главная летающие лодки послевоенные  
   PS-1 (SS-2)
       
Разработчик: Shin Maywa
Страна: Япония
Первый полет: 1967
Тип: Многоцелевая летающая лодка
  ЛТХ     Доп. информация
   


Компания "Kawanishi", известная своими летающими лодками военного периода, в 1949 году была переименована в "Shin Maywa" (или "Shin Meiwa") и в начале 1960-х годов вновь приступила к проектированию самолетов данного класса. Первой летающей лодкой нового поколения стала PS-1, во многом схожая с самолетами российского и китайского аналогичного назначения.

Во время Второй мировой войны компания "Kawanishi" была главным разработчиком летающих лодок для японских военных (ею создана одна из лучших летающих лодок того времени - гигантская Н8К "Emily"), а в первые послевоенные годы компания, переименованная в "Shin Maywa", работала как субподрядчик - выпускала различные детали по заказу других компаний. В начале 1952 года руководство "Shin Maywa" приступило к активному лоббированию вопроса создания для Военно-морских сил самообороны Японии новой летающей лодки, которая, по убеждению специалистов компании, будет превосходить американские аналоги - в частности, Grumman UF-1 Albatross, который в количестве шести машин был закуплен для японского флота.

Компания "Shin Maywa" приобрела один Albatross в США и использовала его в качестве летающей лаборатории для отработки собственных технических решений. Самолет, обозначенный UF-XS, был модифицирован специалистами "Shin Maywa" - была улучшена управляемость самолета в условиях сильного волнения, улучшены взлетно-посадочные характеристики, а также модифицирован корпус (лодка) с добавлением еще одного редана, на "скулах" установили уменьшающие брызгообразование щитки, изменили форму хвостовой части. Самолет получил два дополнительных звездообразных двигателя Pratt & Whitney R-1340 мощностью по 600 л. с. - их установили с внешней стороны от имеющихся Wright R-1820 мощностью по 1425 л. е., а для обеспечения работы системы сдува пограничного слоя на закрылках и рулях на машину поставили один двигатель Т58. Первый полет модернизированная летающая лодка совершила 25 декабря 1962 года.

К январю 1966 года специалисты "Shin Maywa" уже почти завершили проектирование собственной летающей лодки SS-2, и в это время японские ВМС подписали контракт на разработку самолета под объявленные требования к перспективной летающей лодке PX-S. 29 октября 1967 года прототип совершил первый полет.

Новая японская летающая лодка представляла собой свободнонесущий высокоплан с прямым крылом и Т-образным хвостовым оперением, конструкция лодки - цельнометаллическая однореданная, с герметичным фюзеляжем типа полумонокок. Силовая установка - четыре турбовинтовых двигателя Т64, каждый из которых приводил во вращение трехлопастный воздушный винт Hamilton Standard 63Е60-15. Крыло - двухлонжеронное, с предкрылками и двухсекционными закрылками с системой сдува пограничного слоя; стабилизатор - с предкрылком, а рули высоты и направления - с устройствами сдува пограничного слоя. Система сдува пограничного слоя обеспечивала лучшую управляемость на малых скоростях полета. Для повышения остойчивости на крыле поставили поплавки. Для передвижения по слипу имелось убираемое колесное шасси.

Для решения противолодочных задач PS-1 имел мощную поисковую РЛС, магнетометр, приемник и индикатор сигналов гидроакустических буев, указатель пролета над буем, а также активную и пассивную системы обнаружения подлодок "Jezebel" и "Julie". Экипаж - два пилота и бортинженер - располагался в несколько приподнятой кабине, в варианте самолета ПЛО сразу за ней, на верхней палубе, оборудовались рабочие места штурмана, двух операторов гидроакустического оборудования, поисковой РЛС и магнетометра, двух наблюдателей, а также тактического координатора и радиста. Под крылом, между гондолами двигателей имелись узлы для подвески четырех противолодочных торпед.

С июля 1968 года по 1970 год испытания PS-1 проводило специально сформированное подразделение 51-го авиаполка - данное подразделение оставалось в Ивакуни в качестве испытательного/оценочного вплоть до 1983 года. 1 марта 1973 года самолет поступил на вооружение первой строевой части - 31-го авиаполка (кокутая). Вслед за прототипом и двумя предсерийными машинами последовала первая партия из 12 серийных машин, а затем - еще восемь самолетов. В период эксплуатации были потеряны шесть PS-1, а в 1980 году командование Военно-морских сил самообороны Японии объявило, что отныне задачи ПЛО будут решать самолеты БПА Р-3 Orion. Первоначальные планы по формированию второго полка PS-1 (32-го) были отменены. Прототип PS-1 в 1976 году был переоборудован в прототип предлагавшейся пожарной летающей лодки, но 26 апреля 1983 года - списан.

Пока PS-1 эксплуатировался в строевых частях, компания "Shin Maywa" приступила к постройке прототипа поисково-спасательного самолета-амфибии, предназначенного для замены американских UF-2 Albatross. Новая машина получила обозначение SS-2A, но - не считая отсутствия противолодочного оборудования и вооружения - самолет отличался от предшественника в основном типом шасси: убирающееся трехопорное колесное шасси с носовой стойкой превращало летающую лодку в полноценную амфибию.

В левом борту фюзеляжа поисково-спасательной амфибии был оборудован большой аварийный люк (через него можно было спускать на воду спасательную шлюпку или плот), а в бывшем отсеке вооружения размещались спасательные жилеты, надувные плоты и контейнеры с аварийным запасом. Самолет также был оснащен мощными поисковыми прожекторами, громкоговорителями и поисковыми блистерами, а вместо гидроакустических буев на борту разместили дымовые маркеры и иное аварийное снаряжение.

Еще одной разновидностью SS-2 стал противопожарный вариант, оснащенный баками для перевозки к месту возгорания до 13 т воды. Оборудование для забора, перевозки и сброса воды спроектировано канадской фирмой "Конэйр". Первый полет противопожарный гидросамолет совершил в мае 1976-го, но серийно не выпускался. Разрабатывался и пассажирский вариант, рассчитанный на перевозку 69 человек на расстояние 1700 км, но дальше проекта дело не пошло.

Прототип не строился, первый из 12 серийных самолетов поднялся в воздух 18 октября 1974 года, а 1 июля 1976 года - после испытаний в 51-м полку - поступил в эксплуатацию в 71-й авиаполк. Первые семь самолетов были оснащены ТВД T64-IHI-10E мощностью по 3060 л. е., но затем на серийных машинах стали применять T64-IHI-10J мощностью по 3490 л. с└ а на ранних машинах провели ремоторизацию. Самолеты с новыми двигателями обозначались US-1A.

Заказы на новые US-1A поступали в 1992-1995 годах, всего к 1997 году были заказаны 16 самолетов. Еще один самолет был заказан в рамках 1999 финансового года. По состоянию на 2001 год 71-й полк располагал семью US-1A: три дислоцировались в Ацуги, а остальные четыре - в Ивакуни. Один US-1 был переоборудован в пожарный, но высокая стоимость его переоборудования и эксплуатации делают данную программу нерентабельной.

Конструкция.

Гидросамолет PS-X представляет собой четырехмоторный свободнонесущий высокоплан с прямым крылом и Т-образным хвостовым оперением. Конструкция лодки - цельнометаллическая с герметичным фюзеляжем типа полумонокок и относительным удлинением 11,7. Днище имеет один редан килеватостью 23,5 град.

Крыло - двухлонжеронное. Его механизация включает предкрылки (на 17% размаха) и двухсекционные закрылки с системой сдува пограничного слоя. Углы отклонения внешних и внутренних секций закрылков 60╟ и 80╟ соответственно. Перед внешними секциями закрылков, обдуваемых винтами, на верхней поверхности крыла имеются интерцепторы, а на концах крыла - элероны. Для повышения остойчивости на крыле установлены поплавки. На летающей лаборатории UF-XS отрабатывались зависающие элероны, однако испытания показали, что они увеличивают подъемную силу крыла незначительно и на PS-X от них отказались. Носки крыла оснащены механическими противообледенительными устройствами. Стабилизатор имеет "предкрылок", а рули высоты и направления - устройства сдува пограничного слоя. На носках стабилизатора - протекторы механической противообледенительной системы.

Кабина экипажа рассчитана на двух летчиков и бортинженера. В варианте самолета противолодочной обороны за кабиной, на верхней палубе, оборудованы рабочие места штурмана, операторов гидроакустического оборудования, поисковой РЛС и магнитометра, а также тактического координатора и радиста. Вся аппаратура установлена вдоль правого борта фюзеляжа, вдоль левого - места для отдыха экипажа. Ближе к хвостовой части, в фюзеляже находится отсек вооружения. Нижняя палуба разделена на кухню, отсеки электронного оборудования, колодец шасси и два топливных бака. С левой стороны в хвостовой части фюзеляжа расположена дверь. На летающей лодке имеется убираемое, трехопорное с носовой стойкой колесное шасси, предназначенное для передвижения по слипу. Все стойки двухколесные, передняя опора убирается по полету, а основные - против полета в фюзеляж.

Силовая установка - из четырех ТВД "Дженерал Электрик" T64GE-10, выпускаемых в Японии по лицензии фирмой "Ишикавадзима" с трехлопастными флюгерными реверсивными воздушными винтами "Гамильтон Стандарт" 63Е-1 диаметром 4,42 м. Кроме них, имеются еще два ГТД. Один, расположенный в верхней центральной части фюзеляжа, - T58-GE-10 - для системы сдува пограничного слоя на закрылках и рулях, второй "Гаррет Эрисчерс" GТСР85-131J - для запуска ТВД и привода аварийного электрогенератора. По результатам летных испытаний UF-XS для увеличения боковой устойчивости самолета на взлетно-посадочных режимах крыло приподняли над фюзеляжем, а гондолы двигателей опустили. Топливо размещается в пяти крыльевых и двух фюзеляжных баках.

Система управления - механическая с необратимыми гидроусилителями. В состав бортового оборудования противолодочного самолета входят также поисковый радиолокатор, приемник и индикатор сигналов гидроакустических буев, указатель пролета над буем, активная и пассивная системы "Джули" и "Джезабель" - для обнаружения подводных лодок. В отсеке вооружения размещается до 20 сбрасываемых гидроакустических буев, маркерные бомбы и до четырех 150-кг глубинных бомб. На крыле, между гондолами двигателей, установлены четыре узла подвески противолодочных торпед.


 Модификации :
 SS-2  фирменное обозначение самолета.
 PS-1

 первая серийная модификация самолета в варианте гидросамолета.

 US-1

 модифицированная транспортная версия.

 US-1A

 поисково-спасательная версия.

 US-1A Kai (US-2)

 многоцелевая модернизированная версия.




 ЛТХ:
Модификация   US-1
Размах крыла, м   33.14
Длина самолета,м   33.46
Высота самолета,м   9.70
Площадь крыла,м2   135.82
Масса, кг  
  пустого самолета   26300
  нормальная взлетная   36000
  максимальная взлетная   43000
Внутреннее топливо, л   17900
Тип двигателя  
  основной   4 ТВД Ishikawajima-Harima (General Electric) T64-IHI-10J
  дополнительный   1 ГТД Ishikawajima-Harima (General Electric) T58-IHI-10-M2
Мощность, л.с.  
  основной   4 х 2850
  дополнительный   1 х 1400
Максимальная скорость, км/ч   550
Крейсерская скорость, км/ч   410
Скорость патрулирования, км/ч   330
Практическая дальность, км   4750
Продолжительность патрулирования, ч   15
Практический потолок, м   9000
Экипаж, чел   4 (в транспортном варианте) и 10 (в патрульном)
Полезная нагрузка:   12 носилок с раненными
Вооружение:   до 50 гидроакустических буев, до 4х 150-кг глубинных бомб 67 ,  4 противолодочные торпеды Мк.44 или 73 , 6х 127-мм НУР (по 3 на концах крыльев)


 Доп. информация :


 Фотографии:

 PS-1     (c) Nobuo Oyama
 PS-1     (c) Nobuo Oyama
 US-1A   (c) Esa Kaihlanen
 US-1A   (c) Yu Suemune
 US-1A   (c) Esa Kaihlanen

  Схемы:

 PS-1    (c) И. Михелевич

 Варианты окраски:

 US-1A




 

Список источников:

Крылья Родины. Михаил Никольский. Наследник "Чистого неба"
de Agostini. Мировая Авиация.
ShinMaywa PS-1 / US-1A - Большие лодки Японии
FAQs.org. Greg Goebel. Air Vectors. The Shin Maywa PS-1 / US-1 & Harbin SH-5
L. S.Casey,  J.Batchelor. The Illustrated History of Seaplanes and Flying Boats


Уголок неба. 2012  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:

Купить книги киров. Конкурентные цены, огромный ассортимент.