Реклама...

Добавить свое объявление
Загрузка...
    


 
главная авиация второй мировой вспомогательные
   Fh.104 Hallore
       
Разработчик: Siebel
Страна: Германия
Первый полет: 1937
Тип: Легкий многоцелевой самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Прозвище Hallore, что на саксонском диалекте означало "родом из Галле", получил небольшой двухмоторный самолет, созданный в середине 1930-х годов в Германии (до начала всех трагических событий в Европе) и предназначенный для перевозки пилота и четырех пассажиров. Хотя самолет выпускался компанией Siebel, соответствующего ей типового обозначения "Si" он не получил. Вместо него самолет обозначался буквенным сочетанием "Fh", являвшимся напоминанием о более ранней истории этой машины.

Производственные мощности компании Siebel были расположены в городе Галле всего в 40 километрах от Лейпцига. Под именем Siebel Flugzeugwerke AG она была внесена в реестр в 1937 году. Однако речь не шла о создании нового предприятия, а лишь о переименовании компании, которая уже имела свою историю.

В начале 1933 года руководством Комиссариата воздушных сообщений (Luftfahrtkommissariat; предшественник RLM) было принято решение по стратегическим соображениям перевести компанию Klemm Leichtflugzeugbau GmbH, известную цельнодеревянными учебными и спортивными самолетами, из Бёблингена (Böblingen), расположенного неподалеку от Штутгарта, в центр Германии. Там на новом месте в недавно построенных производственных помещениях она должна была стать одним из основных поставщиков самолетов всех категорий. Уже в следующем году была создана новая компания Klemm Flugzeugbau Halle a. d. Saale GmbH, которой властями было выделено буквенное обозначение Fh (фамилия Ганса Клемма, который использовал буквы Kl, была исключена из обозначения, чтобы избежать путаницы с его предыдущими самолетами). Самостоятельность новой компании Клемма продолжалась всего три года: в 1937 году финансовый контроль над ней был взят Фрицем В. Зибелем (Fritz W. Siebel). Он взял на себя функции генерального директора и сменил название компании на Siebel Flugzeugwerke AG. Это лишь краткая история компании, поскольку фактический ход событий был гораздо сложнее...

Производственная деятельность расположенной в Галле компании Klemm Leichtflugzeugbau GmbH стартовала в начале 1935 года с изготовления по лицензии учебных бипланов Focke-Wulf Fw 44 Stieglitz. В конце того же года компанией было развернуто производство самолётов-разведчиков Heinkel He 46. В то время директором компании ещё был Франц Вальтер (Franz Walter), а главным конструктором √ дипломированный инженер Фридрих Эхер (Dipl. Ing. Friedrich Echer).

Оставшийся в Бёблингене завод Ганса Клемма оставался в эксплуатации, являясь независимым от компании в Галле предприятием. Самолеты, созданные там, сохранили первоначальное буквенное обозначение Kl; вскоре туда вернулся и сам Г. Клемм, вновь занявшись спортивными самолетами. Однако он успел разработать в Галле совместно с Эхером и другими конструкторами проект легкого двухмоторного самолета, первоначально получивший обозначение Kl 104. Поскольку компания уже работала с металлом, то для самолета была выбрана смешанная конструкция.

Двухлонжеронное крыло с углом поперечного V в 6╟ и простые закрылки имели деревянный силовой набор и фанерную обшивку, а оснащенные триммерами элероны изготавливались из дюралюминия и покрывались полотном.

Фюзеляж имел полумонококовую цельнодюралевую конструкцию с гладкой обшивкой. Согласно немецкой практике тех лет дверь, ведшая в застекленный салон и кабину пилота, располагалась на левой стороне фюзеляжа. Сиденье пилота было установлено по оси самолета, а за ним по сторонам от центрального прохода были размещены по два кресла для пассажиров.

Хвостовое оперение √ цельнометаллическое; рули высоты и направления были оснащены триммерами и имели полотняную обшивку.

Силовая установка состояла из двух инвертированных восьмицилиндровых двигателей воздушного охлаждения Hirth HM 508 взлётной мощностью 240 л.с. (176 кВт) с двухлопастными деревянными винтами изменяемого шага диаметром 2,35 метра. Размещенные в крыле топливные баки имели общую емкость 320 литров, маслобаки размещались в моторных гондолах и каждый из них имел емкость 12,5 литров.

Шасси самолета состояло из основных и хвостовой опор; каждая из стоек была оснащена одним колесом. Основные опоры шасси были простой конструкции с одиночными стойками и убирались в моторные гондолы поворотом назад. Хвостовая опора была фиксированной. В случае необходимости колеса можно было заменить на лыжи.

Поскольку в то время производственные мощности завода в Галле были полностью загружены, то опытно-конструкторские работы и изготовление прототипа затянулись. Постройка первого экземпляра, получившего номер гражданской регистрации D-IQPG, была завершена в конце 1936 года уже под новым обозначением Fh 104, а первый полет состоялся в Галле 25 февраля 1937 года. Второй прототип, представлявший собой уже серийную версию машины, был оснащен двумя 280-сильными (206 кВт) двигателями HM 508D.

Вскоре оба прототипа приобрели известность благодаря участию в авиационных соревнованиях 1938 года. Второй прототип стал победителем проходившей в Италии авиагонки по замкнутому маршруту √ III Raduno Aereo del Littorio. За 21 час заводской летчик Цизе (Ziese) пролетел 6200 километров над двенадцатью европейскими городами. Также машины успешно участвовали в других соревнованиях. Год спустя экипаж из Анхойзера (Anhäuser), Балтазара (Balthasar) и Калдрака (Kaldrack) совершил перелёт через всю Африку в Кейптаун, пролетев в общей сложности более 40 000 километров.

В серийное производство Fh 104 был запущен в 1939 году. Были выпущены две серии машин: первая √ из 11 самолётов, вторая √ из 35. Производство было завершено в 1942 году. После начала войны большинство Fh 104 Hallore были реквизированы Luftwaffe в качестве курьерских, а часть из них была личными самолетами высокопоставленных чиновников. Среди известных личностей, постоянно летавших на Fh 104, были фельдмаршал Альберт Кессельринг, генерал Адольф Галланд и другие.

В составе ВВС Германии число пассажиров было уменьшено с четырех до трех: четвертое место (слева за пилотом) было занято штурманом-радистом. В 1940 году в Галле разрабатывалась модификация Fh 104C, оснащённая более популярными двигателями Argus As 10C, но она осталась лишь в проекте.

После окончания войны на территории Чехословакии в городе Градец-Кралове (Hradec Králové) остался один пригодный к полетам Fh 104, первоначально принадлежавший фельдмаршалу Фердинанду Шёрнеру (Ferdinand Schörner). После ремонта самолет был введен в состав чехословацкой авиации под обозначением "тип D-54". Машина, получившая в Чехословакии прозвище "маленький зибль" (Malý Síbl) летала до 1955 года, и наиболее частым ее пассажиром был командующий военно-воздушными силами страны корпусной генерал (генерал-полковник) Алоис Вихерек (sborový generál Alois Vicherek).




 ЛТХ:
Модификация   Fh.104A-0
Размах крыла, м   12.06
Длина, м   9.50
Высота, м   2.64
Площадь крыла, м2   20.68
Масса, кг  
  пустого самолета   1515
  максимальная взлетная   2500
Тип двигателя   2 ПД Hirth HM 508D
Мощность, л.с.   2 х 280
Максимальная скорость , км/ч   350
Крейсерская скорость , км/ч   310
Практическая дальность, км   920
Практический потолок, м   6600
Экипаж, чел   1
Полезная нагрузка:   5 пассажиров


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Fh.104V-2
 Fh.104V-2
 Fh.104V-3
 Fh.104A
 Fh.104A
 Fh.104A
 Fh.104A
 Fh.104A
 Fh.104A
 Fh.104A
 Fh.104A
 Fh.104A на лыжах
 Группа Fh.104A на аэродроме
 Fh.104A производимый в Чехословакии после войны
 Кабина Fh.104A
 Кабина Fh.104A
 Приборная доска Fh.104A

  Схемы:

 Fh.104A

  Варианты окраски:

 Fh.104    (c) P.-A. Tilley
 Fh.104    (c) P.-A. Tilley
 Fh.104   (c) Miroslav Balous
 Fh.104 Эрнста Удета   (c) K. Kens, V. Dhorne

 



 

Список источников:

Альтернативная История. Иван Бякин. Легкие многоцелевые самолеты Siebel (Klemm) Fh 104 Hallore
Крылья Родины. Владимир Котельников. Двухмоторный "Зибель"
Владимир Котельников. Военно-транспортные самолеты Второй Мировой войны 1939-1945
LuftArchiv.de. Siebel Fh Si 104
Luftwaffe Profile Series No.11: Siebel Fh 104/Si 204 and Its Variants
Flugzeug Profile. Siebel Fh 104/ Si.204 und Lizenzvarianten
Flugzeug Classic. Peter W. Cohauz. Siebel Fh 104 "Hallore"
Le Fana de l'Aviation 2006-12. Karlheinz Kens. Le plaisir des chefs
Histaviation.com. Siebel (Flugzeugbau Halle) Fh 104
L+k. Miroslav Balous. Siebel (Klemm) Fh 104 Hallore


Уголок неба. 2017  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: