Реклама...

    


 
главная послевоенная авиация разведчики
   RC-135S Rivet(Cobra) Ball
       
Разработчик: Boeing
Страна: США
Первый полет: 1963
Тип: Самолет электронной разведки
  ЛТХ     Доп. информация
   


Все предыдущие варианты RC-135 служили в основном для радиотехнической разведки, но на вооружении 6-го СК стояли также самолеты телеметрической разведки и фоторазведки RC-135S. Назначением их было слежение за испытаниями советских МБР. Они сменили стоявшие на вооружении с 1958 г. три самолета ЕВ-47Е(ТТ), которым был присущ серьезный недостаток - они не могли фотографировать цели и измерять их траектории.

Существовало четыре экземпляра RC-135S. Как и в случае с KC-135R, все четыре были разными и постоянно переделывались, чтобы поспеть за развитием советской ракетной техники. Единственной постоянной приметой был "шнобель" с метеорадаром и системой разведки связи AN/AMQ-15. Первый экземпляр, борт 59-1491, был переделан из летающей лаборатории JKC-135A. Сначала самолет был известен под прозвищем "Нэнси Рэй", потом "Уонда Белл" (Wanda Belle - красотка Ванда) и, наконец, получил кодовое название "Ривет Болл" (шар с заклепками). Этот самолет первоначально участвовал в программе "Джиг Тайм" (время танцевать джигу) вместе с разведчиками RC-135D; отсюда встречающееся в печати ошибочное утверждение, что этот самолет был переделанным RC-135D. С правого борта перед крылом находились три расположенные друг над другом большие горизонтальные антенны-диполя на широких трапециевидных пилонах, которые служили для перехвата данных телеметрии, посылаемых ракетой. Еще одна такая антенна крепилась на грузовой двери. Также справа, немного отступя от носовой стойки шасси, располагались в ряд К) больших круглых окон, тянувшихся до середины центроплана. Эти окна, придававшие самолету сходство с авиалайнером, были главной "особой приметой" RC-135S и служили для траекторных измерений, фото- и киносъемки боеголовок ракет, входящих в атмосферу.

Над центропланом имелся блистер, где сидел наводчик и вручную наводил фото- и киноаппаратуру на боеголовки с помощью оптического прицела. Как только цель захватывалась, слежение брала на себя автоматика. Во избежание бликов, могущих "ослепить" аппаратуру, верх правого полукрыла и внутренние части мотогондол правых двигателей окрашивались в черный цвет, а вокруг блистера наводчика был нарисован большой черный круг. Кроме того, под фюзеляжем сразу за носовой стойкой шасси располагался каплеобразный радиопрозрачный обтекатель, сбоку - квадратное окно и три радиопрозрачные панели неправильной формы, а справа у корневой части киля - каплеобразный обтекатель поменьше. На киле за вмонтированной в переднюю кромку антенной имелись две квадратные радиопрозрачные панели. Самолет был поставлен 4157-му СК 1 марта 1963 г. 13 января 1969 г. он потерпел аварию на авиабазе Шимиа, расположенной на одноименном острове - одном из Алеутских островов вблизи советской границы. Пилоты не смогли остановить машину на обледенелой полосе (двигатели J57 не имели реверса тяги), и RC-135S, "спикировав" по крутой насыпи, разрушился. Никто не пострадал, но самолет восстановлению не подлежал - фюзеляж разломился пополам.

Два следующих RC-135S были спешно переделаны фирмой "И-Системз" из летающих лабораторий NC-135B, когда разбился RC-135E и следить за испытаниями советских ракет стало нечем. Эти машины сильно отличались от первого экземпляра, а потому имели иное кодовое название - "Кобра Болл" (клубок кобр). Учтя печальный опыт с бортом 59-1491, за основу взяли машины, оснащенные двигателями с реверсом тяги. В отличие от некрашеного первого экземпляра, эти самолеты имели серо-белую окраску. Первый "гадюшник", "Кобра Болл I" (борт 61-2663), был поставлен 24 октября 1969 г. В исходном варианте имел справа два диполя (средний и нижний, если сравнивать с первым RC-135S) и три больших круглых окна, причем переднее было закрыто сдвижной крышкой. За ними размещались спектрометр и две системы фотоаппаратов и оптических датчиков. В хвостовой части фюзеляжа находилась фотолаборатория, позволявшая проявлять пленку прямо в полете. Под фюзеляжем спереди были три штыревые антенны, сзади - лепестковая антенна, а по бокам хвостовой части - каплеобразные обтекатели с плоскими бортами по типу RC-135M. Киль не окрашивался, и потому за антенной, врезанной в переднюю кромку, хорошо просматривались три квадратные радиопрозрачные панели. Позже оба диполя сняли, а на месте нижнего (под первым и вторым окнами) появился "зализанный" спереди и сзади коробчатый обтекатель. Еще позже его тоже сняли, а вместо него справа за носовой стойкой шасси установили большой квадратный радиопрозрачный "короб" с антеннами. От него тянулись назад до передней кромки крыла три большие шлейфовые антенны; нижняя антенна был чуть короче остальных. Антенны служили для перехвата сигналов телеметрии.

Крышку на первом окне сняли, позади второго окна прорезали еще одно (1+2+1); над двумя средними окнами и под корневой частью правого полукрыла крепились еще две короткие шлейфовые антенны. В первом окне размещалась система слежения среднего инфракрасного диапазона MIRA, разработанная фирмой "Текстрон", в двух средних - оптическая система слежения и видеозаписи изображения в реальном времени, а в последнем - телескоп с фокусным расстоянием 300 мм, позволявший отслеживать и фотографировать малоразмерные цели. Сверху перед двумя средними окнами появился один диполь. Дальше назад размещались три небольших каплеобразных выступа (два над центропланом, один за крылом) и две антенны спутниковой связи в виде этаких грибков. На правом полукрыле была смонтирована направленная вперед УКВ-антенна. В таком виде самолет летал как минимум до начала 1993 г.; по некоторым источникам, программа, в которой он применялся, называлась "Бернинг Стар" (горящая звезда).

Третий RC-135S, он же "Кобра Болл II" (борт 61-2664), первоначально тоже имел два диполя, но расположенных по-другому (верхний и нижний); вместо среднего диполя стоял короткий обтекатель, сильно сплюснутый с боков. Окон было три, как на предыдущей машине, но крышка на первом окне отсутствовала. Между вторым и третьим окнами располагались друг под другом четыре коротких шлейфовых антенны, расположенных друг под другом, по бокам хвостовой части - обтекатели по типу RC-135M, а над ними - каплеобразные выступы, как у первой машины. Позже на месте нижнего диполя (под первым и вторым окнами) появился "зализанный" спереди и сзади коробчатый обтекатель по типу экземпляра 61-2663, а сверху фюзеляжа - два маленьких каплеобразных выступа. 15 марта 1981 г. борт 61-2664 потерпел катастрофу на авиабазе Шимиа при посадке в сложных метеоусловиях. Погиб весь экипаж. Программа слежения за испытаниями МБР оказалась под угрозой - а ну как единственный оставшийся RC-135S сломается? На замену разбившейся машине был срочно переделан C-135B 61-2662. Внешний вид и состав оборудования этого экземпляра, именуемого "Кобра Болл III", соответствуют позднейшему варианту "гадюшника-1". Судите сами, какое значение придавали программе "Бернинг Стар", если документы на переделку нового RC-135S подготовили всего за две недели и дали на подпись президенту Рональду Рейгану - невзирая на то, что последний в то время лежал в больнице после неудавшегося покушения.

В начале 2000-х годов в состав системы входили три самолета, имеющие обозначение RC-135S (бортовые номера 61-2662, 61-2663 и 62-4128). Последний был принят на вооружение в 1999 году. Он создан на базе самолета RC-135X "Кобра Ай" (Cobra Eye), ранее использовавшегося для обеспечения летных испытаний американских баллистических ракет. Летательный аппарат прошел модернизацию по программе "Кобра Болл-2" и на сегодяшний день, по мнению зарубежных военных специалистов, в нем воплощены последние достижения американских ученых и разработчиков в данной области.

Размещение уникального оборудования на самолетах системы "Кобра Болл" обусловило их внешние отличительные признаки от других модификаций RC-135. В частности, с правого борта на них имеются четыре увеличенных иллюминатора, предназначенные для ведения оптоэлектронной разведки. На самолете, прошедшем модификацию по программе "Кобра Болл-2", такие же иллюминаторы расположены и с левого борта. На первых самолетах, используемых в системе разведки летных испытаний ракет, в целях снижения помех (блики и т. д.) разведывательной аппаратуре, работающей в видимом и инфракрасном диапазонах частот, правые плоскость крыла и гондолы двигателей были окрашены в черный цвет. Впоследствии, при использовании более совершенной аппаратуры необходимость в такой окраске отпала, но внешний отличительный признак стал уже традиционным для этих машин и было решено сохранить его (рис. 1).

Техническая система разведки летных испытаний ракет, установленная на самолете, имеет в своем составе три подсистемы: оптоэлектронной разведки; радио- и радиотехнической разведки; радиосвязи и передачи разведывательных данных. Расчет специалистов-операторов, ведущих наблюдение и осуществляющих анализ полученных данных, составляет от 17 до 24 человек.

Подсистема оптоэлектронной разведки содержит аппаратуру панорамного надгоризонтного обзора (поиска), а также сопровождения и распознавания.

Аппаратура панорамного обзора входит в состав комплекса MIRA (Mediumwave InfraRed Array) и представляет собой два опто-электронных устройства, с помощью которых осуществляются панорамный обзор излучений в среднем участке инфракрасного (ИК) диапазона. В каждом из них имеется шесть камер, ориентированных таким образом, что суммарное их поле зрения образует азимутальный сектор обзора около 180╟.

Аппаратура сопровождения и распознавания включает два оптоэлектронных комплекса: ROTS (Real time OpTical System) и LATS (Large Aperture Tracking System). Первый, состоящий из восьми датчиков захвата и пяти датчиков сопровождения, осуществляет съемку в видимом диапазоне спектра. Второй комплекс, в который входит оптический телескоп с фокусным расстоянием 30,5 см, позволяет обнаруживать и выделять малоразмерные цели.

Система "Кобра Болл-2", размещенная на модернизированном самолете RC-135X, оснащена усовершенствованным комплексом MIRA. Он спроектирован лабораторией им. Линкольна Массачусетского технологического института и осуществляет одновременный панорамный обзор в трех участках ИК диапазона. В состав комплекса, помимо аппаратуры панорамного обзора, входят ИК телескоп и поворотный механизм с цифровым управлением для точного наведения телескопа на объекты наблюдения. Комплекс производит точные калиброванные спектральные и радиометрические измерения одновременно в трех участках ИК диапазона, определяя местоположение объекта, его температуру, яркость и ширину спектра излучения. Кроме того, за счет модернизации конструкции самолета обеспечивается возможность осуществлять наблюдение и сопровождение целей не только с правого, но и с левого борта (на самолетах RC-135S эта возможность отсутствует). Повышению эффективности нового комплекса системы (рис. 2), по мнению американских специалистов, должно способствовать и то, что в нем используются датчики, имеющие повышенные точность определения направления и разрешающую способность (в среднем на 15 проц. по сравнению с существующими аналогами).

Подсистема радио- и радиотехнической разведки включает автоматизированный комплекс разведки телеметрии ATS (Advanced Telemetry System), станции радиоразведки и пеленгования средств радиолокации и радиосвязи, комплект средств индивидуальной защиты самолета. ATS обеспечивает автоматические просмотр участков диапазона частот, используемых для передачи данных телеметрических измерений, и запись в цифровом виде всех выявленных сигналов для последующего детального анализа. Возможности станций радиоразведки и пеленгования, предположительно, аналогичны тем, что установлены на самолетах электронной войны RC-135V и W "Ривет Джойнт" (Rivet Joint). Они могут обеспечить определение координат и характеристик радиоэлектронных средств противника в диапазоне частот 20 - 40 000 МГц на дальностях до 600 км, ведение радиоразведки в диапазоне 20 - 1 200 МГц (перехват радиообмена между самолетами и наземными пунктами управления). Как отмечают зарубежные эксперты, на одном из постов операторы осуществляют одновременный перехват сигналов от находящейся в полете ракеты, а на другом - производят мониторинг излучений от наземных радиолокационных станций сопровождения и определение их местонахождения. В состав комплекта средств индивидуальной защиты, предназначенного для оценки степени угрозы самолету в районе выполнения задания, входят станции предупреждения об облучении и устройства отображения радиоэлектронной обстановки.

Подсистема радиосвязи и передачи разведывательных данных включает аппаратуру, обеспечивающую прием сообщений от тактической системы циркулярной передачи разведывательной информации TIBS (Tactical Information Broadcast Service) и обмен данными в объединенной системе связи и распределения данных JTIDS (Joint Tactical Information Distribution System). По каналам системы TIBS производится прием текущей разведывательной информации как от верховного национального командования, так и командования на ТВД. Использование аппаратуры системы JTIDS обеспечивает закрытый обмен разведывательной информацией с командованием и взаимодействующими силами в масштабе времени, близком к реальному.

В настоящее время, по оценкам американских специалистов, бортовая система разведки "Кобра Болл" обеспечивает уверенное обнаружение и сопровождение ракет на участках траектории протяженностью 450 - 500 км, определение с высокой точностью момента отсечки тяги (выключения) ракетного двигателя, расчет точек старта (с ошибкой, не превышающей 100 м) и падения. В результате последующей (послеполетной) обработки и анализа полученных сведений производится оценка многих важных характеристик испытываемых ракет. Так, посредством анализа спектральных составляющих излучения плазмы, образующейся при входе боеголовки в плотные слои атмосферы, определяется материал ее оболочки, а по результатам анализа данных сопровождения оцениваются скорость полета и параметры маневра боеголовки при преодолении системы ПРО.

В ближайшие годы командование ВВС США планирует провести модернизацию остальных самолетов RC-135S по программе "Кобра Болл-2" для обеспечения возможности ведения оптоэлектронной разведки с двух бортов. Кроме того, оно намерено разработать и дооснастить все самолеты системы "Кобра Болл" бортовой многофункциональной радиолокационной станцией с синтезированием апертуры, которая обеспечит повышение эффективности ведения разведки - обнаружения пусков и отслеживания траекторий полета баллистических целей в условиях высокой облачности.




 ЛТХ:
Модификация   RС-135S
Размах крыла, м   39.88
Длина самолета,м   39.20
Высота самолета,м   12.70
Площадь крыла,м2   226.03
Масса, кг  
  пустого самолета   49000
  нормальная взлетная   124900
Тип двигателя   4 ТРДД Pratt Whitney TF33-P-9
Тяга, кН   4 x 80.07
Максимальная скорость, км/ч   970
Крейсерская скорость, км/ч   860
Перегоночная дальность, км   11000
Практическая дальность, км   8600
Радиус действия, км   4308
Продолжительность патрулирования, ч   30
Практический потолок, м   12000
Экипаж, чел   6


 Доп. информация :


  Фотографии:

 RC-135S Rivet Ball
 RC-135S Rivet Ball
 RC-135S Cobra Ball    (c) Roger Whitcomb
 RC-135S Cobra Ball    (c) Roger Whitcomb
 RC-135S Cobra Ball II   (c) Scott Rathbone
 RC-135S Cobra Ball II   (c) Paul Callaghan
 Кабина пилота RC-135S Cobra Ball

  Варианты окраски:

 RC-135S Cobra Ball II   55th RW USAF

 



 

Список источников:

Мир Авиации. Дмитрий Комиссаров. Как ходил авиалайнер басурмана воевать
ЗВО. А. Фиолентов. Американская система разведки испытаний БР "Кобра Болл"
Putnam. Peter M.Bowers. Boeing Aircraft since 1916
AeroFax. Robert S. Hopkins III. Boeing
KC-135 Stratotanker
Squadron/Signal. C.M.Reed. KC-135 Stratotanker in Action
Kingdon R. Hawes. Cobra Ball


Уголок неба. 2010  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: