главная современная авиация разведчики
   E-11
       
Разработчик: Bombardier
Страна: США, Канада
Первый полет: 2009
Тип: Воздушный узел связи
  ЛТХ     Доп. информация
   


В 2009 году в вооруженных силах США для повышения эффективности боевого применения частей и подразделений оперативно-тактического звена и оперативности доведения разведывательных данных и команд боевого управления до потребителей на ТВД принят на вооружение новый воздушный узел связи и ретранслятор (ВУСР, BACN - Battlefield Airborne Communication Node). Аппаратура данного узла связи устанавливается на борту беспилотного летательного аппарата (ЕЛА) большой продолжительности полета типа RQ-4B Block 20 "Глобал Хок" и самолета BD-700 "Глобал Экспресс", получивших согласно номенклатуре министерства обороны США обозначение EQ-4B и Е-11А соответственно.

Этот ВУСР предназначен для обеспечения УКВ-радиосвязью в зоне диаметром до 300 км под собой прежде всего в условиях горного рельефа местности абонентов, оснащенных штатными УКВ-радиостанциями и не имеющих прямой видимости между собой, а также для сопряжения различных сетей радиосвязи с передачей данных по IP-протоколу.

Воздушный узел связи и ретранслятор BACN на базе: 1 - самолета Е-11А; 2 - стратегического БЛА EQ-4B

Программно-аппаратный комплекс ВУСР позволяет решать следующие основные задачи: поддержание телефонной и персональной подвижной радиосвязи; передача данных и видеоизображений; сбор и распределение разведывательных данных от систем и средств разведки на ТВД; формирование баз данных о силах и средствах (своих и противника), а также о первоочередных целях; обеспечение удаленного доступа к информационным сетям министерства обороны США и базам данных автоматизированных систем управления армейского корпуса через сеть "Тактический Интернет"; координация огневой и авиационной поддержки.

Основу ВУСР составляет аппаратура ROBE Spiral 2. Она по своим возможностям существенно дополняет модульную ретранслирующую аппаратуру изменяемой комплектации, разработанную по программе ROBE (Roll-On Beyond-line-of-sight Enhancement) и установленную на борту почти 40 стратегических транспортно-заправочных самолетов КС-135.

Бортовое оборудование комплекса включает: антенно-фидерную систему; ретрансляторы УКВ-диапазона, работающие со штатными средствами радиосвязи частей и подразделений сухопутных войск "Синк-гарс", EPLRS/SADL, "Хэв Квик 1/2", "Линк-16" и др.; терминал единой тактической системы передачи данных (СПД, TCDL-Tactical Common Data Link); базовую станцию подвижной сотовой связи стандарта CDMA; шифраторы; тактический маршрутизатор и коммутатор; сервер с пакетом специального программного обеспечения; приемник космической радионавигационной системы "Навстар".

Антенная система ВУСР БЛА EQ-4B включает в свой состав: по одной антенной решетке из четырех ножевых антенн (три с вертикальной и одна с изменяемой поляризацией), размещенных на нижней поверхности каждого крыла; пять ножевых антенн (три одиночные и одна парная) на нижней поверхности фюзеляжа; две антенны спутниковой связи УВЧ-диапазона на гондоле двигателя; параболическую антенну (диаметр 1,21 м) спутниковой связи Ки-диапазона под обтекателем в верхней носовой части фюзеляжа; две параболические антенны системы TCDL под обтекателями, расположенными на нижней поверхности в носовой и хвостовой частях фюзеляжа, и одну ненаправленную антенну. Антенная система самолета Е-11А по составу аналогична.

Ненаправленная антенна системы TCDL формирует диаграмму направленности полусферической формы с коэффициентом усиления 3 дБ. Параболические (коэффициент усиления не менее 20 дБ) антенны, установлены на гиростабилизированных платформах. Уровень выходной мощности их усилителя может составлять 2, 5, 10, 15 и 25 Вт.

Особенностью комплекса является способность ретранслировать сигналы различных диапазонов, видов модуляции, форматов и скоростей передачи при использовании методов повышения скрытности работы и помехозащищенности. Он обслуживает имеющиеся на вооружении цифровые СПД, работающие в режиме многостанционного доступа с временным разделением каналов (МДВР): ВВС -"Линк-11/IIВ" (TADIL-A) и (dlHHK-16"(TADIL-J); ВМС-СЕС (Combat Engagement Capability); сухопутных войск -EPLRS.

Практически все системы, сигналы которых должны ретранслироваться, для защиты от помех и перехвата используют расширение спектра передаваемых сигналов и псевдослучайную (программную) перестройку рабочей частоты (ППРЧ). Для ретрансляции сигналов системы "Линк-11" используется бортовая аппаратура, работающая в диапазоне 225-400 МГц и обеспечивающая передачу данных на дальности до 280 км.

Основу СПД "Линк-16" составляют многофункциональные цифровые системы связи и распределения данных JTIDS и MIDS. В бортовой аппаратуре этих систем для защиты от преднамеренных помех и перехвата применяется режим ППРЧ, сложные шумоподобные сигналы, помехоустойчивое кодирование и дискретное изменение мощности излучения.

По каналам тактической единой СПД TCDL обеспечивается обмен данными со скоростью от 200 кбит/с до 274 Мбит/с на дальность прямой видимости. Скорость передачи в канале по линии "вверх" в дуплексном режиме (команды управления и телеметрия) составляет до 200 кбит/с, а линии "вниз" (потоковое видео и др.) - до 274 Мбит/с.

ВУСР включает также аппаратуру спутниковой связи, позволяющую подключать сети связи на ТВД непосредственно к системам высшего звена управления. Входящая в ее состав приемопередающая УВЧ-аппаратура военной спутниковой системы связи "Флитсатком" в режимах многостанционного доступа с временным разделением каналов и с предоставлением каналов по требованию (TDMA/D АМА) обеспечивает телефонную связь и передачу данных со скоростью до 16 кбит/с. Для закрытия каналов связи используются шифраторы типа KIV-7, сертифицированные АНБ США по стандарту "Тайп-1".

Бортовой сервер является основным элементом ВУСР. Объем его дисковой памяти составляет несколько Терабайт. Он обеспечивает обработку, коммутацию и маршрутизацию сигналов на борту, преобразование протоколов и форматов сообщений, их переключение с одного диапазона на другой, хранение данных, получаемых от различных разведывательных средств и их передачу по запросу на пункты управления на ТВД для обработки и дальнейшего распределения. Кроме того, сервер обеспечивает потребителям тактического звена возможность в реальном масштабе времени прямого доступа по узкополосным каналам УКВ-радиосвязи к накопленной на нем необработанной разведывательной информации (видеоизображения и др.), а также к данным о тактической обстановке.

Персональная подвижная сотовая связь обеспечивается ВУСР в пределах всей зоны обслуживания одной бортовой базовой станцией без использования какой-либо дополнительной наземной инфраструктуры. В целях обеспечения непосредственной авиационной поддержки военнослужащий с помощью сотового радиотелефона через ВУСР имеет возможность установления связи с пилотом вертолета или истребителя. Базовая станция позволяет одновременно обслуживать до 100 наземных абонентов.

Управление полетом БЛА и работой бортового радиоэлектронного оборудования осуществляется с наземного пункта управления по каналам УКВ- и СВЧ-диапазонов.

На начало 2013 года на вооружении ВВС США состояло четыре самолета Е-11А (бортовые номера 11-9001, 11-9355, 11-9358 и 12-9506) и три БЛА EQ-4B (04-2018, 04-2019 и 04-2020). Самолеты Е-11А входят в состав 451-го тактического воздушного узла связи (Tactical Airborne Gateway), базирующегося на АвБ Кандагар (Афганистан), а БЛА EQ-4B -9-го разведывательного крыла (АвБ Бил, штат Калифорния). В настоящее время эти ВУСР активно задействуются для обеспечения проведения операций сухопутными войсками США в Афганистане.

Головным разработчиком ВУСР является американская корпорация "Нортроп-Груммаи", которая проводит работы по совершенствованию аппаратуры ВУСР. В частности, в августе 2012 года с ней были заключены два контракта стоимостью 7,1 и 20,1 млн долларов на оснащение одного самолета Е-11А новой аппаратурой СПД MR-TCDL (MultiRole - Tactical Common Data Link). В перспективе на борту ВУСР предполагается разместить аппаратуру непосредственного вещания, предназначенную для оперативного доведения информации до потребителей.

Кроме того, ведутся НИОКР по созданию уменьшенного варианта аппаратуры ВУСР - "BACN Лайт", который планируется разместить в подвесном контейнере на тактическом разведывательном БЛА типа RQ-7A "Шэдоу". Данный вариант аппаратуры получил наименование SmartNode. В отличие от BACN она позволит одновременно обслуживать не более 100 наземных абонентов, включая возможность динамической коммутации для предоставления услуг Wi-Fi по передаче видеоизображений с борта БЛА, другой разведывательной информации и сообщений при использовании абонентами смартфонов. В настоящее время проводятся летные испытания аппаратуры SmartNode на базе самолета "Файрбёрд".





 ЛТХ:
Модификация   E-11A
Размах крыла, м   28.70
Длина самолета,м   30.30
Высота самолета,м   7.57
Площадь крыла,м2   94.80
Масса, кг  
  пустого самолета   23360
  максимальная взлетная   44566
Тип двигателя   2 ТРДД BMW Rolls-Royce BR710A2-20
Тяга, кН   2 х 65.6
Максимальная скорость, км/ч   935
Практическая дальность, км   11390
Практический потолок, м   15545
Экипаж, чел   4


 Доп. информация :


  Фотографии:

 E-11A    (с) USAF
 E-11A    (с) Markus Adank
 E-11A    (с) Fred Willemsen
 E-11A    (c) Harold van Eupen
 E-11A   (c) mzunguwamap

 



 

Список источников:

Зарубежное Военное Обозрение. Подполковник Г. Ливанов. Воздушный узел связи и ретранслятор Вооружённых сил США
Flightglobal.com. Dave Majumdar. Northrop, Bombardier to deliver last BACN aircraft to USAF
Deagel.com. E-11A


Уголок неба. 2016  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: