Уголок неба ¦ Григорович М-2

Реклама...

    


 
главная каталог летающий лодки
   М-2
       
Разработчик: Григорович
Страна: Россия
Первый полет: 1914
Тип: Летающая лодка
  ЛТХ     Доп. информация
   


Следующей за М-1 летающей лодкой Григоровича стала М-2 (Морской второй) - более крупная, тоже двухместная, с двигателем “Клерже” в 80 л. с. Размеры и площадь крыльев были значительно увеличены, обводы лодки сильно изменены. Хвостовая часть трехгранного сечения (вершиной вверх) была приподнята на хвосте. Угол продольной кнлеватости был очень мал, редан вогнут и невысок. Под хвостом была пристроена на шарнирах лыжа - “лопата” с резиновым буфером для лучшего отрыва хвоста от воды на разбеге. Коробка крыльев, установленная над корпусом лодки, монтировалась на стойках мотоустановки на высоте 100 мм над лодкой. Стабилизатор был сильно увеличен. Впервые в России постройка корпуса лодки М-2 производилась на стапеле килем вверх.

Первый самолет построили в середине августа 1914 г., и 31 августа начались испытания в Гребном порту. Они закончились катастрофой, летчик П.В.Евсюков погиб. Остальные три аппарата типа М-2 сдали флоту в конце 1914 г., их обозначили Щ-2 и Щ-3. Две летающие лодки использовались на Балтике до зимы 1915/16 гг. Две оставшиеся от контракта лодки отправили в Севастополь 10 марта 1915 г., под номерами "29" и "30" они участвовали в боях.

За М-2 последовала летающая лодка М-3 (Щ-3, Морской третий, “Щетинин третий”) . Это было видоизменение самолета М-2 с двигателем “Гном-Моносупап” в 100 л. с.: корпус лодки оставлен прежний, но еще раз был изменен профиль крыльев. Полеты показали, что улучшений по сравнению с лодкой М-2 не получилось. Неудовлетворительной была мореходность. Пробовали испытывать без лыжи на хвосте - получалось хуже.

После опытной лодки М-3 была выпушена серийная летающая лодка М-4 (Щ-4). Этот гидросамолет являлся видоизменением М-3 с тем же двигателем. Был изменен профиль крыльев и незначительно - корпус лодки. Редан был вогнутый, низкий, угол продольной килеватости очень малый. Первоначально была лыжа “лопата”, потом она была снята. Стабилизатор был сделан с изменяемым в полете углом установки, для чего служил винтовой подъемник под его передней кромкой. Работы проводились зимой 1914-1915 гг. Все проведенные изменения дали некоторое улучшение и после испытаний, проведенных в Севастополе весной 1915 г., летающая лодка М-4 была принята морским ведомством в четырех экземплярах (два на Балтийском и два па Черном море).

 



 ЛТХ:
Модификация   М-2   М-4
Размах крыла, м   13.68   13.62
Длина, м   8.00   8.00
Высота, м    
Площадь крыла, м2   33.50   37.90
Масса, кг    
  пустого самолета    
  нормальная взлетная   870   870
Тип двигателя   1 ПД Clerget   1 ПД Gnome Monosoupape
Мощность, л.с.   1 х 80   1 х 100
Максимальная скорость , км/ч     100
Крейсерская скорость , км/ч     76
Практическая дальность, км     320
Практический потолок, м    
Экипаж, чел   2   2


 Доп. информация :


  Фотографии:

 М-2 (М-4)
 М-3
 М-4
 М-4




 

Список источников:

А.О. Александров. Аппараты Щетинина и Григоровича
Авиация и Космонавтика. Михаил Маслов. Самолеты Дмитрия Григоровича
Г.Ф. Петров. Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


Уголок неба. 2015 



 

  Реклама: