главная послевоенная авиация разведчики
   МиГ-21Р
       
Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича
Страна: СССР
Первый полет: 1965
Тип: Фронтовой разведчик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Разработка разведчика Е-7Р (в документах МАПа он будет обозначен как МиГ-21Р) началась в 1963 году на базе МиГ-21ПФ в соответствии с октябрьским постановлением правительства и приказом ГКАТ от 19 ноября. Планировалось дооборудовать МиГ-21ПФ унифицированными контейнерами с аппаратурой фото и радиотехнической разведки. В том же году ОКБ-155 отправило на завод No. 21 эскизный проект машины. На заводе разработали рабочие чертежи, изготовили подвесной контейнер и произвели дооборудование серийного МиГ-21ПФ.

Первые разведчики No. 940724 и 940735 переоборудовали из серийных МиГ-21ПФМ (тип 94) усилиями, как уже говорилось, серийного завода No. 21 и опытного завода No. 155. Разведывательная аппаратура устанавливалась в специальном подвесном контейнере в трех вариантах: для дневной, ночной и радиоразведки. В начале 1965 года самолет No. 940724, оборудованный контейнером для дневной фоторазведки, передали на государственные испытания. Контейнер, оснащенный аэрофотоаппаратом УАФА-47 и фотопатронами, предназначался для выполнения маршрутной фотосъемки. Видимо, один из этих самолетов я и видел в Липецке.

Окончательный облик МиГ-21Р приобрел позже, когда на нем установили накладной 340-литровый топливный бак. Полный запас топлива во внутренних баках достиг 2800 литров. Доработали и крыло, добавив четыре узла подвески; в таком варианте разведчик мог нести 490-л подвесные топливные баки. По левому борту в носовой части фюзеляжа установили датчик угла атаки, информация от которого поступала в автопилот АП-155 и на индикатор, расположенный на приборной доске летчика. Приемник воздушного давления, ранее установленный в плоскости симметрии самолета, сместили вправо, что улучшило обзор. По правому борту фюзеляжа перед кабиной установили резервный приемник воздушного давления. Бортовая аппаратура разведчика включала приемник предупреждения об электромагнитном облучении СПО-3; сохранилась РАС ЦД-30. Были и другие, более мелкие изменения.

Машина стала одной из первых среди разведчиков в советских ВВС, на которой наряду с оптическими применили электронные средства.

Под фюзеляжем МиГ-21Р на специальном обтекаемом держателе устанавливался контейнер со спецоборудованием. В контейнерах, устанавливаемых вместо ПТБ, размещалось оборудование в следующих вариантах:

  • "Д" - для дневной фоторазведки - фотоаппараты для перспективной съемки 2 х АФА-39, фотоаппараты для плановой съемки 4 х АФА-39, щелевой фотоаппарат АФА-5;

  • "Н" - для ночной фоторазведки - фотоаппарат УАФА-47, осветительные фотопатроны 188 шт.
  • "Р" - для радиотехнической разведки - аппаратура "Ромб-4А" и "Ромб-4Б", фотоаппарат АФА-39 для контроля;
  • станция активных помех "Сирень";
  • аппаратура для забора проб воздуха;
  • аппаратура ретрансляции аудиоинформации в УКВ диапазоне.

Проводились летные испытания контейнеров:

  • с аппаратурой телевизионной разведки ТАРК и линией передачи информации на наземный пункт;
  • с аппаратурой круглосуточной разведки "Шпиль" с подсветом местности ночью лазерным лучом и линией передачи информации;
  • с аппаратурой инфракрасной разведки "Простор";
  • с аэрофотоаппаратами, полученными из Египта, для съемки с особо малых высот (арабские пилоты освоили технику пилотирования на особо малых высотах - около 10 м, при которых отечественные фотоаппараты, рассчитанные на другие величины минимальной высоты, при плановой съемке не обеспечивали требуемого качества).

Вооружение разведчика состояло из двух ракет ближнего боя Р-3С или блоков УБ-16-57У (УБ-32) с неуправляемыми ракетами. Для уничтожения наземных целей подвешивались крупнокалиберные НУР типа С-24 или две бомбы. Подвесные баки обычно крепились на внешних пилонах. Внутренние пилоны для подвески вооружения часто снимались, что позволяло увеличивать продолжительность полета, а, следовательно, и объем информации, доставляемой разведчиком.

Опытный самолет облетали, видимо, в Горьком и в последний день 1964 года предъявили на государственные испытания. А в начале 1966 года сборочный цех горьковского авиазавода покинул головной серийный разведчик МиГ-21Р (No. 030101). Кроме разведывательного оборудования на нем предусматривалось размещение такого же вооружения, как и на истребителе, за исключением пушечной гондолы ГП-9.

В 1966-м завод в Горьком сдал заказчику 66 разведчиков и в том же году перешел на выпуск истребителя МиГ-21С, на который перекочевали крыло с четырьмя узлами подвески и накладной 340-литровый топливный бак.

МиГ-21Р постоянно модернизировались: в частности, на подвижных частях фонаря кабины пилота были установлены зеркала обзора задней полусферы Ц-27АМШ. Самолеты комплектовались разведывательными контейнерами, отличавшимися составом аэрофотоаппаратуры, а также контейнерами с аппаратурой РЭБ на концах крыла. Завод No. 21 в Горьком строил МиГ-21Р как для ВВС Советского Союза, так и на экспорт. Серийное производство продолжалось с 1965 по 1971 г. В НАТО самолет МиГ-21Р получил наименование Fishbed-H.

МиГ-21Р широко использовались в ходе войны в Афганистане. К январю 1980 года на аэродроме Баграм базировалась эскадрилья 87-го отдельного разведывательного авиаполка (орап), включавшая десять машин этого типа. Кроме них для разведки в Афганистане привлекались МиГ-21Р из 263-й отдельной авиационной эскадрильи тактической разведки (оаэтр), оснащенные контейнерами с ночным или дневным фотооборудованием, телевизионным комплексом ТАРК-2 и аппаратурой радиотехнической разведки. В 1980 году экипажи 263-й оаэтр выполнили 2708 боевых вылетов, позволивших выявить не только пути продвижения и районы дислокации моджахедов, но и вскрыть сеть РАС на территории Пакистана.



 Модификации :
 Е-7/8

 прототип с двигателем Р-11Ф-300. Изготовлено 3 самолёта.

 МиГ-21Р ("изделие 94Р")

 серийный разведчик.

 МиГ-21РФ

 экспортный.




 ЛТХ:
Модификация   МиГ-21Р
Размах крыла, м   7.154
Длина самолета, м   14.10
Высота самолета, м   4.125
Площадь крыла, м2   23.00
Масса, кг  
  пустого самолета   5350
  нормальная взлетная   8100
  топлива   2320
Тип двигателя   1 ТРДФ Р-11Ф2С-300
Тяга, кгс  
  нефорсированная   1 х 3950
  форсированная   1 х 6175
Максимальная скорость, км/ч  
  на высоте   1700
  у земли   1150
Практическая дальность действия, км  
  с ПТБ   1600
  без ПТБ   1300
Практический потолок, м   15100
Макс. эксплуатационная перегрузка   8.0
Экипаж, чел   1
Вооружение:   2 УР ближнего боя Р-3С или 2 ПУ УБ-16-57У (УБ-32)
  НУР типа С-24 или 2 бомбы.


 Доп. информация :


  Чертеж "Микоян,Гуревич МиГ-21Р"
  Фотографии:

 Прототип МиГ-21Р (E-7Р)
 Прототип МиГ-21Р (E-7Р)
 Один из первых серийных МиГ-21Р
 МиГ-21Р последних серий с контейнером Д
 МиГ-21Р последних серий с контейнером Д
 МиГ-21Р ВВС Чехословакии
 МиГ-21Р ВВС Чехословакии   (c) Chris Lofting
 МиГ-21Р ВВС Чехословакии   (c) Ray Pettit
 Кабина пилота МиГ-21Р   (c) Daniel Rybka

  Схемы:

 МиГ-21Р

  Варианты окраски:

 МиГ-21Р  ВВС Польши
 МиГ-21Р из состава советского контингента в Египте

 



 

Список источников:

Николай Якубович. Истребитель МиГ-21. Перехватчики и разведчики
Крылья России. История и самолеты ОКБ "МиГ"
Крылья Родины. Ефим Гордон. Рождение долгожителя
Ефим Гордон, Владимир Климов. МиГ-21
Крылья Родины. Э.Эгенбург. Сверхзвуковой реактивный "МиГ"
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965гг.
Famous Russian Aircraft. Yefim Gordon, Dmitry Kommisarov, Keith Dexter. Mikoyan MiG-21
Squadron/Signal. Aircraft Number 131. Don Linn, Don Spering. MiG-21 Fishbed in Action
PKL. MiG-21


Уголок неба. 2009  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: