолету С-13. Американский разведчик Локхид У-2 в русском исполнении так и не появился в небе СССР. Но, несмотря на это, отечественная авиапромышленность приобрела определенный опыт, освоив новые материалы, технологические процессы и технические решения, воплощенные впоследствии в современных летательных аппаратах.

 

 








 



 ЛТХ:
Модификация   С-13
Размах крыла, м   24.50
Длина самолета,м   15.24
Высота самолета,м   4.57
Площадь крыла,м2   55.70
Масса, кг  
  пустого самолета   6600
  максимальная взлетная   11800
Тип двигателя   1 ТРД РД-16-75
Тяга, кН   1 х 75
Максимальная скорость, км/ч   840
Практическая дальность, км   4500
Практический потолок, м   21000
Экипаж, чел   1


 Доп. информация :

  
 



 

Список источников:

Крылья Родины. Николай Якубович. "Перевербованный шпион"


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: