главная послевоенная авиация разведчики
   E-4
       
Разработчик: Boeing
Страна: США
Первый полет: 1973
Тип: Летающий командный пункт
  ЛТХ     Доп. информация
   


В 1973 г. военно-воздушные силы США объявили о начале работ по программе AABNCP (Advanced Airborne National Command Post), получившей шифр 481В. Эта программа предусматривала создание новых самолетов-воздушных командных пунктов стратегического звена, имеющих большие мы рабочих помещений, которые предполагалось впоследствии оснастить новейшей аппаратурой связи и обработки информации.

Программой предусматривалось проведение переоборудования нескольких гражданских широкофюзеляжных лайнеров "Боинг-747-200В" в самолеты-ВКП, получившие обозначение Е-4А. На разных этапах работ потребное количество самолетов варьировалось от четырех до семи (существовали планы иметь три ВКП КНШ и четыре самолета в роли ВКП САК), в конечном итоге, однако, было решено построить три ВКП Е-4А и еще один самолет - сразу в усовершенствованном варианте Е-4В. Одновременно было решено дооборудовать со временем все самолеты Е-4А до уровня Е-4В. Окончательно было решено, что все самолеты Е-4 поступят в распоряжение комитета начальников штабов вооруженных сил США и будут служить в качестве резервного пункта управления высшего военного руководства страны в условиях чрезвычайной обстановки.

Основным исполнителем работ по разработке усовершенствованной радиоэлектронной аппаратуры для самолета Е-4В была назначена фирма "Е-Системз". Подрядчиками при разработке и поставке БРЭО выступали фирмы "Электроспейс Системз", "Коллинз" и RCA.

Фирмой "Боинг" в соответствии с планом работ по программе 481В в течение 1973 - 1975 гг. в самолеты-ВКП КНШ было переоборудовано три авиалайнера "Боинг-747-200В". Военно-воздушные силы США присвоили эти самолетам следующие серийные номера: 73-1676, 73-1677 и 74-0787.

Аппаратура связи и обработки информации, установленная на борту этих самолетов, была заимствована у прежних самолетов-ВКП КНШ EC-135J, выводимых из боевого состава САК ВВС США. Эта аппаратура имела защиту от воздействия электромагнитного импульса ядерного взрыва.

Площадь рабочих помещений самолета составляет 429,2 м2, что приблизительно в три раза превышает аналогичный показатель самолетов ЕС-135С. Пассажирская кабина Е-4А была разделена на шесть отсеков: рабочий кабинет высшего военного руководства, две комнаты для совещаний, помещение для оперативной группы КНШ, узел связи и комната отдыха. На верхней палубе самолета была оборудована комната отдыха летного экипажа.

Силовая установка первых двух самолетов представляла собой четыре ТРДД F105 (JT9D) производства фирмы "Пратт энд Уитни", обычных для модификации "Боинг-747-200В". Третья машина оснащалась новыми двигателями F103-GE-100 (CF6-50E2), выпускавшимися фирмой "Дженерал Электрик". Позднее этими двигателями были оборудованы все самолеты типа Е-4.

Первый полет первого самолета Е-4А состоялся 13 июля 1973 г. В декабре того же года самолет был включен в боевой состав 1-й эскадрильи ВКП 1-го смешанного авиационного крыла, дислоцированного на авиабазе Эндрюс. В мае и сентябре 1974 г. к нему добавились еще два самолета Е-4А.

С начала 1982 г., в соответствии с планом, на всех самолетах Е-4А были проведены работы по переоборудованию их в вариант Е-4В. Самолеты получили новое радиоэлектронное оборудование, двигатели F103-GE-100 (первые две машины) и приемники системы дозаправки топливом в воздухе. На переоснащение одной машины уходил год. Первый самолет Е-4В, переоборудованный из Е-4А вернулся в 1-ю эскадрилью ВКП 55-го СтРАКр в июне 1983 г., второй - в мае 1984 г., а третий - в январе 1985 г.

Программа 481В предусматривала постройку четвертого самолета-ВКП КНШ сразу в усовершенствованном варианте Е-4В. Этот самолет (сер. No.75-0125) поступил в опытную эксплуатацию с неполным составом БРЭО в августе 1974 г.. С января 1980 г. самолет начал нести боевое дежурство в составе 1-й эскадрильи ВКП 55-го стратегического разведывательного авиакрыла.

Е-4В отличался от предшествующей модификации усовершенствованным радиосвязным оборудованием, новыми системами обработки, отображения и передачи информации, а также наличием топливоприемника системы дозаправки топливом воздухе, расположенного в носовой части фюзеляжа самолета. Наличие системы дозаправки топливом давало возможность самолету непрерывно находится в воздухе в течение 72 часов.

Силовая установка состояла из четырех двухконтурных двигателей F103-GE-100, развивавших максимальную тягу 23.625 кгс. Взлетная масса самолета - 360 т. Максимальная скорость составила 960 км/ч. Практический потолок - 12.000 м. Дальность полета без дозаправки в воздухе достигала 11.000 км.

Самолет Е-4В оснащеи УКВ радиостанциями AN/ARC-89(V), AN/ARC-150, AN/ARC-164(V), AN/ARC-196 и AN/ARC-513. Кроме того, на борту имеются коротковолновая станция AN/ARC-58 и аппаратура резервной системы СДВ связи с передатчиком мощностью 200 кВт, использующая буксируемую антенну длиной около 8 км.

Воздушный командный пункт располагает радиостанциями систем спутниковой УКВ связи AFSATC0M и MILSTAR, а также радиостанцией спутниковой СВЧ связи AN/ASC-24. Последняя предназначена для работы в стратегических многоканальных спутниковых системах связи DSCS-2 и DSCS-3. Она обеспечивает передачу речевых, телеграфных сообщений и данных в цифровой форме. Диапазон используемых радиочастот составляет 7 - 8 ГГц. Мощность передатчика - 11 кВт. Параболическая антенна радиостанции AN/ASC-24 диаметром 91 см установлена под обтекателем в верхней части фюзеляжа самолета.

На борту ВКП Е-4В установлены оконечные устройства отображения системы предупреждения о ракетном нападении. Самолет оснащен также аппаратурой системы управления пуском МБР ALCS. Наличие этой аппаратуры позволяет производить пуски межконтинентальных баллистических ракет, а также перенацеливать их, непосредственно с борта самолета, минуя промежуточные пункты управления. Как и самолет-ВКП предыдущего поколения ЕС-135С, Е-4В оснащен аппаратурой AN/ASQ-121 HARDS.

В 1982 - 1985 гг. в вариант Е-4В были переоборудованы три ранее изготовленных самолета Е-4А.

Один из четырех самолетов-ВКП КНШ несет постоянное боевое дежурство на авиабазе Эндрюс в состоянии 15-минутной готовности к взлету. Позывной дежурного борта - "Nightwatch". Численность оперативной группы, находящейся на борту самолета при несении им боевого дежурства на земле составляет 30 человек. Полная вместимость самолета - 114 человек.

Помимо несения боевого дежурства на земле, самолеты Е-4 привлекаются к сопровождению самолета президента США при совершении последним длительных перелетов. В период нахождения президента США за рубежом один из воздушных командных пунктов КН?П базируется на близлежащей американской авиабазе. Во всех этих случаях перед экипажем самолета-ВКП ставится задача поддержания постоянной связи между президентом и командными центрами вооруженных сил США, обеспечивая при необходимости через находящуюся на борту воздушного командного пункта оперативную группу Объединенного штаба КНШ доведение распоряжений президента до всех необходимых органов управления вооруженными силами.

В настоящее время (начало 2000-х годов) все четыре самолета Е-4В продолжают находиться на вооружении военно-воздушных сил США. Они входят в состав 1-й эскадрильи ВКП 55-го авиационного крыла 8-й воздушной армии боевого авиационного командования ВВС США. В связи со снижением уровня военной опасности по окончании "холодной войны" боеготовность парка самолетов-ВКП комитета начальников штабов вооруженных сил США была в известной мере понижена. Круг задач, решаемых этими самолетами, расширился. С 1994 г. Е-4В, именуемые теперь в США NAOC (National Airborne Operations Center), используются, помимо своего основного предназначения, в качестве мобильных пунктов управления оперативных групп Федерального агентства по действиям в чрезвычайных ситуациях FEMA (Federal Emergency Management Agency), обеспечивающих работу этих групп (на земле) непосредственно в зонах чрезвычайных ситуаций мирного времени. Кроме того, эти самолеты часто привлекаются к выполнению ответственных перевозок в интересах министерства обороны Соединенных Штатов.

В январе 2006 г. Дональд Рамсфилд объявил что весь флот E-4B будет выведен из эксплуатации начиная с 2009 г. Ежегодно будет выбывать один самолёт и процесс вывода E-4B завершится в 2012 г. Они могут быть заменены на два Boeing C-32, модернизированных до уровня ВКП президента США на случай ядерной войны, стихийных бедствий и беспорядков.



 Модификации :
 E-4A  первая серийная модель (3 самолета).
 E-4B  модификация Е-4А, с новой системой спутниковой связи и системой  коммуникации Collins LF/VLF.



 ЛТХ:
Модификация   E-4A
Размах крыла, м   59.64
Длина самолета,м   70.51
Высота самолета,м   19.33
Площадь крыла,м2   510.95
Масса, кг  
  пустого снаряженного самолета   148069
  максимальная взлетная   364552
Внутренние топливо, кг   150395
Тип двигателя   4 ТРДД General Electric F103-GE-102 (CF6-80C2B1)
Тяга, кгс   4 х 252.44
Максимальная скорость, км/ч   969
Крейсерская скорость, км/ч   933
Практическая дальность, км   12601
Продолжительность полета, ч.мин  
  без дозаправки   12.0
  с дозаправкой   72.0
Практический потолок, м   13715
Экипаж, чел   2-4
Полезная нагрузка:   90 пассажиров или 66088 кг полезной нагрузки


 Доп. информация :


  Фотографии:

 E-4A    (с) Ken Rose
 E-4A    (с) Richard Vandervord
 E-4B    (c) Kris Brackx
 E-4B   (c) Dennis Muller
 E-4B   (c) Fasil.g
 E-4B   (c) Ralph Duenas
 E-4B   (c) Fasil.g

  Схемы:

 E-4B
 Компоновочная схема

 



 

Список источников:

История Авиации. Артем Рубан. ВКП стратегического звена в вооруженных силах США
Boeing.com. E-4B Advanced Airborne Command Post
Warplanes. Modern Fighting aircraft
Federation of American Scientists. US Military Aircraft. E-4
Putnam. Peter M. Bowers. Boeing Aircraft since 1916
Bill Gunston. Spy Planes and Electronic Warfare Aircraft


Уголок неба. 2011  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:

пластиковые прямоугольные емкости