Уголок неба ¦ Sikorsky UH-34 Seahorse

Реклама...

    


 
главная морские
   UH-34 Seahorse
       
Разработчик: Sikorsky
Страна: США
Первый полет: 1957
Тип: Многоцелевой транспортный вертолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Третий потенциальный заказчик винтокрылой техники в вооруженных силах США, Корпус морской пехоты ВМФ, немного задержался с оформлением контракта на S-58. Дело в том, что командование Корпуса на основе опыта боевых действий в Корее требовало от разработчиков десантно-штурмовой вертолет значительно большей грузоподъемности и вместимости, чем S-58, и предпочитало поддерживать, в первую очередь, программу S-56. К концепции среднего десантно-штурмового геликоптера, промежуточного по классу между S-55 и S-56, морские пехотинцы вернулись только в 1956-м.

Прекрасные отзывы командований флота и армии США о S-58 определил выбор и штаба морской пехоты. С 1957-го на вооружение десантно-штурмовых эскадронов Корпуса начали поступать HUS-1 Seahorse - "Морская лошадь". В сентябре 1962-го они получили обозначение UH-34D. "Сихорсы" практически ничем не отличались по конструкции от армейских десантно-транспортных Н-34А (СН-34А) "Чоктоу", за исключением оборудования и мелких деталей, связанных со спецификой и традициями службы морской пехоты. Всего "Сикорский Эркрафт" построила 640 "Сихорсов" - треть от выпуска S-58.

Десантно-штурмовые UH-34D применялись во всех военных операциях, проводимых Корпусом морской пехоты США в 1960-е годы. В отличие от армейского аналога, UH-34D интенсивно использовался американцами во время войны во Вьетнаме, где он заменил оказавшиеся малопригодными армейские Н-21 Пясецкого. "Морпеховский" эскадрон НММ-362 стал первым американским подразделением на S-58, введенным во Вьетнам. За первые четыре месяца боев эскадрон совершил 15200 боевых вылетов, десантировал 25 тыс. солдат и перевез 59 тыс. пассажиров.

В год эскалации войны во Вьетнаме, в 1965-м, находилось уже шесть эскадронов американской морской пехоты из 24-х "Сихорсов". Вертолет Сикорского оставался "работягой" вплоть до второй половины 1960-х, когда стал быстрыми темпами заменяться газотурбинными UH-46 "Сикнайт" и UH-1 "Ирокез". Без UH-34D не обходилась ни одна боевая операция. Они использовались для высадки тактических десантов и разведывательно-диверсионных групп, разведки и наблюдения, снабжения отдаленных и окруженных гарнизонов, эвакуации больных и раненных, поиска и спасения экипажей сбитых самолетов и вертолетов, эвакуации людей и поврежденной техники, обучения экипажей.

Применяемые в разведывательно-наблюдательных эскадронах "Сихорсы" имели неофициальное обозначение ОН-34D, а используемые в поисково-спасательных целях - HH-34D. Три десятка UH-34D передали из морской пехоты в спецчасти ЦРУ и военной разведки. Не менее 70 "Сихорсов" морская пехота США передала в эскадроны ВВС Южного Вьетнама, где они успешно эксплуатировались вместе с бывшими американскими армейскими СН-34А и СН-34С. Кроме того, шесть UH-34D поступило в ВВС Филиппин, два - в ВВС Камбоджи и один - в ВМФ Нидерландов.

S-58 зарекомендовали себя значительно более надежными и малоуязвимыми машинами, чем все другие винтокрылые аппараты, применявшиеся в начальной стадии войны во Вьетнаме. Об их живучести ходили легенды. В то же время, американские вертолетчики, подобно своим коллегам из Франции, быстро убедились в необходимости вооружения и бронирования S-58.

Пулеметы различного калибра начали устанавливать на турелях в дверных и оконных проемах, а также неподвижно на консолях по бокам фюзеляжа. Потом к ним присоединились и блоки НАР. В экспериментах остались варианты вооружения "Сихорсов" пушками и управляемыми ракетами.

Стальные листы-поддоны смонтировали под самым уязвимым и чаще поражаемым местом - носовым двигательным отсеком фюзеляжа. Бронировалась и кабина пилотов. Вертолетчики первыми получили бронежилеты. Им они были очень нужны, так как военные действия выявили важный недостаток компоновки S-58, являвшийся в мирных условиях преимуществом, - высокое расположение кабины пилотов. При десантных операциях им доставалась основная доля свинца. Боевые действия во Вьетнаме заставили внести в конструкцию десантных S-58 еще одну забавную доработку - ступеньку под дверью грузопассажирской кабины. Без нее низкорослым вьетнамским десантникам, к тому же загруженным амуницией, было тяжело взбираться в кабину.

Помимо военных операций UH-34D морской пехоты успешно использовались по всему миру при поисково-спасательных операциях и эвакуации из зон стихийных бедствий. 5 мая 1961-го именно экипаж "Сихорса" отыскал и доставил на авианосец вместе с капсулой первого американского астронавта Алана Шепарда, который приводнился в океане. В мирной жизни "морпеховские" UH-34D перевозили людей и грузы, доставляли продовольствие, разгружали корабли, боролись с лесными пожарами, нашествиями москитов и саранчи, использовались на краново-монтажных работах.

Сорок "Сихорсов" переоборудовали в конце 1950-х в амфибии HUS-1А (с 1962-го UH-34E). Они предназначались для десантных и поисково-спасательных операций в районах с протяженными водными пространствами и имели на стандартном колесном шасси надувные поплавки - "бублики", подвесной боковой топливный бак, окна, блистеры и звукопоглощающие покрытия в грузопассажирской кабине.

Три из них получили специальное оборудование для полетов ночью и обозначались как HUS-1AN. Еще четыре HUS-1А переоборудовали в специальную полярную модификацию HUS-1L (с 1962-го LH-34D): утеплили и оснастили всепогодным навигационным оборудованием, аналогичным установленному на противолодочных HSS-1N. Полярные "Сихорсы" использовались на антарктических станциях США.




 Модификации :
 HUS-1 Seahorse  транспортная версия HSS-1 для Морской пехоты США  (462 экземпляра).
 HUS-1A Seahorse  вариант с понтонами (40 экземпляров)
 HUS-1G Seahorse  версия для Береговой охраны США (6 экземпялров).
 HUS-1L Seahorse  полярный вариант HUS-1 (4 экземпляра)
 HUS-1Z Seahorse  VIP-транспорт на базе HUS-1 (7 экземпляров).
 UH-34D  HUS-1 сменивший обозначение в 1962 году (достроено еще 54 экземпялра)
 UH-34E  HUS-1A сменивший обозначение в 1962 году.
 HH-34F  HUS-1G сменивший обозначение в 1962 году.
 UH-34J  SH-34J без противолодочного оборудования, использовались в качестве транспортных и учебных.
 HH-34J  UH-34J переданные ВВС США.
 LH-34D  HUS-1L сменивший обозначение в 1962 году.
 VH-34D  HUS-1Z сменивший обозначение в 1962 году.



 ЛТХ:
Модификация   UH-34D
Диаметр главного винта, м   17.07
Диаметр хвостового винта, м   2 .90
Длина,м   14.70
Высота ,м   4.80
Масса, кг  
  пустого   3513
  максимальная взлетная   5897
Тип двигателя   1 ПД Wright R-1820-84B/D
Мощность, кВт   1 х 1137
Максимальная скорость, км/ч   196
Крейсерская скорость, км/ч   156
Дальность действия, км   397
Скороподъемность, м/мин   335
Практический потолок, м   2895
Статический потолок, м   1490
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка:   до 18 десантников


 Доп. информация :


  Фотографии:

 UH-34E
 UH-34D (c) Jason
 UH-34D (c) G. Verver
 UH-34D (c) Niall Grant
 UH-34J (c)  Juha Ritaranta
 VH-34D/HUS-1Z (c) G. Verver
 HH-34F (c) Simon Brooke
 Кабина UH-34D   (c) Mark Carlisle

  Схемы:

 UH-34D
 Варианты вертолета

  Варианты окраски:

 UH-34D
 HH-34F

  



 

Список источников:

Крылья Родины. Вадим Михеев. Гениальное творение конструктора Сикорского
Максим Старостин. Все вертолеты Мира. Sikorsky S-58 / HSS "Seabat" / HUS "Seahorse"
G.Apostolo. The Illustrated Encyclopedia of Helicopters
K.Munson. Helicopters And Other Rotorcraft Since 1907


Уголок неба. 2020 



 

  Реклама: