Реклама...

    


 
главная авиация первой мировой вспомогательные
   Tomtit
       
Разработчик: Hawker
Страна: Великобритания
Первый полет: 1928
Тип: Учебно-тренировочный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


В 1927 году Авиационное Министерство Великобритании объявила конкурс на новый учебно-тренировочный самолет, способный заменить устаревшие Avro 504N. Для этого конкурса Сидней Камм спроектировал изящный двухстоечный биплан с одинаковым размахом крыльев. Самолет имел традиционную аэродинамическую схему, открытые тандемные кабины для инструктора и ученика, шасси с хвостовым костылем и звездообразный двигатель Armstrong Sidddeley Mongoose IIIC мощностью 150 л.с.(согласно спецификации конкурса). Опытный образец Hawker Tomtit ( J9772) совершил свой первый полет в ноябре 1928 г. Конструкция самолета была металлической с полотняной обшивкой, а установка на него оборудования Рейд и Сигрист для "слепого" полета сделала его замечательным тренировочным самолетом. Спустя три месяца после первого полета ВВС Великобритании заказали 25 самолетов для школ летной подготовки. Два экземпляра были поставлены Канаде и четыре - ВВС Новой Зеландии. В ВВС Великобритании самолеты Tomtit поступили в 1930 г., но с 1932 г. были заменены самолетами Avro Tutor, после чего поставлялись в качестве связных.

Параллельно с учебно-тренировочной версией самолета была выпущена и спортивная модификация с двигателем ADC Cirrus Hermes мощностью 115 л.с. Первый прототип самолета, получивший гражданскую регистрацию G-AASI, был закончен в 1930 году. Второй экземпляр самолета (с двигателем Mongoose, рег. номер  G-AALL) построили специально для Его Королевского Высочества принца Уэльского.  Оба самолета приняли участие в 1930 году в авиагонке King's Cup Race, где заняли 12 и 18 место из 88 участников, что было отличным результатом, так как Tomtit не проектировался как гоночный самолет.

Вторая жизнь самолета началась в мае 1931 года, после установки на него двигателя Wolseley. Опытнй двигатель, известный как R.2, установили на самолет G-ABOD принадлежащий H G Hawker Engineering Co Ltd. Первый полет на этом самолете совершил 24 июля 1931 года пилот Лукас. Затем на самолет поочередно установили двигатели R.7 и R.9. С этим двигателем было произведено три образца самолета, принявших участие в авиагонке King's Cup Race 1933 года. В этой гонке самолеты не добились больших успехов, а уже в следующем году Tomtim с двигателем A.R.9 Mark IA стал седьмым (из 41 участников) в гонке 1934 King's Cup Race, а еще один Tomtim пришел вторым в гонке Newcastle Trophy Race. Последней победой самолета стал выигрыш в 1938 году гонки Manx Air Derby.

В конце 1935г. большинство самолетов были списаны из частей RAF, так как их оказалось больше требуемого. 9 из них были проданы в частные руки -   G-AEES (ex-K1782), G-AEVO (ex-K1451), G-AEXC (ex-J9781), G-AFFL (ex-J9782), G-AFIB (ex-K1781), G-AFKB (ex-K1785), G-AFTA (ex-K1786), G-AFVV (ex-K1784) and G-AGEF (ex-K1783).  

Удивительно, но один самолет (G-AFTA) находился в эксплуатации и в 1990-х годах. В уонце 60-х он был перекрашен и гражданский регистрационный номер заменили на военный - K1786.



 ЛТХ:
Модификация   Tomtit
Размах крыла, м   9.70
Длина, м   7.21
Высота, м   2.54
Площадь крыла, м2   22.09
Масса, кг  
  пустого самолета   499
  нормальная взлетная   794
Тип двигателя   1 ПД Armstrong Siddeley Mongoose IIIC
Мощность, л.с.   1 х 150
Максимальная скорость , км/ч   200
Крейсерская скорость , км/ч   165
Практическая дальность, км   563
Скороподъемность, м/мин   210
Практический потолок, м   5944
Экипаж   2


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Прототип Tomtit
 Tomtit Mk.I
 Tomtit c ПД ADC Cirrus Hermes
 Tomtit с двигателем Wolseley AR.9
 Tomtit ВВС Канады
 Последний Tomtit (G-AFTA)
 Tomtit (K1786) на аваишоу в середине 90-х

  Схемы:

 Tomtit

 



 

Список источников:

Putnam. Francis K. Mason. Hawker Aircraft since 1920
British Aircraft Directory. Hawker Tomtit
RCAF.com : The Aircraft : Hawker TOMTIT
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия


Уголок неба. 2008  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: