главная послевоенная авиация морские
   Ту-16ПЛО (ПЛ)
       
Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1962
Тип: Противолодочный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Кроме НИР, обосновавших Программу вооружения и развития противолодочной авиации, другие учебные заведения, и, в частности, Военно-Морская академия проводила исследования в области оперативного использования противолодочной авиации и, естественно, меньше, - тактики. Одна из таких НИР называлась ╚Айсберг╩ и была сдана в 1961-1962 гг. Некоторые отдельные положения ее впоследствии включили в ╚Наставление по боевым действия авиации ВМФ╩ (НБДА ВМФ-63).

Авторы придерживались концепции, что вероятнее всего ракетные ПЛ с началом военных действий с применением ядерного оружия будут наносить удар с северного направления (впрочем, не исключался полностью и район Норвежского моря). В соответствии с таким сценарием предлагалось поисковые усилия в случае обострения обстановки сосредоточивать в северных морях, хотя, как это следовало из оценки гидрометеорологических условий, вероятность применения противолодочной авиации, в зависимости от времени года, составляет от 30 до 70%.

С тем, чтобы обеспечить возможность решения задач авиацией в подобных условиях, предлагалось разработать и соответствующие средства поиска и поражения ПЛ.

Считалось, что для поиска ракетных ПЛ авиация будет использоваться массированно составом тактических групп, а для недопущения выхода лодок в район боевых позиций и из своевременного обнаружения - необходимо выставлять заградительные барьеры из плавающих буев огромной протяженности. Это выглядело как попытка малоэффективными буями компенсировать отсутствие системы дальнего гидроакустического наблюдения, в которой самолеты должны были использоваться в качестве маневренных сил для уточнения контакта.

Однако количество НИР, пусть даже выполненных на высоком уровне, не могло компенсировать отсутствие достаточно эффективных противолодочных самолетов и вертолетов. Программа строительства их только еще набирала темпы, задача оказалась не столь простой, как казалось. Тем не менее требования к противолодочной авиации по мере того, как флотские руководители подходили к мысли о неспособности надводных кораблей обнаруживать ПЛ, все время росли. Возникла необходимость каким-то образом заполнить вакуум, образовавшийся из-за затягивания сроков разработки новых образцов противолодочных самолетов и вертолетов. Временный выход из создавшегося положения подсказала обстановка. В 1960 г. было предпринято значительное по масштабам сокращение Вооруженных Сил СССР. Морская авиация оказалась в сложном положении: самолеты Ил-28 и Ту-14 уничтожались, летный состав послевоенных выпусков, имевший высочайший уровень летной подготовки, увольняли в запас. Расформировались части, в том числе и гвардейские. С начала 60-х годов началась ликвидация истребительной авиации, штурмовую сократили почти полностью, минно-торпедные полки в 1961 г. переименовали в морские ракетоносные. Но кроме самолетов-ракетоносцев в них оставалось по эскадрилье относительно не старых (по срокам) самолетов-торпедоносцев Ту-16Т. А поскольку в торпедоносцах особой нужды не ощущалось, они свои возможности полностью исчерпали, по предложениям, поступившим из авиации флотов, решили приспособить их для решения противолодочных задач. Авиация Северного флота в 1962 г., а тихоокеанцы годом позже, переоборудовали по одной эскадрилье Ту-16 в противолодочные: установили на них СПАРУ-55, автоматический навигационный прибор АНП-1, кассеты для противолодочных бомб ПЛАБ-МК. На самолеты подвешивалось до 40 буев РГБ-Н.

К практическому использованию Ту-16ПЛ (ПЛО) подходили основательно, для чего провели ряд учений. Некоторые из них были довольно интересными и содержательными. Так, авиация СФ в апреле 1963 г. выбрала район на удалении 1200-1300 км от аэродрома базирования, что свидетельствует об отсутствии стремления к упрощению. В качестве средств первоначального поиска использовались радиогидроакустические буи, выставленные в шахматном порядке по всему району (в виде поля буев), а после обнаружения производилось слежение за ПЛ в течение 13 час. На некоторых учениях для увеличения продолжительности полета практиковалась дозаправка самолетов в воздухе (особенно, так называемых ударных, которые дежурили в зоне ожидания до получения команды на проведение бомбометания по ПЛ).

В апреле 1966 г. торпедное вооружение самолетов Ту-16ПЛ дооаботали под противолодочные торпеды АТ-1. После переоборудования самолетов провели учение с весьма показательными результатами. Оно состоялось в июне того же года. Было сброшено восемь торпед по ПЛ, следовавшей ниже их заглубления. Все снабжались контрольно-записывающей аппаратурой, что и позволило проанализировать результаты: две торпеды на заданную глубину не вышли и всплыли сразу, четыре - не наводились на ПЛ, одна всплыла на поверхность через шесть минут и выполняла циркуляцию, и, наконец, восьмая повела себя совершенно необъяснимо: после трех-четырех минут вышла на правую циркуляцию и с углубления 54 м начала наводиться на ПЛ, но в процессе наведения цель потеряла и вновь вышла на глубину 40 м (глубина начального хода) и начала выполнять левую циркуляцию.

Обработка данных показала, что причина невыхода пяти торпед на режим самонаведения состоит в том, что на глубине 60-80 м имелся слой температурного скачка*. ПЛ же следовала на глубине 110 м, и акустические системы торпед, глубина начального хода которых, как уже отмечалось, была равна 40 м, лодку не обнаружили. Невыход двух торпед на заданную глубину объяснялся небрежностью специалистов (были перепутаны фазы преобразователей на самолете и приборах торпеды). Впоследствии подобные недостатки учли, и больше они не повторялись.

Использование самолетов Ту-16 в качестве противолодочных явилось мерой вынужденной, если учесть, что их часовой расход топлива на малых высотах достигал 6≈8 тонн. Тем не менее следует отметить безусловную заслугу экипажей этих самолетов в вопросах развития тактики. Эскадрильи Ту-16ПЛ просуществовали почти шесть лет до своего расформирования в 1 969 г., когда ВВС флотов уже получили все положенные им по штату самолеты Бе-12 и Ил-38.







 ЛТХ:
Модификация   Ту-16ПЛО
Размах крыльев, м   32.99
Длина, м   34.80
Высота, м   10.36
Площадь крыла, м2   164.65
Масса, кг  
  пустого самолета   37730
  нормальная взлетная   72000
  максимальная взлетная   79000
Топливо, кг   36000
Тип двигателя   2 ТРД РД-3М
Тяга, кгс   2 х 9500
Скорость, км/ч  
  максимальная   992
  крейсерская   842
  патрулирования   420-430
Перегоночная дальность, км   7200
Боевой радиус действия, км   1000
Практический потолок, м   15000
Экипаж, чел   7
Вооружение:   четыре 23-мм пушки АМ-23
  Боевая нагрузка - 3000 кг


 Доп. информация :

  
 



 

Список источников:

Авиация и Космонавтика. Анатолий Артемьев. Охотники за субмаринами
Авиация и Родина. Ефим Гордон, Владимир Ригмант, Виктор Кудрявцев, Андрей Совенко. Легендарный Ту-16
Владимир Ригмант. Под знаками "АНТ" и "ТУ"
Крылья Родины. Владимир Ригмант. Ту-16 - самолет-эпоха
Николай Якубович, Анатолий Артемьев. Туполев Ту-16. Дальний бомбардировщик и ракетоносец
Крылья Родины. В.Сидоров. Дальний реактивный "Ту"
Роман Астахов. Русская Сила. Дальний бомбардировщик и ракетоносец Ту-16


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: