Реклама...

    


 
главная авиация первой мировой вспомогательные
   O-2
       
Разработчик: Douglas
Страна: США
Первый полет: 1924
Тип: Тактический разведчик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Это семейство наблюдательных самолетов ведет свою историю от двух опытных самолетов Douglas ХО-2, первый из которых был оснащен двигателем Liberty V-1650-1 мощностью 420 л.с. и прошел (в отличие от второго образца оснащенного двигателем Packard IA-1500) летные испытания осенью 1924 года. Для серийного производства выбрали первый вариант, как наиболее надежный. USAAC сделал заказ на две партии самолётов О-2 по 45 и 25 машин соответственно. Они сохранили от самолета ХО-2 фюзеляж из сварных стальных труб и деревянные крылья, покрытые полотняной обшивкой, кроме алюминиевых панелей на передней части фюзеляжа. Шасси было раздельного типа (с разрезной осью), горизонтальное хвостовое оперение имело подкосы и расчалки, двигатель охлаждался трубчатым радиатором.

О-2 оказался традиционным, но очень надежным бипланом. Вскоре было заказано еще 25 самолетов: 18 машин О-2А для ночных полетов, шесть самолетов О-2В с двойным управлением для Армии США и один гражданский самолет О-2BS специально для Джеймса Макки, который совершил одиночный перелет через Канаду в сентябре 1926 года.

Разведчики О-2 в рекламе не нуждались, поэтому фирме Douglas без особого удалось найти покупателя за рубежом. В Мексику было отправлено по 6 самолётов О-2С и О-2М (экспортный вариант О-32А).

Самым большим заказчиком был Китай, куда ушло 82 самолёта , О-2С, О-2М и О-2МС различных версий, отличавшихся по большей части только двигателями. Было поставлено 20 самолетов О-2МС-2, которые имели двигатели Pratt & Whitney Hornet A с кольцами Тауненда, пять вариантов О-2МС-3 с двигателем Hornet B1 повышенной мощности (575 л.с.), 12 самолетов О-2МС-4 и 12 самолетов О-2МС-5 с двигателем Pratt & Whitney Wasp С1 (420 л.с.), 22 машины О-2МС-6 со звездообразным двигателем Wright R-1820-E мощностью 575 л.с. и единственный самолет О-2МС-10 со звездообразным двигателем Wright R-1820-F21 мощностью 670 л.с.

О судьбе самолётов О-2С, О-2М сведений найти не удалось (скорее всего их использовали как учебные самолёты), а вот об О-2МС сохранилась любопытная информация.

Несмотря на моральную устарелость американские разведчики расценивались китайскими ВВС как вполне боеспособные самолёты, правда комплектование ими боевых эскадрилий несколько затянулось. Исходя из их общего количества на О-2МС могли летать две полноценные разведывательные авиагруппы, но в реальности к войне были готовы далеко не все самолёты. Процесс ввода в строй разведчиков продолжался до осени 1937 года, причем специфика их работы не ограничивалась только разведкой. Первый неприятный инцидент произошел 16 августа - в то день японские самолёты полностью уничтожили 32-ю эскадрилью, дислоцированную на юге Китая. Эта учебная часть не просуществовала и двух недель, после чего инструкторы были командированы обратно в Лётную Школу, а уцелевших пилотов отправили переучиваться на американские штурмовики V-11GB2. В октябре-ноябре на разведчиках О-2МС воевали ещё 7 эскадрилий.

Как правило, каждая группа состояла из трёх эскадрилий по 10 самолётов в каждой. Что касается боеспособных О-2МС, то их точное количество остается неизвестным.

Долго раздумывать на тактикой использования бомбардировщиков китайцам не пришлось, поскольку японская авиация и армия действовала в на всем протяжении конфликта очень активно. Например, 18-я БАЭ приступив к боевой работе 16 сентября 1937 года к концу месяца лишилась большей части своих самолётов. Самый болезненный укол был нанесен 19 сентября, когда четверка О-2МС у Тай Юаня была атакована двумя японскими истребителями Ки-10, отправившими все бомбардировщики к земле. Победителями китайцев оказались Йосио Хиросе и его ведомый, которые первыми добились побед среди лётчиков армейской авиации.

Нельзя сказать, что и остальные вылеты О-2МС проходили в том же духе, но к январю 1938 года следы этих самолётов постепенно теряются. Китайское командование с ноября-декабря 1937 года начало пересаживать своих пилотов в кабины более современных машин, а более старые самолёты отправлялись в тыл в лётные школы или вспомогательные части. Последнее упоминание о О-2МС относиться к весне 1938 г. - к этому времени несколько самолётов числилось в составе 18-й истребительной эскадрильи.



 Модификации :
O-2  первая серийная модификация.
O-2А  вариант для ночных полетов.
O-2B  самолеты с двойным управлением для Армии США.
O-2C  с модернизированными радиаторами и шасси (46 экз.)
O-2D  два самолёта О-2С переделанных для перевозки личного состава.
O-2E  модификация, имевшая вместо проволочных расчалок между элеронами жесткие стойки.
O-2H  cамая массовая модификация (140 самолётов), с полностью измененной формой фюзеляжа, новыми хвостовыми стабилизаторами, жесткими межкрыльевыми стойками и усиленным шасси.
O-2J  три невооруженных самолёта О-2Н для перевозки личного состава.
O-2K  дальнейшая модификация О-2J, построено 57 экземпляров.
O-2М  экспортная версия для Мексики.
O-2МC  экспортная версия для Китая.
ХО-6  модификация О-2 цельнометаллической конструкции, построено 5 экземпляров.
ХО-6В  уменьшенный и облегченный вариант самолёта ХО-6.
О-7  три биплана O-2 с безредукторными моторами Packard 1A-1500 мощностью 510 л.с. (380 кВт); позже их переделали по стандарту O-2 (два) и O-2C (один).
O-8  один самолет со звездообразным мотором Curtiss R-1454 в 400 л. с. (298 кВт); позже переделан в O-2A.
O-9  экземпляр с редукторным мотором Packard 1A-1500 мощностью 500 л. с. (373 кВт); он походил на вариант O-7, но имел четырехлопастный винт; позже также переделан в O-2A.
XO-14  уменьшенная в размерах версия O-2H, первый самолет фирмы "Douglas", оснащенный тормозами колес.
XA-2  46-й самолет первоначального контракта O-2 построили в виде бомбардировщика с перевернутым V-образным мотором V-1410 Liberty в 420 л.с. (313 кВт) и с восемью пулеметами (два в капоте двигателя, по два в верхнем и нижнем крыльях, и два на кольцевом лафете у летнаба). Он был неплохо вооружен для своего времени и в 1926 году состязался в конкурсе с самолетом Curtiss A-3, но не был выбран для серийного производства.
OD-1  два самолета O-2C для Корпуса морской пехоты.



 ЛТХ:
Модификация   O-2   O-2H   O-2MC-4
Размах крыла, м   12.09   12.45   12.19
Длина, м   8.76   9.14   9.25
Высота, м   3.20   3.05   3.30
Площадь крыла, м2   38.18   33.63   33.63
Масса, кг      
  пустого самолета   1375   1296   1362
  максимальная взлетная   2170   2034   1880
Тип двигателя   1 ПД V-1650 Liberty Vee   1 ПД V-1650 Liberty   1 ПД Wasp C1
Мощность, л.с.   1 х 420   1 х 420   1 х 420
Максимальная скорость, км/ч   206   216   217
Крейсерская скорость, км/ч   166   177   182
Практическая дальность, км   579   824  
Практический потолок, м   4960   5150   5790
Экипаж, чел:   2   2   2
Вооружение:   два 7.7-мм пулемета Browning
  до 181 кг легких бомб


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Один из первых серийных O-2
 O-2B
 O-2BS
 O-2H   (c) aerofiles.com
 O-2H
 O-2J
 O-2M   (c) aerofiles.com
 O-2MC
 O-2MC
 OD-1

  Схемы:

 O-2H

  Варианты окраски:

 O-2H USAAC   (c) Burl Burlingame
 Китайский O-2MC-4

 



 

Список источников:

Андрей Крумкач. Тактический разведчик Douglas O-2 \ O-38
de Agostini. Мировая Авиация. Бипланы-разведчики Douglas
Aerofiles.com. Douglas
Putnam. Rene J.Francillon. McDonnell Douglas Aircraft since 1920
Boeing: History -- Products - Douglas O-2 Observation Biplane


Уголок неба. 2012  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: