Уголок неба ¦ Бериев Бе-12Н Чайка

Реклама...

    


 
главная послевоенные летающие лодки
   Бе-12Н Чайка
       
Разработчик: ОКБ Бериева
Страна: СССР
Первый полет: 1976
Тип: Противолодочный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Кроме низкой эффективности по решению противолодочных задач, после нескольких лет эксплуатации самолетов Бе-12 выявилась недостаточная надежность ППС-12, и 29 марта 1967 г. принимается решение о ее модернизации. Этому способствовало и то, что в составе ППС-12 отсутствовали непосредственные связи между поисковыми средствами и ПВУ, были значительные ошибки в определении места и элементов движения цели, невозможность списания ошибок счисления пути, накапливаемых АНП-1В-1 is процессе боковой наводки.

Задача на модернизацию формулируется не совсем корректно - "увеличить вероятность поражения подводных лодок в два раза". По-видимому, составители упустили из виду, что вероятность поражения подводной лодки торпедой ЛТ-1М не превышает 0,15-0,18. Следовательно, вероятность поражения после модернизации должна составить 0,3-0,36. Тоже не очень впечатляющие данные. Но даже для этого следовало существенно повысить точность определения места цели, элементов се движения, увеличить скорость выработки прицельных данных бортовыми системами. Но это - общая схема, для реализации которой потребовалось провести комплекс исследований, разработать и создать новую аппаратуру.

При модернизации поисково-прицельной системы использовали зарекомендовавшие себя элементы ППС-12, включили пассивные буи направленного действия РГБ-2 системы "Беркут", отработанные на самолете Ил-38, и ряд новых оригинальных устройств. Согласно полученным на испытаниях данным буи РГБ-2 обеспечивали дальность обнаружения малошумных подводных лодок порядка 1,5-2 км и точность определения пеленга 5-7 град. Время их работы nooie приводнения не превышало 40 мин. Вес буя - 45 кг. Буи снабжены радиолокационными маяками-ответчиками, обеспечивающими измерение дальности до них и пеленга с самолета. Дальность связи по этому каналу составляет 25-30 км.

Поставленную задачу специалисты, производившие модернизацию, поняли буквально, и она завершилась созданием оригинальной поисково-прицельной системы - "Нарцисс-12" ("Бе-12Н"), в состав которой вошли: самолетное приемное автоматическое радиоустройство СПАРУ-55 с ПП-1; многоканальное ультракоротковолновое приемное устройство (МУЛУ) "Нара"; прицельно-вычислительное устройство "Нарцисс-12" с анализатором цели; радиолокационная станция "Инициатива-2БН", бортовое оборудование, необходимое для обеспечения работоспособности ППС, пассивные ненаправленные буи РГБ-НМ и РГБ-НМ-1, авиационный поисковый магнитометр АПМ-73С, аппаратура передачи данных АПД ПК-025. Работу ППС обеспечивают бортовые измерители курса, скорости, высоты полета, автопилот, бомбардировочное и торпедное вооружение. В связи с поступлением на вооружение новых средств поражения подводных лодок расширилась их номенклатура.

Приемное устройство "Нара" обеспечивает прием, первичную обработку и преобразование телеметрической информации от буев РГБ-2 для последующей выдачи в ПВУ. Одновременный прием информации производится с помощью двух пятиканальпых приемников на 10 частотах буев РГБ-2.

Прицельно-вычислительное устройство "Нарцисс-12" является связующим звеном, объединившим все элементы полуавтоматической системы. В отличие от "Сирени", "Нарцисс" относится к вычислителям дискретного действия. Это векторный бомбардировочный прицел с полуавтоматическим сопровождением цели, обеспечивающий определение координат и параметров движения подводной лодки по информации от буев РГБ-2 и вывод самолета в точку сбрасывания средств поражения или постановки буев РГБ-2 с заданного направления.

В состав ПВУ входит цифровая вычислительная машина со специальным устройством ввода-вывода, выполняющая функцию сбора информации, вычисления формульных зависимостей, выдачи сигнхчов в ППС самолета. Она имеет двоичную систему счисления с быстродействием 16650 операций типа сложение в секунду.

Анализатор цели обеспечивает наглядное отображение гидроакустической обстановки в районе по данным буев РГБ-2 одновременно по всем десяти каналам и взятие на автосопровождение огибающей сигналов от буев, имеющих контакт и выделение в ПВУ пеленга на подводную лодку.

Радиолокационная станция "Инициатива-2БН" является модернизацией базовой РЛС и обеспечивает прием сигналов маяков-ответчиков. Кроме того, РЛС в комплексе с сопрягаемым оборудованием обеспечивает прицеливание по радиозаметным целям и подводным лодкам, находящимся в подводном положении, а также синхронное полуавтоматическое сопровождение ориентира при совместной работе с ПВУ "Нарцисс". Радиолокационная станция является визирной системой, и при наложении электронного перекрестия на изображение цели или отметку от маяка-ответчика на экране определяются их координаты, поступающие затем на вход счетно-решающего прибора.

Первоначально замена магнитометра на самолете не планировалась, но затянувшиеся сроки позволили это сделать и попытаться увеличить возможности самолета по магнитометрическому поиску. К этому времени прошел испытания магнитометр, разработанный на новой элементной базе, получивший обозначение АПМ-73С В его состав входят блоки измерительных и ориентирующих систем, пульт управления с регистратором, распределительное устройство, магниточувствительный блок с системой компенсаторов магнитных помех и другие устройства. Компенсатор магнитных помех "Клин" обеспечивает некоторое снижение воздействия помех, создаваемых магнитным полем самолета. Сущность компенсации помех состоит в создании в объеме магниточувствительного элемента такого искусственного магнитного поля, которое при эволюциях было бы равно по величине и противоположно по направлению полю помех. Дальность обнаружения подводных лодок среднего водоизмещения, размагниченных по нормам ВМФ, с применением АПМ-73С достигает 400 м.

В процессе модернизации на самолете установили аппаратуру передачи данных ПК-025, предназначенную для автоматического обмена командами и координатами цели с взаимодействующими самолетами и кораблями, имеющими соответствующее оборудование. Команды передаются вручную нажатием одной из пятнадцати кнопок. Принятая информация расшифровывается и поступает на световое табло, где отображается номер команды и от кого она поступила, а координаты поступают непосредственно на вход ПВУ "Нарцисс" с одновременным загоранием сигнала "Отсчет" на светосигнальном табло. Ввод принятых координат в ПВУ производит штурман полуавтоматическим методом, нажатием кнопки отсчета на пульте управления ПВУ.

С применением ППС "Нарцисс-12" некоторые изменения претерпела тактика действий экипажей самолетов, так как появилась возможность производить постановку полей буев и барьеров в полуавтоматическом режиме. Классификация первичного контакта производится постановкой трех ненаправленных буев по схеме треугольника или охватывающим барьером. При небольшом времени запаздывания с выходом в точку получения контакта экипажи для его уточнения стали применять буи РГБ-2, наблюдая за изменением пеленга на цель.

При решении тактических задач ПВУ может использоваться в режиме ВЦ ("Видимая цель") пли в режиме НЦ("Невидимая цель"). Первый режим в пояснениях не нуждается, а второй предназначен ,ш прицеливания по выносной точке относительно радиолокационно видимого ориентира. При этом координаты вынесенной точки вводятся вручную.

Если производится работа с анализатором цели, то прицеливание производится по информации от двух буев РГБ-2 или через ПК-025 в виде двух пеленгов от другого самолета (вертолета). Промер базы между выставленными буями, имеющими контакт с подводной лодкой, производит штурман, последовательно совмещая перекресте РЛС с отметками маяков-ответчиков первого и второго буя. При этом в памяти цифрового вычислительного устройства запоминаются координаты буев относительно самолета. Поисково-прицельная система обеспечивай также возможность бомбометания по одному бую, причем пеленг вводится от анализатора цели автоматически, а вынос устанавливается вручную. Задача поражения может решаться и приемами, применяемыми экипажами самолетов Бе-12 с немодерннзированной ППС.

Разработка ППС "Нарцисс" продолжалась довольно долго, и только в апреле 1976 г. се приняли на вооружение, а через некоторое время приступили к модернизации самолетов в частях.

На самолетах Ил-38 для обработки информации от буев РГБ-2 на этапе выработки данных на применение оружия участвуют два члена экипажа, а в некоторых случаях приходится привлекать еще одного.

На Бе-12 для решения такой же задачи можно было привлечь только одного человека, что и удалось сделать при равных точностях выработки данных.- это был безусловный успех. Фактически Бе-12Н по боевым возможностям приблизился к самолету Ил-38, уступая ему в величине обследуемой за вылет площади в два раза и тактическому радиусу, но ведь он и предназначался для ближней зоны противолодочной обороны.






 ЛТХ:
Модификация   Бе-12Н
Размах крыла, м   29.84
Длина самолета,м   30.11
Высота самолета,м   7.94
Площадь крыла,м2   99.00
Масса, кг  
  пустого самолета   24000
  нормальная взлетная   29500
  максимальная взлетная   36000
  топлива   9000
Тип двигателя   2 ТВД Прогресс АИ-20Д
Мощность, э.л.с.   2 х 5180
Максимальная скорость, км/ч   530
Крейсерская скорость, км/ч   450
Практическая дальность, км   3300
Боевой радиус действия, км   500
Практический потолок, м   8000
Экипаж, чел   4
Вооружение:   Боевая нагрузка - 1500 кг (нормальная) или 3000 кг (максимальная) на 4 узлах подвески и отсеке оружия:  противолодочные 450-мм торпеды АТ-1 или АТ-2, глубинные бомбы ГБ, осветительные бомбы ОАБ, маркеры.


 Доп. информация :


  Чертеж "Бериев Бе-12 Чайка"
 Фотографии:

 Бе-12Н (c) Дмитрий Казаков
  Бе-12Н (c) Олег Подкладов
 Бе-12Н (c) Дмитрий В.
 Бе-12Н (c) Владимир Сырых
 Бе-12Н (c) Артём Старков
 Бе-12Н (c) Александр Воривошин
 Бе-12Н (c) Артём Старков
 Бе-12Н
 Бе-12Н (c) Алексей Калинин
 Кабина Бе-12Н (c) Алексей




 

Список источников:

Экспринт. А. Заблотский, А. Сальников. Самолет-амфибия Бе-12
Анатолий Артемьев. Бе-12 : самолет трех стихий
Александр Заблотский, Андрей Сальников. 75 лет ТАНТК им. Г.М. Бериева
Авиация и Время 1997-03. В.Н.Мартыненко, А.И.Сальников. "Чайка" из Таганрога
Авиация и Время 1997-03. Анатолий Артемьев. "Чайка" над морем
Крылья Родины 1996-09. Николай Якубович. "Чайки" над морем
Мир Авиации 2007-01. Сергей Жванский. Исторический путь 49-й ОПЛАЭ
Авиация и Космонавтика 1996-07. Амфибия "Бе"
Авиаколлекция 2012-03. А. Заблотский, А. Сальников. Самолет-амфибия Бе-12
Николай Якубович. Все самолеты Г.М.Бериева
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965
Le Fana de l'Aviation 1978-03. Nico Sgarlato. Beriev Be-12 "Tchaika"
Air International 1995-08. John Hayles. Russian's Coastal Guardian : The Beriev Be-12 Mail
L+K 1971-23. Vaclav Nemecek. Berjev Be-12 Cajka


Уголок неба. 2020 



 

  Реклама: