Уголок неба ¦ McDonnell Douglas RF-18 Hornet

Реклама...

    


 
главная современная авиация истребители
   RF-18 Hornet
       
Разработчик: McDonnell Douglas
Страна: США
Первый полет: 1984
Тип: Палубный истребитель-бомбардировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Идея разведывательной версии "Хорнета" появилась вскоре после начала его эксплуатации. McDonnell Douglas предложила флоту одноместный вариант, в котором вместо пушки в носовой части монтировался контейнер, включавший два аэрофотоаппарата и ИК-станцию линейного сканирования. Самолет получил обозначение F/A-18(R). Первая такая машина, переоборудованная из первого опытного YF-18, поднялась в воздух 15 августа 1984 г. Испытания "разведывательного носа" продолжились на самолете N161214, когда первый понадобился NASA для исследований.

Флот к данному варианту отнесся прохладно, т.к. возможности нового разведчика сильно проигрывали уже имевшемуся F-14 с разведконтейнером TARPS. Однако McDonnell Douglas на всякий случай (чего в жизни не бывает?) самостоятельно предусмотрела на "Хорнетах" вариантов "С/D" возможность быстрой замены пушки на разведаппаратуру. Как потом оказалось, не зря.

Следующей попыткой наделить F/A-18 разведывательными функциями стал вариант RF-18D, разработанный по заказу КПМ. В этом "ведомстве" на подходе к списанию были ветераны вьетнамской войны RF-4B "Фантом", и альтернативы им не просматривалось. В качестве "сборщика" информации на RF-18D предполагалось использовать всепогодную РЛС бокового обзора с синтезированной апертурой AN/UPD-4, контейнер с которой подвешивался на центральном подфюзеляжном пилоне. Во второй кабине размещался оператор, который обрабатывал получаемые данные, а для транслирования их на землю служила линия передачи данных в масштабе времени, близком к реальному. Станция проходила испытания с 1986 г. и планировалась к поставке (в составе RF-18D) с 1990 г. Но падающим "железным занавесом" эту программу накрыло. В итоге, после снятия с вооружения RF-4B морпехи оставались без собственных "глаз и ушей".

Выручить могла программа разработки разведконтейнера ATARS, которая велась в интересах ВВС и КМП с начала 1990-х гг. ВВС планировали оснащать таким контейнером F-16, а КМП - F/A-18D. Сокращение военного бюджета вынудило ВВС отказаться от этой затеи, и с января 1994 г. морская пехота взяла на себя функции основного заказчика системы. Кроме того, КМП не устраивал контейнерный вариант, т.к. он сокращал и так небольшой радиус действия самолета.

Тогда-то и вспомнили о работах по F/A-18(R) и возможностях по трансформации носовой части "Хорнета". Вместо пушки в ней разместили два электроннооптических датчика: LAEO для съемки с малых высот (60 - 900 м) и МАЕО - со средних (900 - 2000 м) - камеры KS-87B и KA-99, а также ИК-станцию Honeywell AAD-5A. Первоначально полученные данные фиксировались на магнитную ленту, и лишь в 2006 г. "видеомагнитофоны" были заменены современными накопителями информации. Кроме того, радар AN/APG-73 был адаптирован к решению задач по картографированию местности с высоким разрешением, что вкупе с установленным оборудованием значительно расширило возможности по ведению разведки.

В ноябре 1995 г. McDonnell Douglas получила контракт стоимостью 69 млн. долларов на интеграцию ATARS с "Хорнетом", а к концу следующего года уже были оборудованы 4 машины, которые первоначально использовались для испытаний. Всего же для КПМ было оборудовано 48 (по др. данным - 52) разведчиков, получивших обозначение F/A-18D(RC).

По части ATARS хочу внести ясность. Вопреки информации, широко распространенной во всемирной паутине, эта разведаппаратура не является контейнерной, хотя изначально разрабатывалась таковой. Единственное, что "не вписывается" в обводы фюзеляжа "Хорнета", так это оборудование для передачи разведданных в реальном масштабе времени. Вот оно-то и размещается в контейнере на центральном подфюзеляжном пилоне. Причем, комплектоваться этим контейнером самолеты стали значительно позже, чем самим разведоборудованием. Контейнеров, к слову, закупили меньше, чем самолетов-разведчиков: по имеющимся данным, были заказаны 24 комплекта и 7 наземных станций приема информации. Как правило, в каждой эскадрилье F/A-18D Корпуса морской пехоты имеются по 3 машины с разведоборудованием.

Пара разведчиков КПМ с системой ATARS привлекалась к выполнению задач в ходе "миротворческой" миссии в Югославии в 1999 г. По отзыву бригадного генерала Роберта М. Флэнегана (Robert М. Flanagan), в то время - зам. командующего II экспедиционного корпуса КМП, ATARS продемонстрировал "прекрасные возможности". Правда, "... мы не смогли использовать все полученные ATARS данные из-за высоких технологий системы. А также из-за того, что комплекс несовместим с некоторыми системами, с которыми мы столкнулись в Европе. Тем не менее, это замечательный комплекс". Учитывая, что только в марте 2009 г. F/A-18D(RC) из эскадрильи VMFA(AW)-533 был откомандирован в Морской центр оружия в Чайна Лейк для испытаний станции передачи данных, работы по ATARS сильно затянулись.

 



 ЛТХ:
Модификация   F/A-18(R)
Размах крыла, м   11.43
Длина самолета, м   17.07
Высота самолета, м   4,66
Площадь крыла, м2   37.16
Масса, кг  
  пустого самолета   10455
  макс. взлетная   16650
Тип двигателя   2 ТРДДФ General Electric F404-GE-400.
Тяга, кН  
  форсированная   2 х 71.2
  нефорсированная   2 х 48.0
Максимальная скорость, км/ч:   2000
Перегоночная дальность, км   3700
Боевой радиус действия, км   740
Практический потолок, м   15240
Экипаж, чел   1
Вооружение:

  Нормальная боевая нагрузка - 7710 кг на 9 узлов внешней подвески.


 Доп. информация :


  Фотографии:

 F/A-18(R)
 F/A-18(R)
 F/A-18D(RC)
 F/A-18D(RC)
 F/A-18D(RC)
 F/A-18D(RC)
 F/A-18D(RC)
 F/A-18D(RC)

  Варианты окраски:

 F/A-18D(R)
 F/A-18D(RC)

 



 

Список источников:

Авиация и Время 2014-02. Игорь Михелевич. Универсальный солдат. Самолет F/A-18 Hornet
Владимир Ильин. "Хорнит" F-18 - Палубный истребитель
Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. McDonnell Douglas/Boeing F/A-18 Hornet
Doug Richardson. Moderne Spionagevliegtuigen
Squadron/Signal 1214. Lou Drendel. F/A-18 Hornet in action


Уголок неба. 2021 



 

  Реклама: