главная летающие лодки довоенные
   FBA A/B/C
       
Разработчик: FBA
Страна: Франция
Первый полет: 1914
Тип: Разведывательная летающая лодка
  ЛТХ     Доп. информация
   


Идейным вдохновителем создания франко-британской компании "Franco-British Aviation Company" ("F.B.A."), зарегистрированной в 1913 году в Лондоне, был француз Луи Шрек, так что нет ничего удивительного в том, что именно во Франции "F.B.A." проявила наибольшую активность. Сам Шрек в 1911 году приобрел контроль над французским концерном "Tellier" и затем построил несколько весьма удачных самолетов сухопутного базирования и гидросамолетов. Затем он стал управляющим предприятия "F.B.A." во французском городе Аргентоль, и вскоре при его активном участии было открыто новое предприятие компании в городе Верной. Одна из летающих лодок марки F.B.A.-Leveque, построенных на базе модели Donnet-Leveque Model A и выпущенных небольшой серией, совершила под управлением знаменитого пилота Андре Бомона (псевдоним лейтенанта флота Конно) перелет в Брайтон. Там она участвовала в показательных полетах с базы гидросамолетов, специально построенной по этому случаю знаменитым британским изобретателем Магнусом Фольком.

Первые серийные летающие лодки компании "F.B.A." оснащались ротативными моторами Gnome мощностью от 50 до 100 л. с. (37-75 кВт). Они отличались однореданными деревянными корпусами (лодками), обшивались фанерой и имели двухстоечные деревянные бипланные коробки с крыльями разного размаха, имевшими полотняную обшивку. Двигатель устанавливался между крыльями, он приводил во вращение толкающий воздушный винт. Самолеты пользовались успехом у частных покупателей, но командование французского флота не обращало никакого внимания на летающие лодки "F.B.A." вплоть до начала Первой мировой войны.

К началу 1915 года компания поставила морской авиации Великобритании и Франции несколько самолетов модели F.B.A. Type B, которая представляла собой усовершенствованный вариант летающей лодки F.B.A.-Leveque. Самолет имел складывающиеся крылья, что впоследствии стало характерной чертой самолетов компании F.B.A., а вскоре после него появилась модель с новым двигателем и улучшенными летными характеристиками, которая получила обозначение Type C. На последнюю поступили экспортные заказы, самолет также лицензионно выпускался за границей.

Экспериментальные самолеты компании "F.B.A.", построенные в рассматриваемый период, включали: один самолет Type C, оснащенный двумя ротативными двигателями; самолет Type C, отличавшийся усиленной носовой частью измененной формы и вооруженный 37-мм пушкой, размещенной в передней кабине; одноместный самолет с пушкой, имевший фюзеляж в виде типичной лодки и стандартное колесное шасси. Компания проводила также испытания амфибийных вариантов всех основных типов своих самолетов. Следует отметить, что летающие лодки "F.B.A." в годы Первой мировой войны внесли огромный вклад в борьбу союзников с германскими подводными лодками.

Россия купила 30 машин типа С с двигателем "Гном-Моносупап" (100л. с.), еще 34 построили на заводе Лебедева. С 1915 года заменялась М-5 Д. П. Григоровича.






 ЛТХ:
Модификация   Type B
Размах крыла, м   13.68
Длина, м   8.00
Высота, м  
Площадь крыла, м2   33.50
Масса, кг  
  пустого самолета   535
  нормальная взлетная   840
Тип двигателя   1 ПД Clerget 9B
Мощность, л.с.   1 х 130
Максимальная скорость, км/ч   105
Крейсерская скорость, км/ч   92
Практическая дальность, км   400
Практический потолок, м   2500
Экипаж, чел   2-3


 Доп. информация :


  Фотографии:

 FBA Type B    (c)  aviafrance.com
 FBA Type C
  FBA Type C
 FBA Type C  российского флота
 FBA Type C  российского флота

 Схемы:

 FBA Type B

 Варианты окраски:

 FBA Type C  российского флота   (c) А.Быков

 



 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. F.B.A. Летающие лодки 1913-1918 годов
Арон Шепс. Самолеты Первой мировой войны: Страны Антанты

Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. FBA B
L.S.Casey,J.Batchelor. The Illustrated History of Seaplanes and Flying Boats
K.Munson. Flying Boats and Seaplanes since 1910


Уголок неба. 2012  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: