Уголок неба ¦ Messerschmitt Bf.108 Taifun

Реклама...

    


 
главная авиация второй мировой вспомогательные
   Bf.108 Taifun
       
Разработчик: Messerschmitt
Страна: Германия
Первый полет: 1934
Тип: Многоцелевой тренировочный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


До начала Второй мировой войны самолет М.35 Вилли Мессершмитта был одним из лучших в мире пилотажных самолетов. На его основе был разработан Messerschmitt М.37.

В начале 1933 г. Вилли Мессершмитт начал проектирование одномоторного четырехместного туристского (спортивного) самолета, ориентированного на участие в популярных в то время в Европе ежегодных соревнованиях "Челлендж". Машина, получившая обозначение М-37, вскоре смененное на Bf 108 (прозвище "Тайфун" закрепилось за самолётом с лёгкой руки немецкой летчицы Элли Байнхорн, второй женщины в мире, совершившей кругосветный полёт), была весьма новаторской конструкцией: цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом и убирающимся шасси. На фирме параллельно велась постройка 6 экземпляров (прототипов, являющихся и предсерийными машинами), предназначенных для участия в "Челлендже" 1934 г. Первая машина Bf-108V1 была облетана 13 июня 1934 г.

Он представлял собой свободнонесущий моноплан с низким расположением крыла, убирающимися главными стойками шасси и хвостовым костылем, закрытой четырехместной кабиной. Самолеты первой партии, названные Bf 108А, комплектовались 8-цилиндровыми моторами воздушного охлаждения "Хирт" НМ 8U (225 л.с.) - за исключением одного экземпляра, получившего 6-цилиндровый двигатель "Аргус" As 17В (220 л.с). В соревнованиях приняли участие 4 Bf 108А, показавшие неплохие результаты. Это побудило рейхсминистерство авиации в начале 1935 г. заказать 32 "Тайфуна" для гражданской авиации, рассматривалась также возможность применения их в люфтваффе в качестве связных.

Поставки предсерийных Bf 108В-0 начались в июле 1935 г., серийных - в декабре. Выпуск продолжался до начала 1944 г. Общее количество построенных в Германии (и оккупированной Франции) "Тайфунов" оценивается в 885 единиц, ещё 285 изготовили во Франции после войны.

В люфтваффе самолеты Bf 108B/D применялись, главным образом, в качестве курьерских. Машины этого типа придавались группам и эскадрам боевой авиации, штабам люфтваффе различных уровней. Для применения в Северной Африке часть самолетов была модифицирована в вариант Bf 108B-2/trop. Также Bf 108 служили в составе т.н. "Немецкой авиаслужбы" (Deutsche Luftdienst), где применялись в различных вспомогательных целях. Встречались "Тайфуны" и в авиашколах, но там их использовали, прежде всего, как связные, а не учебные.

Bf 108 довольно широко экспортировались. В частности, в 1936 г. 6 Bf 108В-1 заказали ВВС Венгрии (в ходе войны против СССР Венгрии поставили ещё несколько "Тайфунов"). Эти машины служили в качестве связных при истребительных и бомбардировочных группах.

12 Bf 108В-1 получила Югославия. Их распределили по связным эскадрильям, а 4 самолета применялись для подготовки пилотов истребителей Bf 109Е. После поражения Югославии в апреле 1941 г. три "Тайфуна" стали итальянскими трофеями, правда, в строй удалось ввести лишь одного из них. Ещё четыре Bf 108 получили в 1944 г. ВВС Итальянской социальной республики. ВВС Швейцарии получили 12 Bf 108В-1 в 1939 г., эксплуатируя их до начала 50-х гг.

10 Bf 108В-1 "в пакете" с истребителями Bf 109Е в 1940 г. поставили Румынии. Их распределили между 111-й и 112-й связными эскадрильями, приданными 1-му и 2-му авиакорпусам. На таких же "пакетных" условиях в 1941 г. получила 6 Bf 108В в 1941 г. Болгария.

Для испытаний в 1936 г. один Bf 108В купила Япония, а в 1940 г. - два самолета поставили в СССР. США в 1939 г. купили (или арендовали) три Bf 108В для нужд своих военного и военно-морского атташе в Берлине (они получили обозначение XC-44). После вступления США в войну в декабре 1941 г. эти машины были конфискованы Германией. Один Bf-108В с 1939 г. до начала 50-х гг. служил в ВВС Чили.

Четыре гражданских Bf 108В, эксплуатировавшихся в Великобритании, после начала Второй мировой войны были конфискованы британским правительством, и некоторое время использовались Королевскими ВВС под обозначением "Мессершмитт" "Элдон". Хотя самолеты и считались самыми скоростными связными машинами, их пришлось снять с эксплуатации из-за риска спутать "Элдоны" с Bf 109.

В послевоенное время трофейные "Тайфуны" эксплуатировались ВВС Чехословакии(под обозначением К-70), Польши, Норвегии. Во Франции длительное время служили как трофейные Bf 108, так и самолеты "Норд" 1000/1001/1002 - последние эксплуатировались и ВВС, и морской авиацией.

Самолет Мессершмитт Bf-108 оказался весьма передовой в технологическом и аэродинамическом отношениях конструкцией. Именно эта спортивно-связная машина может по полному праву считаться предшественником знаменитого истребителя Bf-109. Интересен тот факт, что Bf 108, или послевоенные Nord 1000, исполняли роли "Мессершмитт 109" в западных фильмах.





 Модификации :
 Bf 108A

 первая серийна модификация.

 Bf 108B

 в отличие от Bf 108А вместо хвостового костыля применено колесо. Увеличен размах крыла, внесены некоторые другие изменения. На трех предсерийных Bf 108 установлены двигатели "Хирт" НМ 8U (225 л.с), на серийных - 8-цилиндровые "Аргус" As 110С (240 л.с). Выпускалась гражданская модификация Bf 108В-1 и военная Bf 108В-2, отличавшаяся составом оборудования и отсутствием возможности складывания крыла. Выпуск последней начался в 1938 г. параллельно с гражданским вариантом, а с 1939 г. выпускался только Bf 108В-2. В общей сложности на заводе "Мессершмитт" в Аугсбурге изготовлено 601 самолет (до 1942 г.), а на предприятии SNCAN в Ле Мюро (Франция) - 81 машина в 1942-1943 гг.

 Bf 108С-1

 единственный экземпляр, получивший 7-цилиндровый мотор воздушного охлаждения "Сименс" Sh 14А (160 л.с). 

 Bf 108D-1

 двигатель As 10R (240 л.с), новый, более надежный стартер, усовершенствованная система вентиляции кабины и ряд других изменений. На заводе в Аугсбурге выпущена 131 машина, в Ле Мюро - 80 (в 1943-1944 гг.).

 Ме 208

 дальнейшее развитие самолета. Машина получила шасси с носовым колесом. В 1944 г. в Ле Мюро построили два прототипа, а серийное производство осуществлялось уже после войны под обозначением Nord 1100 Noralpha.

 Nord 1000/1001/1002
 Pingouin

 - самолеты послевоенной французской постройки. "Норд" 1000 комплектовались моторами As 10R, "Норд" 1001 - 6-цмлиндровыми "Рено" 6Q-11 (235 л.с), "Норд" 1002 -"Рено" 6Q-10 (240 л.с).




 ЛТХ:
Модификация   Bf.108B
Размах крыла, м   10.50
Длина, м   8.30
Высота, м   2.30
Площадь крыла, м2   16.40
Масса, кг  
  пустого самолета   880
  максимальная взлетная   1385
Тип двигателя   1 ПД Argus As 10C
Мощность, л.с.   1 х 240
Максимальная скорость , км/ч   300
Крейсерская скорость , км/ч   262
Практическая дальность, км   950
Практический потолок, м   4800
Экипаж, чел   1
Полезная нагрузка:   3 пассажира


 Доп. информация :


  Чертеж "Messerschmitt Bf.108 Taifun (1)"  
  Чертеж "Messerschmitt Bf.108 Taifun (2)"
  Чертеж "Messerschmitt Bf.108 Taifun (3)"
 Чертеж "Messerschmitt Bf.108 Taifun (4)"
  Фотографии:

 Bf.108V-1
 Bf.108A-1
 Bf.108B-0
 Bf.108B-1
 Bf.108B-1
 Bf.108B-1
 Bf.108B-1 использовавшихся англичанами
 Швейцарский Bf.108B-1
 Один из Bf.108B-2 использовавшихся американцами
 Bf.108B-2
 Bf.108B-2
 Bf.108С-1
 Bf.108D-1
 Bf.108D-1
 Кабина Bf.108B-1
 Кабина пилота Bf.108B-1
 Венгерский Bf.108B-1

  Схемы:

 Bf.108B
 Компоновочная схема
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 Bf.108B
 Bf.108B
 Bf.108B-1 (XC-44)
 Bf.108B-1
 Bf.108B-2/trop




 

Список источников:

Elbert H., Kaise J., Peters K. Willy Messerschmitt - Pionier Luftfahrt und des Leichtbaues
Wydatnictwo Militaria. Seweryn Fleischer. Messerschmitt Bf 108 Taifun
ATL. Petr Kolmann. Messerschmitt Bf 108 Taifun
Close-Up. Thomas H. Hitchcock. Taifun
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия


Уголок неба. 2015 



 

  Реклама: