Реклама...

    


 
главная авиация первой мировой вспомогательные
   ДАР-1
       
Разработчик: ДАР
Страна: Болгария
Первый полет: 1926
Тип: Учебно-тренировочный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Самолет ДАР-1 является оригинальной разработкой конструкторского отдела (бюро) Государственной аэропланной мастерской в Божуриште под руководством инж. Германа Винтера. Он оставил прочный след в болгарском самолетостроении и авиации, совершая полеты в учебных частях болгарской авиации до начала сороковых годов.

Самолет ДАР-1 - двухместный биплан для начального обучения пилотов и для тренировок по фигурному пилотажу. Имеет двойное управление. Конструкция - смешанная. Корпус представляет металлическую ферму из тонкостенных бесшовных труб из легированной стали, связанных посредством ацетиленовой сварки. Обтянут импрегнированной материей. Крылья деревянные, обтянуты импрегнированной материей. Имеют одинаковый размах. Верхнее крыло - цельное, нижнее состоит из двух полукрыльев, соединенных с корпусом посредством шарниров. Между собой верхнее и нижнее крылья соединены посредством N-стоек и кабельного обтяжения. Элероны имеются только на верхнем крыле. Управление - мягкое. Хвостовая система - деревянной конструкции, обтянутой материей.

Расчеты на прочность произведены на основе принятых в 1918 году в Германии норм для военных самолетов. ДАР-1 попадает в расчетную группу по нагрузке - No. 5. Один образец этого самолета был подвержен испытаниям на прочность и полностью разрушен, что подтвердило практически результаты расчетов. Самолет выполнял все фигуры без ограничений. Для иллюстрации его маневренности отметим, что в 1932 году на самолете этого типа болгарский летчик-испытатель инженер Петко Попганчев во время полета от Божуриште в Казанлак выполняет в течение 18 минут 127 связанных мертвых петель. В том же году он пролетает на ДАР-1 под аркой "Стамболова моста" на реке Янтре в гор. Велико Тарново. Сам перелет под мостом - не проблема, если учесть размеры арки моста и габариты самолета. Сложность заключается в подходе и выходе из русла реки, которая описывает "S" вокруг возвышений "Царевец" и "Трапезица" с крутыми высокими склонами.

Благодаря своим хорошим качествам, самолет долгое время служит в Военном училище. Для полетов в зимних условиях колесное шасси на нем заменяют лыжами. Единственным недостатком ДАР-1 является малая мощность двигателя Walter NZ.

Вторую серию выпускают с двигателями Walter-Vega. Самолеты с этим двигателем получают наименование ДАР-1А. Помимо разницы в двигателях, в "новых" самолетах вносится изменение в оформление носовой части. На них же монтируется и большего размера крыльевой резервуар, выступающий над верхней поверхностью центроплана. Впоследствии на самолетах первой серии тоже монтируются двигатели Walter-Vega.

ДАР-1/1А покрыт серебристым лаком. Носовая часть и вокруг кабины, где обшивка из алюминиевой жести, окраска маслянисто-серо-зеленая. В тот же цвет выкрашены и стойки крыльев и колесника. На вертикальном руле поперек нанесено болгарское трехцветное знамя - бело-зелено-красное. На вертикальном стабилизаторе синей краской выполнена эмблема: по кругу надпись "Аеропланна работилница-Божурище", а в середине поля - славянские буквы ДАР. По бортам и на крыльях нанесены черной краской обозначения национальной принадлежности: на первой серии - В-В и группа букв для обозначения типа самолета, а на второй серии (позднее и на самолетах первой серии) - LZ и группа букв для обозначения типа самолета.

ДАР-1А долгое время оставался лучшим тренировочным самолётом болгарских ВВС и находился в строю до 1942 года, пока его не заменили более современные машины. С его участием проводилась серия тестов, среди которых изучалась возможность подвески дополнительного топливного бака. С ним продолжительность полета возросла до 36 часов (национальный рекорд), что было выдающимся показателем для столь небольшого самолёта.



 ЛТХ:
Модификация   ДАР-1А
Размах крыла, м   8.90
Длина, м   6.35
Высота, м   2.30
Площадь крыла, м2   21.30
Масса, кг  
  пустого самолета   405
  максимальная взлетная   640
Тип двигателя   1 ПД Walter Vega
Мощность, л.с.   1 х 85
Максимальная скорость, км/ч   150
Крейсерская скорость, км/ч   138
Практическая дальность, км   350
Практический потолок, м   3500
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


  Фотографии:

 ДАР-1
 ДАР-1
 ДАР-1
 ДАР-1
 ДАР-1
 ДАР-1 на лыжах
 ДАР-1
 Серийные ДАР-1
 ДАР-1
 ДАР-1А
 ДАР-1А
 ДАР-1A

  Схемы:

 ДАР-1
 ДАР-1А

  Варианты окраски:

 ДАР-1     (c) TLM
 ДАР-1А     (c) TLM

 



 

Список источников:

Иван Бориславов. ДАР-1, Акробатьт
Андрей Крумкач. Учебный самолёт ДАР-Божурище ДАР-1
Константин Констадинов. Самолети строени в България
Димитьр Неделяков. Въздушна мощ на царство България
AirMagazine 20. Borislav Petrov. DAR-1 & DAR-1A
Flieger Revue Extra No.18. Peter Korrel. Winter in Bulgarien
Jet & Prop 1993-06. Ivan B. Petrov. Die bulgarischen Flugzeuge des deutschen Professors Herman Winter
Le Fana de l'Avaition 1991-06. Jean Noel, Malcolm Passingham. La production aeronautique bulgare


Уголок неба. 2017  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: