Реклама...

    


 
главная авиация первой мировой вспомогательные
   S.1
       
Разработчик: Martinsyde
Страна: Великобритания
Первый полет: 1914
Тип: Разведывательный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Перед Первой Мировой войной почти все авиационные заводы представляли собой относительно небольшие мастерские. К их числу принадлежала и компания Martin & Handasyde, расположенная на ипподроме в Брукландсе в предместье Лондона. В предвоенные годы эта компания отметилась несколькими элегантными монопланами. Затем летом 1914 года, очевидно под влиянием таких успешных машин, как Bristol Scout и Sopwith Tabloid, компанией был построен первый самолет-биплан, первоначально предназначавшийся для спортивных полетов. Возможно, по этой причине самолет получил обозначение S.1. Во время создания прототипа S.1 компания Martin & Handasyde сменила название на Martinsyde. Прототип S.1 был закончен за неделю до начала войны, и это в корне изменило судьбу новой машины.

Этот небольшой биплан имел классическую конструкцию тех лет: цельнодеревянный силовой набор и полотняную обшивку; исключением была фанерная обшивка передней части фюзеляжа (до кабины включительно) и капот двигателя из алюминиевых листов. Самолёт получился очень похожим на Sopwith Tabloid, в особенности характерным капотом ротативного семицилиндрового двигателя Gnome, развивавшего мощность 80 л.с.. Отличием от машины компании Sopwith были основные стойки шасси: перед основными колесами были установлены опоры с расположенными на их концах небольшими колесами. Данное техническое решение предотвращало капотирование самолета при посадке и движении по наземной поверхности.

Уже в августе 1914 года прототип S.1 был принят военными. После завершившихся 25 сентября испытаний машина была принята на вооружение и 12 октября была передана 1-й эскадрилье Королевского летного корпуса (Royal Flying Corps √ RFC). Х. П. Мартин (H. P. Martin) √ один из владельцев компании Martinsyde √ с самого начала предполагал военное применение S.1 и уже в начале войны принял решение изготовить пятьдесят самолетов данного типа. Чутье не обмануло Мартина: вскоре после завершения испытаний прототипа был заключен контракт на производство серии из 12 машин, большая часть которых была поставлена RFC в конце 1914 года.

5 января 1915 года для боевых действий во Франции на фронт прибыл первый S.1, принадлежавший 5-й эскадрилье RFC. Два дня спустя к нему присоединился еще один самолет данного типа. 10 января 6-я эскадрилья получила один самолет, а ранней весной в составе различных воевавших на Западном фронте частей появились еще четыре S.1. Самолеты Martinsyde S.1 никогда не были многочисленными и, следовательно, не могли серьезно повлиять на ход боевых действий.

На фронте самолеты вооружались 7,7-мм пулеметами Lewis (одиночный пулемет размещался над центропланом верхнего крыла самолета вне зоны ометания винта) и использовались в качестве разведчиков и истребителей. 10 мая капитан (позднее полковник) Луис Э. Стрейндж (Louis A. Strange) из состава 6-й эскадрильи на S.1 преследовал над Менином (Menin). Бельгия, немецкий Aviatik C.I. В ходе этого преследования Стрейнджу пришлось поменять пулемету диск, который, впрочем, заклинило. Капитан Стрейндж привстал, высунувшись наполовину из кабины и сжимая коленями ручку управления. Набиравший высоту S.1 неожиданно завалился на спину и свалился в перевернутый штопор, оставив пилота зависшим в пространстве и держащимся руками за диск! В конце концов ему удалось вернуться на свое место и у самой земли вывести самолет из штопора. Само собой разумеется, что парашюта у Стрейнджа не было.

В июле-августе 1915 года самолеты Martinsyde S.1 были выведены из состава 1-й, 5-й и 6-й эскадрилий, но 14 сентября одна такая машина ненадолго поступила на вооружение 12-й эскадрильи. До боевого применения самолёта, направленного 16 октября во Францию, дело не дошло. Зато "Мартинсайды" нашли применение в Месопотамии, где действовали в составе звена В 30-й эскадрильи; первые четыре S.1 были доставлены в Басру 26 августа 1915 года. В жарком и пыльном климате особенно сильно страдали двигатели машин, и потому боевых вылетов S.1 сделали немного. Тем не менее, когда британским командованием было принято решение занять иракский город Кут-эль-Амара (Kut-al-Imara), то 7 сентября 30-й эскадрильей была отправлена передовая группа из одного Farman MF.11 Shorthorn, одного Caudron G.3 (1 экз.) и двух Martinsyde S.1, один из которых 13 сентября разбился. Второй S.1 на 13 сентября был единственным пригодным к полетам самолетом дивизии генерал-майора Чарльза Таунсенда (Major General Charles Vere Ferrers Townshend). Три дня спустя майор Х. Л. Рейли (H. L. Reilly) на S.1 выполнил очень тщательную разведку турецких позиций в районе Эа-Синна (Ea-Sinn) и передал генералу Таунсенду всю необходимую для предстоящего сражения информацию. Этот же S.1 оказал союзникам ценные услуги, когда 6 октября капитан Петре (Petre) выполнил первый разведывательный полет над Багдадом, а 22 октября успешно бомбил арабский лагерь. Наконец, 21 ноября самолет был сбит зенитной артиллерией, и майор Рейли попал в плен. На следующий день был сбит еще один S.1. Единственная оставшаяся в Месопотамии машина данного типа скорее всего попала в руки туркам.

Всего было изготовлено чуть более шестидесяти самолетов Martinsyde S.1. Большая часть из них использовалась с простыми основными стойками шасси (с одиночными колесами и без дополнительных противокапотажных опор с небольшими колесами) в составе 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й, 6-й, 7-й, 9-й, 11-й, 14-й и 18-й резервной (учебной) эскадрилий, а также в расположенной в Апавоне (Upavon) центральной летной школе. Некоторые машины прослужили до весны 1916 года.

Несколько машин было выделено силам обороны метрополии (Home Defence) в Брукландсе, Дувре, Фарнборо, Хаунслоу (Hounslow), Джойс-Грине (Joyce Green), Нортхолте (Northolt) и Шорхэме (Shoreham) с задачей перехвата немецких дирижаблей. Каждый из этих истребителей-перехватчиков S.1 должен был брать в полет одновременно шесть бомб, двенадцать гранат Hales, 150 зажигательных стрел и пять бомб, наполненных порохом, √ груз, который S.1 не мог поднять! Чего, впрочем, и не произошло┘




 ЛТХ:
Модификация   S.1
Размах крыла, м   8.43
Длина самолета,м   6.40
Высота самолета,м   2.49
Площадь крыла,м2   26.01
Масса, кг  
  пустого самолета  
  максимальная взлетная  
Тип двигателя   1 ПД Gnome
Мощность, л.с.   1 х 80
Максимальная скорость, км/ч   140
Крейсерская скорость, км/ч   120
Практическая дальность, км  
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   1
Вооружение:   один стреляющий вперед 7,7-мм пулемет Lewis
  легкие бомбы


 Доп. информация :


  Чертеж "Martinsyde S.1 (1)" 
  Чертеж "Martinsyde S.1 (2)"
  Фотографии:

 S.1
 S.1
 S.1
 S.1  с модифицированным шасси
 S.1  с модифицированным шасси

  Схемы:

 S.1 с модифицированным шасси

  Варианты окраски:

 S.1   (c) V. Bourguignon
 S.1 с модифицированным шасси    (c) V. Bourguignon
 S.1 с модифицированным шасси

 



 

Список источников:

Альтернативная История. Иван Бякин. Самолеты-разведчики и истребители Martinsyde S.1
de Agostini. Мировая Авиация. Martinsyde S.1
Schiffer. M.Goodall, A.Tagg. British Aircraft before the Great War
Crowood. K.Delve. World War One in the Air
Jane's All The World Aircraft 1919
L+K 1997-18. Vaclav Nemecek. Martinsyde S.1


Уголок неба. 2017  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: