главная современная авиация разведчики
   DA-42MPP
       
Разработчик: Diamond Aircraft
Страна: Австрия
Первый полет: 2008
Тип: Легкий многоцелевой разведывательный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Двухмоторный DA-42 Twin Star является базой для создания еще одного проекта Diamond Aircraft Industries. Новая версия, над которой сейчас работают, называется DA-42 MPP (Multi Purpose Platform, т. е. многоцелевая платформа).

Австрийская фирма Diamond Aircraft - сравнительно молодой производитель авиатехники, но уже имеющий значительные продажи по всему миру. Успех самолета в Северной Америке объясняется тем, что производственная линия была организована в Канаде, и теперь это третий производитель одномоторных самолетов гражданской авиации на Североамериканском континенте. "Diamond" принадлежит такое достижение, как первый беспосадочный перелет через Атлантику на летательном аппарате с дизельным двигателем, совершенным впервые после полета дирижабля "Гинденбург" в 1937 году. Совершил его DA 42 Twin Star, на основе которого был создан DA 42 МРР.

Это событие выявило основные возможности самолета как авиаразведчика, а именно его исключительную топливную экономичность и, соответственно, большой радиус полета. Во время испытательного полета 8 мая 2008 года DA 42 МРР пролетел из Вены вдоль границы Чешской Республики, Словакии, Венгрии и Словении, передавая видеоизображение с самолета на наземную станцию через спутниковую связь с регулярными интервалами на всем протяжении полета. Он приземлился в Вене спустя 13 часов и 4 минуты. После полета в его топливных баках оставалось 49 литров топлива, которого хватило бы еще на два часа полета. Помимо этого, двигатели Thielert Centurion DA 42 МРР могут использовать не только дизельное топливо, но и авиационный керосин марки А1, а также их смесь.

Фирма "Diamond" стремилась сделать МРР как можно более универсальным, это отразилось и на аппаратуре, которой он оснащался. Самолет может нести телекамеру HD, цифровой аэрофотоаппарат или лазерное сканирующее устройство, все это может быть заменено в течение нескольких минут. Ранее для установки этой аппаратуры использовался другой самолет, но при этом каждый пользователь устанавливал свой вариант оборудования, который должен был пройти сертификацию, прежде чем начать выполнение задачи.

Возможное оборудование  DA-42MPP

  1. Лазерное сканирующее устройство RIEGL размещено под фюзеляжем в обтекателе. Аппаратура соединяет первичные данные от сканирующего устройства с навигационной информацией, полученной от GPS и навигационной системы самого самолета, для получения максимальной точности.

  2. Самое экзотичное оборудование - это, без сомнения, размещенный в носовой части фюзеляжа широкоформатный цифровой аэрофотоаппарат UltraCamX фирмы "Microsoft". Он используется для таких фотограмметрических целей, как создание модели профиля местности и рельефной карты.

  3. Камера на поворотной турели. Обтекатель для поворотной турельной установки камеры большого разрешения изменяет внешний вид стандартной носовой части фюзеляжа. Он рассчитан на установку аэрофотоаппарата "Axsys". Установленная на турели поворотная камера имеет широкий угол обзора подстилающей местности.

Фирма "Diamond" предложила решение "под ключ", когда вся аппаратура заранее сертифицирована, а самолет и все системы готовы к использованию. "Romanian Survey Comраnу" стала первым покупателем МРР и получила машины в мае 2008 года. На ее самолетах DA 42 МРР используется для картографических съемок лазерное сканирующее устройство (лазерный локатор). Эта технология позволяет создать модель рельефа, посылая вниз лазерные импульсы и анализируя отраженные сигналы. Точность измерений - в пределах 10 см.

Другие задачи, которые может выполнять самолет - это картография и фотосъемка с помощью цифровой фотограмметрии и аэровидеосъемка с использованием телекамеры высокого разрешения. Все это можно использовать и для записи спортивных соревнований, и для разведки, и для патрулирования границ. Обычно эти задачи выполнялись с помощью вертолетов, но использование низкоскоростного DA 42 МРР оказалось более целесообразным. Его время барражирования в ожидании вызова значительно дольше, чем у обычного вертолета. При этом что, возможно, гораздо важнее для потенциального пользователя, стоимость эксплуатации этого самолета намного ниже.

Внутренняя аппаратура DA-42MPP

  • Большая цифровая камера требует соответствующего пространства, что контрастирует с изящной конструкцией самолета Diamond. Неэстетичный вид камеры компенсируются ее великолепными возможностями, делающими ее произведением искусства в области картографической аппаратуры. Записанные данные передаются с камеры в устройство хранения данных. Камера установлена на гироскопической стабилизированной опоре.

  • Устройство хранения данных - съемное. По мере заполнения оно может заменяться новым, что позволяет самолету без перерывов выполнять поставленные задачи. Сменное устройство для хранения данных установлено в отсеке кабины.

  • Пульт оператора. Экипаж DA 42 МРР обычно состоит из двух человек - летчик и оператор Эргономика кабины обеспечивает комфорт экипажу во время выполнения продолжительных полетов.

В России самолет вызвал так же большой интерес, что повлекло к созданию совместного проекта.  Новейшие средства слежения и современнейшая технология датчиков используются в этом проекте. Первая высокотехнологичная система оптического наблюдения СОН-112 УОМЗ создана на Уральском оптико-механическом заводе (Екатеринбург, Россия). Гражданская система оптического наблюдения начнет проходить отладку на борту самолета-носителя в ближайшее время в Австрии. Она предназначена для круглосуточного мониторинга и патрулирования объектов (линий электропередач, газонефте-про-водов, лесов и др.) с воздуха, а также для спасательных целей.

Система УОМЗ позволяет пилоту видеть картинку устойчивой (стабилизированной) независимо от вибрации, качки и маневров летательного аппарата. Для австрийского самолета на заводе провели серьезную модернизацию системы: добавили функцию стабилизации по крену носителя, систему автоматического сопровождения объектов, а также бортовой монитор и пульт управления системой. СОН-112 содержит три канала, по которым пилот получает визуальную информацию, - две круглосуточные видеокамеры и тепловизионную камеру.




 ЛТХ:
Модификация   DA-42MPP
Размах крыла, м   13.42
Длина самолета, м   8.56
Высота самолета, м   2.49
Площадь крыла,м2   16.29
Масса, кг  
  пустого самолета   1251
  максимальная взлетная   1700
Тип двигателя   2 ДД Thielert Centurion
Мощность, л.с.   2 х 135
Максимальная скорость, км/ч   350
Крейсерская скорость, км/ч   310
Практическая дальность, км   1600
Максимальная скороподъемность, м/мин   390
Практический потолок, м   5400
Экипаж, чел   1
Полезная нагрузка   3 пассажира


 Доп. информация :


  Фотографии:

 DA-42 MPP со сканирующим устройством RIEGL   (c) Diamond Aircraft
  DA-42 MPP со сканирующим устройством RIEGL   (c) Diamond Aircraft
  DA-42 MPP со сканирующим устройством RIEGL   (c) PannoniaSpotter
 DA-42 MPP с камерой на поворотной турели  (c) Diamond Aircraft
 DA-42 MPP с камерой на поворотной турели  (c) Diamond Aircraft
 DA-42 MPP c аэрофотоаппаратом UltraCamX  (c) Diamond Aircraft
 DA-42 MPP с системой SCOTTY  (c) scottygroup.com

  



 

Список источников:

Авиажурнал. С.Соложенец. Пример для подражания
de Agostini. Мировая авиация. Авиаразведка с техникой фирмы "Diamond Aircraft"
Diamondair.com. DA-42 MPP
Diamond-air.at . Diamond Airborne Sensing


Уголок неба. 2010  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: