главная послевоенная авиация морские
   Shackleton
       
Разработчик: Avro
Страна: Великобритания
Первый полет: 1949
Тип: Многоцелевой противолодочный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Avro 696 Shackleton, многоцелевой противолодочный самолет созданный на базе тяжелого бомбардировщика времен Второй Мировой войны - Avro 694 Lincoln. Shackleton  сохранил крыло и шасси Линкольна, однако имел абсолютно новый фюзеляж, который стал короче, а также шире и выше. Горизонтальное оперение из низкорасположенного стало высокорасположенным, а характерные концевые шайбы вертикального оперения Ланкастера и Линкольна увеличились в весе, став с виду круглее и массивнее. Вместо двигателей Rolls-Royce Merlin были установлены двигатели Rolls-Royce Griffon с трехлопастными соосными винтами. Новый фюзеляж обеспечивал размещение экипажа из 10 человек, двух пушек калибра 20 мм в надфюзеляжной турели и двух пулеметов калибра 12,7 мм  в хвостовой части. Кроме того, он мог нести обычные или глубинные бомбы внутри большого бомбового отсека.

Обозначенный Shackleton GR.1 (позднее Shackleton MR.1), этот самолет совершил первый полет 9 марта 1949г. Первая серийная машина поднялась в воздух 24 октября 1950г., а в феврале 1951г. самолеты начали поступать на вооружение. Силовая установка MR.1 состояла из внутреннего двигателя Griffon 57А и внешнего двигателя Griffon 57. Вторая серийная партия Shackleton была полностью оснащена двигателями Griffon 57А, в результате чего увеличилась гондола внешнего двигателя, а название было изменено на Shackleton MR.1A.

Для устранения недостатков, выявившихся в ходе эксплуатации MR.1, была разработана модель Shackleton MR.2. Для нее сконструировали абсолютно новую обтекаемую носовую часть со спаренной 20-мм пушкой, расположенной над местом бомбардира. Вместо обтекателя антенны РЛС в нижней передней части Shackleton получил наполовину убирающийся обтекатель в подфюзеляжной пушечной турели, что обеспечило обзор в 360 градусов. Кроме того, был убран задний пулемет и прозрачный хвостовой обтекатель, а неубирающаяся одноколесная хвостовая опора была заменена на убирающуюся двухколесную.

Последний серийный вариант Shackleton MR.3 разрабатывался с тем, чтобы улучшить общие характеристики самолета - была изменена конфигурация крыла, усовершенствованы элероны и установлены концевые крыльевые топливные баки. Не был забыт и экипаж - MR.3 имел кабину с хорошим обзором и звуконепроницаемую кабину для второго экипажа на случай длительного патрулирования. Увеличение общего веса привело к использованию убирающегося трехопорного шасси с носовой стойкой и двойными колесами. Отсутствие надфюзеляжной турели - другое заметное изменение внешнего вида самолета, а наличие узлов подвески под крыльями давало возможность нести реактивные снаряды. Восемь из 42 серийных MR.3 были поставлены южноафриканским ВВС.

После завершения производства в середине 1960-х годов Shackleton был еще раз усовершенствован. Повышение прочности конструкции позволило увеличить запас топлива и установить два небольших турбореактивных двигателя Rolls-Royce Viper 203 тягой 1134 кгc. Расположенные во внешних гондолах крыла, они обеспечивали дополнительную тягу во время взлета и набора высоты при максимальной загрузке.

Все ранние модификации Shackleton заменили в эксплуатации самолет Nimrod MR.1/2 компании British Aerospace, а последним вариантом этого самолета-ветерана стал Shackleton AEW.2. Его разработали в 1971г. в компании Бритиш Аэроспейс в качестве альтернативы самолету Gannet AEW.3 компании Fairey/Westland. Было поставлено 12 самолетов. Полувыдвижной подфюзеляжный обтекатель антенны РЛС был заменен на неподвижный выпуклый обтекатель, расположенный перед бомбовым отсеком и вмещающий поисковую РЛС АРS-20, которая использовалась на Ганнет. Другие внешние изменения состояли в большем разнообразии антенн. Самолеты находились на вооружении 8-й эскадрильи ВВС Великобритании и обеспечивали поддержку подводных лодок, осуществляя функцию раннего обнаружения противника. С 1991г. началась замена их на самолет раннего обнаружения Boeing E-3D Sentry AEW.Mk 1.

 













 Модификации :
 Shackleton GR Mk. 1  первоначальное обозначение Shackleton MR Mk. 1.
 Shackleton MR Mk. 1

 самолеты, оборудованных для проведения экспериментов с аппаратурой MAD по магнитному обнаружению глубоководных подводных лодок.

 Shackleton MR Mk.2

 модификация 1952 года, с удлиненным фюзеляжем, новой РЛС и 2 20-мм пушками.

 Shackleton MR Mk.2C

 самолеты MR.2, оснащенные навигационным оборудованием и вооружением самолетов MR.3.

 Shackleton AEW Mk.2

 модификация Shackleton MR Mk.2 с РЛС APS-20, в роли самолета ДРЛО.

 Shackleton MR Mk.3

 модель 1955 года, Avro 716 Shackleton, улучшенная версия Shackleton MR Mk.2.

 Shackleton MR Mk.4

 вариант, оставшийся в стадии проектирования, который предполагалось оснастить четырьмя комбинированными газотурбо-дизельными двигателями Napier Nomad Е.145.

 Shackleton Т Mk 4

 обозначение самолета Mk 1, переоборудованного для подготовки штурманов в училище морской разведки.




 ЛТХ:
Модификация   Shackleton MR.2
Размах крыла, м   36.58
Длина самолета,м   26.62
Высота самолета,м   5.10
Площадь крыла,м2   132.01
Масса, кг  
  пустого самолета   25855
  максимальная взлетная   44452
Тип двигателя   4 ПД Rolls-Royce Griffon Mk.57A
Мощность, л.с.   4 x 2455
Максимальная скорость, км/ч   439
Практическая дальность, км   6440
Боевой радиус действия, км   4911
Продолжительность полета, ч   14
Практический потолок, м   7010
Экипаж, чел   4 + 6 операторов
Вооружение:   две 20-мм пушки в носовой части
 Боевая нагрузка до 4536 кг в подфюзеляжном отсеке.
 (На MR. Mk.3 - есть подкрылевые подвески НУР)
 Глубинные бомбы, торпеды.


 Доп. информация :

  
 



 

Список источников:

A.J.Jackson. Avro Aircraft Since 1908
Emmanuel Gustin. Military Aircraft Database
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: