Уголок неба ¦ Martin P-5 (P5M) Marlin

Реклама...

Оригинальная мебель для https://gm-tver.ru любого интерьера в Твери.
    


 
 
главная послевоенная авиация морские
   P-5 (P5M) Marlin
       
Разработчик: Martin
Страна: США
Первый полет: 1948
Тип: Патрульный самолет-амфибия
  ЛТХ     Доп. информация
   


Фирма "Martin" получила известность благодаря своей летающей лодке РВМ Mariner, которая превосходно показала себя во всех боевых действиях. В 1944 году "Martin" начала разработку летающей лодки для замены Mariner. Новый самолет был на 2,44 м длиннее предыдущего, на 1,52 м выше и имел фюзеляж в виде однореданной лодки, что позволило увеличить его вместимость. Согласно контракту от 26 июня 1946 года "Martin" превратила усовершенствованный РВМ-5 Mariner в прототип нового самолета. В дополнение к модифицированному фюзеляжу конструкция включала в себя запатентованные фирмой подводные крылья и пару водных тормозов, выступающих в нижней задней части корпуса. Эти плоскости, управляемые педалями руля направления, были способны уменьшить радиус разворота летающей лодки с 245 до 90 м.

В конце 1940-х годов адмиралы Пентагона опасались, что их суда могут быть потоплены советскими подводными лодками. Представления Запада о количестве (600-800) советских субмарин были весьма преувеличены. Самым эффективным противолодочным средством считалась летающая лодка, оснащенная РЛС, эхолотом и различным вооружением. Поэтому с учетом этих требований фирма "Martin" и начала выпуск первых 25 самолетов Р5М Marlin в 1950 году.

Самолет Marlin легко узнаваем благодаря своей особой форме носовой части, вмещающей РЛС обнаружения AN/APS-44A. Экипаж состоял из семи человек: пилот, второй пилот, штурман, радист, два оператора электронного оборудования и стрелок хвостовой пулеметной установки. Marlin не был герметизирован, и экипажи жаловались, что спальный отсек, в отличие от Mariner, не имел звукоизоляции.

Р5М начал службу в Сэнгли-Пойнт (Филиппины) в 1954 году. В том же году самолеты использовались на Средиземноморском ТВД при поддержке плавбазы гидросамолетов ВМС США "Карритак" (AV-7). Со временем ВМС насчитывали шесть баз категории AV, пять меньшей категории AVP и одну субмарину ВМС "Гуавина" (AO(SS)-362), переделанную для базирования гидросамолетов. Обе модификации, Р5М-1 и Р5М-2, использовались в 1950-х годах в одних и тех же эскадрильях.

В 1957-1959 годах ВМС США приняли многообещающую и дорогостоящую программу по улучшению противолодочных возможностей (ASW) парка самолетов Marlin и внесению структурных изменений в систему их эксплуатации. Самым значительным изменением была установка электронного оборудования Julie/Jezebel и бортовой комплексной дисплейной системы (AIDS).

Julie ЕСМ представляла собой систему гидролокации с использованием взрывов, высчитывающую местонахождение подлодки и отражающую его на дисплее оператора. Jezebel - система обнаружения, использующая гидроакустические буи для поиска, распознавания и классификации подводных целей. AIDS - система сбора данных, получающая информацию от других противолодочных систем самолета Marlin, включая аппаратуру для магнитного обнаружения (MAD), установленную на передней кромке киля самолета Р5М-1 или кромке Т-образного хвостового оперения Р5М-2. Модифицированный самолет получил обозначение P5M-1S и P5M-2S.

Для наблюдения и координации при решении задач ASW с новым оборудованием на модифицированном Marlin появился новый член экипажа (ТАССО) - офицер по координации тактических вопросов, не имеющий летной квалификации. Со времен Marlin в ВМС США появилась категория "военно-морской летно-технический состав без квалификации пилота", а термин ТАССО сохранялся и на недавно вышедших из эксплуатации противолодочных самолетах Lockheed S-3B Viking.

В то время как ВМС США активно использовали Marlin для отслеживания советских подлодок, береговая охрана решала с их помощью поисково-спасательные задачи. Она приняла в эксплуатацию семь самолетов P5M-1G и четыре P5M-2G, идентичных самолетам ВМС, но без противолодочного оборудования. В отличие от ВМС береговая охрана регулярно сажала Marlin в открытом океане для спасения жертв катастроф.

В мае 1951 года один из прототипов XP5M-1 был возвращен на фирму Martin для переделки в демонстратор. Экспериментальный самолет, получивший обозначение M-270, был закончен ровно через год. Данные полученные при его испытании использовались при разработке P6M Seamaster.

Франция, получившая 10 летающих лодок Р5М-2, стала единственным заграничным эксплуатантом этих машин. Самолеты предназначались для замены устаревших Sunderland MR.Mk 5 и в апреле 1957 года поступили в 27-ю флотилию в Дакаре, Французская Западная Африка (ныне Сенегал). Они составили ядро новой противолодочной эскадрильи, действовавшей позже в качестве подразделения НАТО совместно с союзными ВМС.

Французские Marlin действовали в экстремальных условиях тропической жары и влажности, часто осуществляя патрулирование в течение 14 часов. Они были менее вместительны, чем Sunderland, и, по мнению французских механиков, более сложными в обслуживании. Не считая столкновения двух самолетов в море, не приведшего к серьезным поломкам, Франция использовала Marlin безаварийно.

Французские Marlin изначально окрашивались в серо-зеленый цвет, а ниже ватерлинии - в белый, с "якорем" - эмблемой ВМС - на руле направления, но иногда сверху добавлялась белая отражающая панель. Франция использовала эти машины до августа 1964 года, когда после решения выйти из организационных структур НАТО вернула их ВМС США.

Начиная с февраля 1965 года, Marlin участвовали в операции "Market Time", вылетая с Филиппин и патрулируя побережье Вьетнама. Взлеты осуществлялись с использованием стартового ускорителя (метод JATO). Самолеты часто были вооружены двумя пулеметами М60, установленными в дверном проеме, и 127-мм неуправляемыми ракетами HVAR, установленными под крылом. Их основной задачей было обнаружение целей и наведение на них других ударных машин. Последний полет у берегов Вьетнама был выполнен эскадрильей VP-40 в 1967 году. А 6 ноября того же года SP-5B вылетел из Северной Исландии в свой последний патрульный полет. Вскоре все эти элегантные летающие лодки, кроме одной, были разрезаны на металлолом.

8 или 12 июля 1968 года последний Marlin перелетел из Исландии на авиабазу в Патуксент Ривер, Мэриленд. Этот самолет был сохранен в Национальном музее авиации и космонавтики Смитсоновского института в Вашингтоне. Затем его перевезли в Национальный Музей морской авиации в Пенсаколе (Флорида), где он хранится и сейчас.








 Модификации :
 P5M-1 (затем Р-5А)

 начальный серийный вариант; вместо носовой турели имел обтекатель для РЛС APS-80; двигатели заменены на более мощные R-3350-30WA по 3400 л.с. каждый; построено 160 самолетов.

 Р5М-1G

 новое обозначение семи самолетов P5M-1, использовавшихся в Береговой охране США.

 P5М-1S (затем SР-5А)

 новое обозначение самолетов Р5М-1, присвоенное после оснащения самолета магнитным обнаружителем подводных лодок.

 P5М-1Т (затем ТР-5А)

 обозначение самолетов Р5М-1G Береговой охраны США после их перевода в учебно-тренировочные.

 P5М-2 (затем Р-5В)

 второй серийный вариант, с модифицированным корпусом, Т-образным хвостовым оперением и более мощными двигателями R-3350-32WA; построено 115 самолетов.

 Р5М-2G

 обозначение четырех самолетов Р5М-2, построенных для Береговой охраны США.

 Р5М-2S (затем SР-5В)

 новое обозначение большинства самолетов Р5М-2 после установки на них электронного и противолодочного оборудования.

 M-270

 демонстратор технологий на базе XP5M-1.




 ЛТХ:
Модификация   P5М-2
Размах крыла, м   36.02
Длина самолета,м   30.66
Высота самолета,м   10.87
Площадь крыла, м   130.62
Масса, кг  
  пустого самолета   22900
  нормальная взлетная   33000
  максимальная взлетная   38555
Тип двигателя   2 ПД Wright R-3350-32WA Turbo-Compound
Мощность, л.с.   2 х 3450
Максимальная скорость, км/ч   420
Практическая дальность, км   4600
Боевой радиус действия, км   3299
Практический потолок, м   7315
Экипаж, чел   11
Вооружение:   две 20-мм пушки
  боевая нагрузка - 3640 кг в отсеке оружия
  4 торпеды, 4х 907-кг бомбы или до 8х 454-кг бомб
  или до 3629 кг меньшего вооружения, легкие бомбы
  до 8х 127-мм НУР


 Доп. информация :


 Фотографии:

 XP5M-1
 XP5M-1
 P5M-1
 P5M-1
 P5M-2
 P5M-2
 P5M-2S
 P5M-2S
 P5M-2 ВМС Франции
 P5M-2G
 M-270
 Кабина пилотов P5M-2

 Схемы:

 P5M-1

 Варианты окраски:

 P5M-2    VP-47
 P5M-2  27 флотилия ВМС Франции  (c) Louis Leziaud
  P5M-2  27 флотилия ВМС Франции  (c) Louis Leziaud

 



 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. Martin P5M Marlin - Последняя летающая лодка США
Aerofiles.com. Martin
FAQs.org. Greg Goebel. Air Vectors. The Martin Mariner, Mars, & Marlin Flying Boats
U.S. Navy Patrol Squadrons.  Martin P5M Marlin Aircraft
Naval Fighters. Richard Hoffman. Martin P5M Patrol Seaplane
Le Fana de l'Aviation. Louis Leziaud. Les "Marlin" dans L'Aeronavale
1000aircraftphotos.com. No. 2950. Martin 237A P5M-1 Marlin US Navy


Уголок неба. 2016 



 

  Реклама: