Уголок неба ¦ Blackburn RB.3 Perth

Реклама...

    


 
главная авиация первой мировой вспомогательные
   RB.3 Perth
       
Разработчик: Blackburn
Страна: Великобритания
Первый полет: 1933
Тип: Дальняя разведывательная летающая лодка
  ЛТХ     Доп. информация
   


Третий серийный Blackburn R.B.3 Iris V, S1593, оснащавшийся 37-мм скорострельной пушкой орудийного завода в Ковентри (Coventry Ordnance Works - COW) и иногда называемый как Iris VI, стоит рассматривать в качестве прототипа R.B.3A Perth - конечной стадии развития семейства Iris и крупнейшей применявшейся Королевскими ВВС летающей лодки-биплана. Четыре Perth-а были построены в Бро в 1933-34 годах для замены в расположенной в Маунт-Баттене (Mount Batten) 209 эскадрилье летающих лодок Iris V. Лодки R.B.3A Perth внешне отличались от S1593 закрытой кабиной пилотов по типу проведенной в июле 1932 года в Феликсстоу попытке с экспериментальным ранним Iris V, S1263.

Спроектированный Дж.Д. Ренни (J. D. Rennie) по спецификации Министерства авиации 20/32, Perth представлял собой дальнюю цельнометаллическую летающую лодку прибрежного дозора с покрытыми полотном двухстоечными крыльями и бипланным горизонтальным оперением с размахом 30 футов (9,14 м). Силовая установка состояла из трех двигателей Rolls-Royce Buzzard, вращавших двухлопастные деревянные винты диаметром 14 футов (4,27 м). Для обеспечения более тяжелой летающей лодке дополнительной плавучести (и, тем самым, предотвращения увеличения осадки) ширина корпуса была увеличена с 11 футов 0,5 дюймов (3,363 м) до 12 футов 6 дюймов (3,81 м). Важной технической разработкой было использование для обшивки корпуса нового антикоррозионного материала алькледа, представляющего собой дюралюминиевый лист, покрытый с обеих сторон слоями чистого алюминия.

Несущие плоскости имели небольшие поперечное V и стреловидность и были изготовлены почти полностью из дюралюминия. Силовой набор крыльев состоял из коробчатых лонжеронов и нервюр с фланцованной внешней кромкой и трубчатыми балками круглого сечения. Для выполнения механиками технологических работ в самолете были установлены выполненные из стальных труб проходы: для запуска двигателей проход был встроен в верхнюю часть нижнего крыла, проверки и ремонта поверхностей управления мостки были установлены в верхнем крыле и стабилизаторе.

Как и на Iris верхний стабилизатор и руль высоты были большего размаха, чем нижние, причем нижний руль высоты использовался исключительно в качестве триммера. Все три руля направления были оснащены сервоуправлением, которое могло быть отключено расположенным в кабине малым ручным рычагом.

Экипаж летающей лодки состоял из пяти человек: капитана, второго пилота/штурмана, носового стрелка, радиста/стрелка огневой точки в середине корпуса и бортинженера/заднего стрелка. Экипаж размещался также как и в лодке типа Iris, только в более просторном корпусе. В носовом отсеке помимо 37-мм противокорабельной пушки, способной стрелять 1,5-фунтовыми (0,68 кг) снарядами, был установлен бомбардировочный прицел и средства установки взрывателей и сброса четырех 500-фунтовых (227 кг) или восьми 250-фунтовых (114 кг) бомб, размещенных на держателях под корневыми частями нижнего крыла. Также носовой отсек оснащался компасом, швартовочными и буксировочными принадлежностями, якорной лебедкой и двумя ящиками для якорных цепей и укладки парашютов. Когда пушка не использовалась, то по рельсам в переднюю часть носового отсека выдвигалась вращающаяся установка 0,303" (7,7-мм) пулемета льюис, добавляя самолету мощь оборонительного вооружения и делая ее идентичной оборонительному вооружению предшественника - летающей лодки Iris с ее носовой, хвостовой и среднефюзеляжной пулеметным установками.

Из носового отсека в кабину пилотов можно было добраться через дверь в центральном проходе. Сиденья пилотов в кабине размещались бок о бок, а сама кабина была оснащена штурвалами с двойным управлением и оборудованием для контроля двигателей, причем располагавшееся по правому борту оборудование было съемным. Крыша кабины была изготовлена из алькледа, панели остекления из небьющегося стекла размещались в передней и боковых ее частях. В крыше кабины размещались две раздвижные панели, с помощью которых экипаж мог встать контролировать операции швартовки.

В кормовой части кабины, отделенной от носовой части переборкой с раздвижной дверью, располагался отсек штурмана с прокладочным столом и стеллажами для карт. Из штурманского отсека проход вел к двум каютам со спальными местами для офицеров и нижних чинов. Каюты разделялись отсеком бортинженера с приборной панелью, сообщающей о давлении масла, температуре масла и воды и электрическими указателями уровня топлива. В потолке от вала шли три рычага, которыми управлялись открытие/закрытие жалюзей радиаторов двигателей. В помещении нижних чинов был установлен механизированный бомбопогрузчик, надувные лодки и весла были привязаны к шпангоутам правого борта. Дальше по фюзеляжу под средней стрелковой позицией по левому борту напротив камбуза была расположена радиорубка. Туалеты размещались в хвостовой части фюзеляжа рядом с проходом к задней стрелковой позиции.

Три двигателя Rolls-Royce Buzzard IIMS устанавливались в застроенных дюралюминиевых гондолах улучшенной аэродинамической формы. Центральный двигатель был расположен на стойках над корпусом, а два боковых непосредственно на наклонных межплоскостных стойках. Каждый двигатель в своей гондоле снабжался всем необходимым оборудованием. В задних частях гондол устанавливались радиаторы с управляемыми жалюзями. Также в каждой гондоле были размещены полная маслосистема, ручной поворотный механизм и воздушный стартер. Перед запуском двигатели с помощью ручного поворотного механизма заправляются, а затем из средней стрелковой позиции, где размещены два баллона со сжатым воздухом, пусковое магнето и различные краны, подается сигнал запуска.

Топливо размещалось в трех самотечных 575-галлонных (2614 л), представлявших собой аэродинамический профиль из луженой стали и прикрепленных болтами к нижней стороне верхнего крыла. Топливные баки располагались над каждым двигателем, обеспечивая штилевую дальность полёта в 1500 миль (2414 км), что эквивалентно полному облету Северного моря. Размещенное вне корпуса распределительное устройство позволяло подключить любой бак к любой комбинации двигателей и применялось в качестве топливозаправочного штуцера. Важной особенностью системы подачи топлива было снижение опасности возникновения пожара выводом всех труб и кранов с внутренней стороны корпуса.

Туман и последовавшие за ним штормы помешали провести в понедельник 9 октября 1933 года официальную церемонию спуска на воду первого Perth, K3580, но почётные гости компаний Blackburn и Rolls-Royce смогли наблюдать церемонию (все четыре самолета типа на своих носах носил название Perth) и увидели стрельбу 37-мм пушки через Хамбер (Humber). В конечном итоге K3580 полетел 11 октября, а 10 ноября был отправлен в Феликсстоу, где оставался для прохождения проверки рабочих характеристик и последовавшего за ними шестимесячного капитального ремонта.

Таким образом, первым Perth-ом, поступившим в эксплуатацию, был K3581, который Blackburn подготовила к спуску на воду 12 декабря 1933 года. Постоянные туманы мешали его спуску вплоть до 5 января 1934 года, когда Э.М. Блэйк выполнил на нем испытательный полет. После полета машина была передана сквадрон-лидеру (майору авиации) Дж.Х.О. Джонсу (Sqn Ldr J. H. O. Jones) и его экипажу из 209-й эскадрилье, которые без посадок перелетели в Маунт-Баттен. Полет кружным путем через восточное побережье и Ла-Манш продолжался 4 часа 55 минут. Затем, до состоявшегося через месяц поступления третьего Perth-а, K3582, самолет интенсивно использовался для подготовки экипажей.

Перегоночный полет K3582 был использован для испытаний на полную нагрузку и покинул Бро с максимальным запасом топлива, взлетев без каких-либо трудностей с общим полетным весом 36900 фунтов (16738 кг). Первое патрулирование K3582 было выполнено 23 апреля 1934 года у островов Силли (Isles of Scilly), а между 25 мая и 1 июня самолет под управлением винг-коммандера (подполковника авиации) Дж. Ливока (Wg Cdr G. Livock) и пайлот-офицера (лейтенанта авиации) Дженкинса (P/O Jenkins) выполнил продолжительный полет в Сторноуэй (Stornoway), во время которого Perth сопровождал морское переход Его Королевского Высочества герцога Глостерского в Белфаст.

С получением 31 мая из Феликсстоу четвертого Perth-а, K3580, эскадрилья, наконец, была доведена до штатной численности. Лодки были полностью выкрашены в серебряный цвет, но в целях идентификации спереди и сзади на корпуса K3581 и K3582 были нанесены по одной и две черные вертикальные линии соответственно. С этими обозначениями летающие лодки покинули Маунт-Баттен, вылетев 12 сентября в северную атлантику для проведения воздушного осмотра маршрута и выполнения тренировочного полета. Задачи выполнялись под управлением винг-коммандера (подполковника авиации) Дж. Ливока и флайт-лейтенанта (капитана авиации) Бэйнбриджа (Flt Lt Bainbridge). 14 сентября (после дозаправки в Обане (Oban) и задержки из-за плохой погоды на день) они достигли Фарерских островов, но через два дня Министерство авиации приказало им возвращаться из-за опасных ледовых условий в арктических водах.

Единственный раз Perth был представлен на хэндонском показе Королевских ВВС 30 июня 1934 года, когда флаинг-офисеры (старшие лейтенанты авиации) Гурни и Л.Ф. Браун (Flg Offs Gurney and L. F. Brown) на K3581 поднялись в небо в Феликсстоу, летя в Хэндон в одном боевом порядке с Short Singapore II, Supermarine Scapa, Short R.24/31, Saunders-Roe London и тремя Saunders-Roe Cloud.

Летающие лодки Perth обычно выполняли патрульные полеты над Ирландским морем и использовали передовую базу в Странрар (Stranraer), но 8 октября 1934 года штаб-квартирой берегового командования лодки были отстранены от полетов до окончания проверки их хвостового оперения. 6 ноября полеты были возобновлены, но вновь прекратились 27 ноября, когда лодки были доставлены на берег для дальнейшей проверки. После состоявшегося в Маунт-Баттене 6 декабря совещания с производителями со всех трех летающих лодок Perth было снято хвостовое оперение и в марте следующего года было отправлено обратно в Бро для проведения модификации. Лишенная самолетов эскадрилья была спешно переоснащена тремя прототипами, коорые появились в прошлом году в Хэндоне: Saunders-Roe London, Supermarine Scapa и Short R.24'31, которые вновь были заменены Perth-ами на время проведения следующего показа Королевских ВВС, состоявшегося в Хэндоне 29 июня 1935 года. Летающие лодки Perth были возвращены в строй в июле и августе 1935 года, но вскоре после этого 14 сентября у Сторноуэя был потерян K3580, когда во время военно-морских учений на взлете при сильном волнении был оторван подкрыльевой поплавок. К счастью экипаж был спасен.

Четвертый и последний Perth, K4011, впервые полетел 16 апреля 1934 года, а затем перед назначенной на 20 апреля поставкой в Феликсстоу 18 и 19 апреля были выполнены еще два полета, в которых были использованы только два самотечных топливных бака вместо трех. Для берегового командования и 209-я эскадрильи, украшенной девизом "Venture Far", этого было недостаточно, поэтому K4011 провел свой срок службы в Феликсстоу в звене "A" Экспериментального центра морской авиации (MAEE - Marine Aircraft Experimental Establishment), куда машина была официально передана для экспериментального эксплуатацию в мае 1936 года. Вооружение и пулеметные установки были удалены, а сам самолет получил четырехлопастные деревянные винты, специально изготовленные с чередующимися между лопастями углами 80° и 100°. В конце концов он совершил жесткую посадку и был отбуксирован в гавань в тонущем состоянии.

(c) alternathistory.org.ua




 ЛТХ:
Модификация   R.B.3A Perth
Размах крыла, м   29.57
Длина, м   21.34
Высота, м   8.06
Площадь крыла, м2   233.27
Масса, кг  
  пустого самолета   9492
  нормальная взлетная   17237
Тип двигателя   3 ПД Rolls-Royce Buzzard IIMS
Мощность, л.с.   3 х 825
Максимальная скорость , км/ч   213
Крейсерская скорость , км/ч   175
Практическая дальность, км   2093
Практический потолок, м   3505
Экипаж, чел   5
Вооружение:   одна 37-мм пушка Coventry Ordnance Works (COW) и
  три 7.7-мм пулемета Lewis калибра в носовой части самолета, в средней и хвостовой части
  до 907 кг бомб


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Прототип Perth - Iris Mk.V
 Первый Perth
 Первый Perth
 Первый Perth
 Первый Perth
 Второй Perth
 Четвертый Perth
 Четвертый Perth
 Четвертый Perth
 37-мм пушка Coventry Ordnance Works на Perth

  Схемы:

 Perth

 



 

Список источников:

Альтернативная История. Иван Бякин. Летающая лодка Blackburn R.B.3A Perth
Владимир Котельников. Самолеты Второй Мировой войны. Гидросамолеты 1939-1945
de Agostini. Мировая Авиация. Blackburn RB.3 Perth
Putnam. A.J.Jackson. Blackburn Aircraft Since 1909
Sea Wings. Blackburn Perth
L.S.Casey,J.Batchelor. The Illustrated History of Seaplanes and Flying Boats
K.Munson. Flying Boats and Seaplanes since 1910


Уголок неба. 2014 



 

  Реклама: