главная современная авиация морские
   P-1 (P-X)
       
Разработчик: Kawasaki
Страна: Япония
Первый полет: 2007
Тип: Патрульный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Стремление японского авиапрома к самостоятельности отнюдь не ограничивается только вертолетостроением. В 2000 годах конструкторы Страны восходящего солнца успели попробовать себя в разных жанрах, демонстрируя порой весьма оригинальные подходы. Один из примеров того - параллельная разработка двух так называемых "самолетов-близнецов": военно-транспортного С-Х и морского патрульного Р-Х, начатая группой компаний во главе с все той же "Кавасаки" в 2001 г. Идея довольно проста - экономия средств на этапах создания, испытаний, производства и эксплуатации самолетов за счет унификации конструкции и бортовых систем. Справедливости ради заметим, что унификацию как таковую трудно назвать чем-то новым в авиастроении - вспомним хотя бы историю Ан-10 и Ан-12.

Но вряд ли кому-то приходило в голову унифицировать столь непохожие летательные аппараты. Судите сами. Взлетная масса противолодочника Р-Х составляет 80 т, а транспортника - 141 т (разница - 76%!). Первый - низкоплан, второй - высокоплан. На первом - 4 двигателя, на втором - 2. Не говоря уже о том, что исходя из различного назначения, у этих самолетов совершенно разные фюзеляжи, шасси и многие системы. Когда специалисты "Кавасаки" начинали эту работу, их лозунгом было: "Один проект - два продукта". Но сейчас от этой красивой идеи остались одни воспоминания. На сегодня общими у самолетов являются: остекление кабин, отъемные части крыла, консоли горизонтального оперения, приборная панель в кабине пилотов, компьютер системы управления полетом, ВСУ, системы контроля, предупреждения и т.п. Тем не менее, японцы утверждают, что достигли сокращения стоимости создания самолетов на 218 млн. USD при суммарных затратах на их разработку порядка 3 млрд. USD в ценах 2007 г. Таким образом, на этапе создания они отыграли около 7% и ожидают дальнейших выгод от сокращения стоимости производства и эксплуатационных расходов. Глядишь, и выйдут процентов на 10.

Подобно ситуации с "Нинзей", в решении Управления обороны Японии на разработку "близнецов" присутствует явный политический подтекст. Японские генералы решительно отвергли американские предложения о поставке морского патрульного самолета нового поколения Р-8 Poseidon, разрабатываемого на базе Boeing 737, и военно-транспортных Lockheed Martin C-130J и Boeing С-17. Формальная причина - несоответствие специфическим требованиям Сил самообороны. Но дело, конечно, не в этом. Истинная причина - несоответствие возросшим амбициям японской промышленности.

Оба проекта развивались (во всяком случае, до настоящего времени) в атмосфере скромности, приличествующей истинным самураям. Разработка шла без излишней шумихи, чтобы не сказать - в полной тайне. Р-Х впервые поднялся в небо 28 сентября 2007 г. с авиабазы Гифу, при этом присутствовали лишь те, кому это действительно необходимо. Полет длился 1 час и завершился успешно. В последнее время достоянием общественности стали еще по 2-3 снимка каждого из "близнецов". В общем, о них известно немного.

Про Р-Х можно лишь сказать, что он разработан для замены старого американского базового патрульного самолета Р-3 "Орион", впервые поднявшегося в небо еще в 1958 г. (т.е. 50 лет назад!) и прослужившего в ВМС Сил самообороны верой и правдой более 20 лет. Считается, что японцы намерены закупить 80 новых противолодочников, а первые поставки запланированы на 2011 г. Для повышения боевой эффективности и облегчения работы экипажа самолет оснащен системами с искусственным интеллектом, в которых японцы традиционно сильны. Например, система управления полетом должна формировать несколько возможных сценариев атаки субмарины и рекомендовать из них лучший в соответствии с заданным критерием. Интересно, что Р-Х будет первым в мире серийным самолетом с системой управления нового типа - оптоволоконной. По сравнению со ставшей уже традиционной электродистанционной СУ она обладает значительно большей устойчивостью к проблемам электромагнитной совместимости, а также к воздействию электромагнитного импульса при ядерном взрыве. Самолет оснащен оригинальными японскими двигателями Ishikawajima-Harima Heavy Industries XF7-10, процесс сертификации которых в настоящее время завершается. В 2005 г. они прошли испытания на летающей лаборатории С-1.

Поисковое противолодочное оборудование самолета рассчитано на восприятие всего спектра физических полей лодки. На борту есть радиогидроакустические буи, РЛС с фазированной антенной решеткой, магнитометр, низкоуровневые инфракрасные и телевизионные датчики. Внутренний отсек вооружения рассчитан на размещение противолодочных торпед, а 8 подкрыльевых пилонов - на подвеску противокорабельных ракет или глубинных бомб. Ввиду богатого оборудования цена серийного самолета составит 141,5 млн. USD, что по сравнению с американскими аналогами весьма немного. В 2008 году Р-Х переименован в Р-1 (XP-1).



 ЛТХ:
Модификация   P-1
Размах крыла, м   35.40
Длина самолета, м   38.00
Высота самолета, м   12.10
Площадь крыла, м2  
Масса, кг  
  пустого самолета  
  максимальная взлетная   80000
Тип двигателя   4 ТРДД IHI XF7-10
Тяга, кН   4 х 60.0
Максимальная скорость, км/ч   900
Крейсерская скорость, км/ч   833
Практическая дальность, км   8000
Практический потолок, м   13520
Экипаж, чел   3+
Полезная нагрузка   боевая нагрузка - до 9000 килограмм:
  торпеды: МК-46, Туре 97, GRX-5, ракеты: AGM-84 Harpoon,
  AGM-65 Maverick, ASM-1С, мины,
  глубинные бомбы до 100 шт, РГБ


 Доп. информация :


  Фотографии:

 P-X во время выкатки
 P-X во время выкатки
 XP-1 в полете
 XP-1 в полете    (c) Katsunori Kimura

  



 

Список источников:

Авиация и Время. Андрей Совенко. Япония претендует на большее
Kawasaki Heavy Industries. Kawasaki Sky-High Expectations for Japan's P-X and C-X Aircraft


Уголок неба. 2009  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: