Реклама...

    


 
главная авиация первой мировой вспомогательные
   ДАР-5
       
Разработчик: ДАР
Страна: Болгария
Первый полет: 1929
Тип: Учебно-тренировочный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Вопрос - кто конструктор опытного самолета ДАР-5, является спорным. Некоторые авторы приписывают эту заслугу инж. Кириллу Петкову. Но более вероятно, что этот самолет конструировался под руководством инж. Винтера. В пользу этого предположения говорит следующее:

  • типично винтеровский стиль, в корне отличающийся от модерного аэродинамичного стиля американского воспитанника Кирилла Петкова;

  • в период проектирования ДАР-5 К. Петков находился все еще в США и затем работал в ДАР как рядовой конструктор.

Немного позднее он действительно принимает участие в работах над ДАР-5 в качестве инженера в ДАР-Божуриште. Он даже создает специальные обтекатели для двигателя и тем самым стремится "облагородить" форму самолета.

ДАР-5 - одноместный биплан, предназначенный для тренировок летчиков-истребителей. Построен только прототип. Остается невыясненным, почему, несмотря на показанные им хорошие данные, его не запускают в серийное производство.

Если рассуждать логично, то можно прийти к выводу, что Болгарии такой самолет был просто не нужен, поскольку к тому времени располагать авиацией истребителей она не имела права.

Крылья - деревянной конструкции, обтянутой импрегнированной материей. До первого ланжерона передовая часть крыла имеет твердую обшивку из фанеры. Оба крыла имеют элероны, причем нижние управляются посредством мягкого управления, а между нижними и верхними элеронами имеется твердая внешняя связь. Крылья соединены посредством N-стоек и кабельной обтяжки.

Корпус и хвостовые плоскости представляют металлическую ферму из тонкостенных стальных труб, соединенных посредством ацетиленовой сварки. Обшивка в носовой части из дюралюминия, а остальная часть корпуса обшита фанерой и материей.

Не будучи допущенным к серийному производству, прототип оснащается самопишущими метеорологическими приборами, и каждое утро, вылетая с аэродрома в Божуриште, поднимается на высоту 5000 m и после 3-часового полета возвращается с данными об атмосфере, необходимыми для разработки МТО-прогнозов.

На самолете ДАР-5 опробуется устройство для запуска двигателя летчиком, совершившим посадку на площадке, где нет обслуживающего персонала, или же для быстрого запуска истребителя во время дежурства. На четвертом цилиндре вмонтировано пиротехническое устройство, подобное ружейному затвору. Ввинченное на головке цилиндра, в своей передней части имеет обратный клапан. Заряжается специальной гильзой, наполненной порохом. Посредством вращения винта летчик устанавливает поршень 4-го цилиндра около ВМТ (верхней мертвой точки). Затем поднимается в кабину, устанавливает магнетный ключ на 1+2 и путем оттягивания специального жила приводит в действие ударник устройства. Пороховые газы приводят в движение двигатель, и он запускается. Действие этого устройства многократно испытывалось и оно оказалось безотказным. (По воспоминаниям П. Макавеева, начальника моторного отделения в ДАР-Божуриште).

Самолет имел серебристую окраску, на руле направления горизонтально нарисованное болгарское трехцветное знамя. По бортам и на крыльях черными буквами написано LZ-UDA.



 ЛТХ:
Модификация   ДАР-5
Размах крыла, м   7.50
Длина, м   6.55
Высота, м  
Площадь крыла, м2   16.77
Масса, кг  
  пустого самолета   680
  максимальная взлетная   1050
Тип двигателя   1 ПД Gnome-Rhone Titan
Мощность, л.с.   1 х 220
Максимальная скорость, км/ч   180
Крейсерская скорость, км/ч   160
Продолжительность полета, ч.мин   4.40
Практический потолок, м   4400
Экипаж, чел   1


 Доп. информация :


  Фотографии:

 ДАР-5
 ДАР-5
 ДАР-5

  Схемы:

 ДАР-5   (c) Иван Бориславов

  Варианты окраски:

 ДАР-5   (c) Иван Бориславов

 



 

Список источников:

Иван Бориславов. Забравена слава. ДАР-5
Flieger Revue Extra No.18. Peter Korrel. Winter in Bulgarien
Jet & Prop 1993-06. Ivan B. Petrov. Die bulgarischen Flugzeuge des deutschen Professors Herman Winter
Le Fana de l'Avaition 1991-06. Jean Noel, Malcolm Passingham. La production aeronautique bulgare


Уголок неба. 2017 



 

  Реклама: