главная современная авиация самолеты дрло
   C.295AEW
       
Разработчик: CASA
Страна: Испания
Первый полет: 2011
Тип: Самолет ДРЛО
  ЛТХ     Доп. информация
   


Пожалуй, наиболее интересной новинкой нынешнего авиасалона в Ле-Бурже в области военной авиации стал прототип нового авиационного комплекса дальнего радиолокационного обнаружения и управления, предложенный подразделением европейского авиастроительного концерна "Эрбас" - "Эрбас Милитари" - на платформе легкого военно-транспортного самолета С-295, производимого входящей в концерн испанской компанией CASA. Первый полет машины состоялся всего за две недели до открытия выставки, что не помешало ей прибыть в Ле-Бурже, где она была размещена на статической стоянке "под крылом" наиболее известного продукта "Эрбас Милитари" - военно-транспортного А400М. Стоит отметить, что участвовавший в авиасалоне самолет, названный C-295AEW (иногда используется обозначение EC-295), пока не более чем демонстратор технологий. Радиотехнического комплекса на его борту еще нет, да и возможный поставщик его был официально объявлен только в ходе выставки. Тем не менее, новинка представляет несомненный интерес - во-первых, по способу размещения антенной системы (активная фазированная антенная решетка во вращающемся обтекателе - "тарелке" над фюзеляжем, в то время как на других современных самолетах аналогичного назначения полотна АФАР располагаются, как правило, неподвижно), а во-вторых, тем, что это первое предложение собственного комплекса ДРЛО "Эрбасом" - до сих пор подобные самолеты в Европе разрабатывались и строились только в России и Швеции.

О намерении "Эрбас Милитари" предложить на рынок собственный самолет ДРЛО на базе С-295 стало известно лишь нынешней весной, когда на предприятии CASA в испанской Севилье была завершена постройка прототипа C-295AEW, предназначенного для оценки влияния размещения крупногабаритного обтекателя радиотехнического комплекса (диаметр "тарелки" - 6 м) на характеристики самолета. Тогда же было официально заявлено, что обтекатель РТК будет выполнен вращающимся, а внутри него разместится активная фазированная антенная решетка, что "обеспечит полностью круговой обзор пространства". Кто станет поставщиком РТК тогда еще не сообщалось: интригу решили сохранить до салона в Ле-Бурже.

Здесь 21 июня состоялось торжественное подписание меморандума о взаимопонимании по вопросу совместной разработки и маркетинга на международном рынке нового самолета ДРЛО C-295AEW между "Эрбас Милитари" и израильской компанией ELTA, входящей в структуру "Израэл Аэроспейс Индастриз" (IAI). Подписи под документом поставили старший исполнительный директор "Эрбас Милитари" Доминго Урена и президент ELTA Ниссим Хадас. Последний при этом подчеркнул, что "постоянно растущие интенсивность и количество вооруженных конфликтов по всему миру привели к росту спроса на самолеты специального назначения, в т.ч. комплексы ДРЛО, и путем объединения усилий двух компаний на рынок в нужное время будет выведен самолет, представляющий собой самое эффективное решение в данной области".

"Мы видим растущий в мире спрос на самолеты ДРЛО среднего сегмента - по размерности и цене, которые можно использовать для решения задач ПВО и обеспечения внутренней безопасности государств, - заявил в свою очередь исполнительный директор "Эрбас Милитари" Доминго Урена. - Я уверен, что в результате сотрудничества компаний ELTA и "Эрбас Милитари", в ходе которого мы объединим наш богатый опыт и инженерные знания, нам удастся вывести на рынок современный высокоэффективный продукт в данном классе, который, по большому счету, станет первым средним самолетом ДРЛО". Было подчеркнуто также, что благодаря высокой унификации по планеру и самолетным системам с другими модификациями С-295 - транспортной и морской патрульной - потенциальный заказчик получит реальную возможность сформировать на базе единой платформы многофункциональный парк самолетов, способных решать широкий круг задач.

По словам специалистов "Эрбас Милитари", C-295AEW предназначен как для работы в интересах ВВС, так и для решения задач в рамках оперативных действий флота или сил береговой охраны, причем благодаря включению машины в так называемое сетецентрическое поле боя обеспечивается обмен данными фактически с любым подразделением всех видов и родов войск вооруженных сил стран-союзников.

Самолет будет оснащаться радиотехническим комплексом четвертого поколения (по классификации компании - разработчика), который включает радиолокационную станцию с АФАР, интегрированную с аппаратурой госопознавания и устанавливаемую во вращающемся дисковом обтекателе над фюзеляжем. Кроме основного РТК, в качестве опции, под фюзеляжем C-295AEW может устанавливаться антенна многоцелевой РЛС, предназначенной для эффективной разведки и сопровождения наземных и надводных целей. Тактический экипаж C-295AEW в составе шести операторов РТК располагается за унифицированными рабочими местами вдоль левого борта самолета, оснащенными самыми современными средствами отображения информации. Имеются в кабине самолета и комфортабельные места для отдыха.

О характеристиках нового РТК представители партнеров по программе отвечают уклончиво, ограничиваясь лишь заявлениями о том, что они будут лучше, чем у всех других подобных современных систем. Мгновенный сектор обзора АФАР по азимуту составит 120╟, а ее вращение со скоростью "вдвое выше, чем у существующих самолетов ДРЛО" (видимо, имеются ввиду американские E-3 "Сентри", E-2 "Хокай" и российский А-50) обеспечит поистине круговой обзор пространства.

Стоит заметить, что до сих пор вращение надфюзеляжного дискового обтекателя РТК применялось для антенных систем с щелевой или фазированной антенной решеткой (но не АФАР). Активные ФАР, как правило, устанавливаются на самолетах ДРЛО неподвижно. Это относится, например, к близким по классу к C-295AEW комплексам ДРЛО со шведским РТК "Эриай" компании "Эрикссон" на базе самолетов SAAB 340, SAAB 2000 и "Эмбраер" ERJ-145, а также более крупному американскому комплексу с РТК MESA компании "Нортроп-Грумман" на платформе "Боинг" 737AEW&C, который поставляется в Австралию, Турцию и Корею, и китайскому KJ-200 на базе турбовинтового транспортного Y-8F-600 (развитие советского Ан-12). На всех этих самолетах два полотна АФАР устанавливаются в плоском обтекателе над фюзеляжем, отвечая за обзор левой и правой полусфер соответственно. По мнению создателей C-295AEW, подобное размещение АФАР не обеспечивает полностью круговой обзор, имея "провалы" диаграмм направленности по курсу самолета и за ним.

Довольно оригинальное решение было в свое время принято при создании российско-израильских комплексов ДРЛО А-50И и А-50ЭИ, у которых в неподвижном дисковом надфюзеляжном обтекателе размещались треугольником три полотна АФАР компании ELTA. Как известно, программа А-50И для КНР была заморожена, однако в самом Китае позднее на ее базе был создан собственный комплекс KJ-2000, запущенный в серийное производство и принятый на вооружение НОАК. Три близких по компоновке и идеологии к А-50И российско-израильских комплекса А-50ЭИ уже поставлены ВВС Индии, ведутся переговоры о заказе еще нескольких.

Таким образом, компоновка антенной системы комплекса C-295AEW с одной вращающейся АФАР является довольно необычной. Правда, один подобный самолет ДРЛО уже существует: речь о китайском комплексе ZDK-03, разработанном по заказу ВВС Пакистана на базе KJ-200, но с вращающейся над фюзеляжем "тарелкой" с АФАР. Первый образец ZDK-03 был выкачен в ноябре прошлого года (см. "Взлёт" ╧12/2010, с. 22-23). Нельзя исключить, что к разработке АФАР для него привлекались и израильские специалисты. Так что, возможно именно они и "посоветовали" китайцам и пакистанцам такое конструктивное решение. А теперь оно было предложено и европейцам...

Прототип-демонстратор C-295AEW пока не имеет ни РТК, ни даже системы вращения его обтекателя: согласно официальной информации "Эрбас Милитари", для начального этапа летных испытаний он оснащается неподвижным макетом 6-метровой надфюзеляжной "тарелки".

Первый полет машины состоялся в Севилье 7 июня 2011 года и продолжался 2 ч 48 мин. Управляли демонстратором C-295AEW летчики-испытатели Алехандро Мадурга и Альфонсо де Кастро, на борту также находились инженеры по летным испытаниям Хуан Хосе Баеза и Антонио Охеда. Целью первого этапа испытаний является оценка влияния обтекателя РТК на конструкцию базового самолета, его устойчивость, управляемость и летные характеристики. "Первый полет подтвердил, что C295 является отличной платформой для установки такого обтекателя, -заявил вскоре после посадки Алехандро Мадурга. - Поведение самолета и основные характеристики более чем удовлетворительные и полностью отвечают нашим ожиданиям".

В компании "Эрбас Милитари" сообщили, что начальный этап летных испытаний демонстратора C-295AEW будет продолжаться в течение трех месяцев, в ходе которых будут более глубоко исследованы все основные характеристики модифицированного самолета и принято решение об окончательном утверждении концепции нового европейского комплекса ДРЛО.

21 декабря 2012 года, подразделение Airbus Military провело первый испытательный полет самолёта CASA C295 AEW с установленными винглетами, которые предназначены для повышения эффективности во время взлета, набора высоты и в крейсерском полёте.




 ЛТХ:
Модификация   C-295AEW
Размах крыла, м   25.81
Длина самолета,м   24.45
Высота самолета,м  
Площадь крыла,м2   59.10
Масса, кг  
  пустого самолета   12000
  максимальная взлетная   20200
Тип двигателя   2 ТВД Pratt Whitney Canada PW127G
Мощность, кВт   2 х 1975
Крейсерская скорость, км/ч   482
Продолжительность патрулирования, ч   8
Практический потолок, м   7620
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


  Фотографии:

 С-295AEW     (c) jwarnerxh558
 С-295AEW     (c) Daniel G.M
 С-295AEW     (c) Ulrich Grueschow
 С-295AEW     (c) Rick Ingham
 С-29AEW  с установленными винглетами   (c) A. Muniz Zaragueta

  



 

Список источников:

Взлет. Владимир Щербаков, Андрей Фомин. Первый "летающий радар" от "Эйрбас милитари"
Eads.com. C295 AEW
Airbusmilitary.com. Airborne Early Warning


Уголок неба. 2013  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: