Реклама...

    


 
главная авиация первой мировой вспомогательные
   Caudron R
       
Разработчик: Caudron
Страна: Франция
Первый полет: 1915
Тип: Вспомогательный гидросамолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


История авиации знает несколько примеров "самолетов-сирот", которые по различным причинам не вошли в полные номенклатурные перечни компаний-производителей. Или же упоминания о таких машинах появляются, но информация в них краткая и часто вводившая в заблуждение, словно компании-создатели стыдились за результаты своей работы.

Подобную судьбу испытал описанный в данной статье гидросамолет Caudron R. В старинной технической литературе, в том числе специализирующейся на истории французской авиации, информации по данной машине вы не найдете: даже военная карьера этого самолета не была сколько-нибудь интересной. Хотя компания Caudron на протяжении всего своего существования официально не включала этот гидросамолет в список созданных ей машин, Caudron R был довольно важным самолетом, в конструкции которого братья Кодрон внедрили новые технические элементы и прежде не применявшиеся решения.

Альфонс (чаще называл себя Гастон) и Рене Кодроны переехали из пикардийской сельской идиллии Фавьера (Favières) в Париж в эпоху полную научных открытий и технических видов спорта. Будучи материально обеспеченными братья первоначально думали о карьере автогонщиков, но все изменилось после увиденных ими демонстрационных полетов Уилбура Райта.

В конце 1908 года братья Кодрон начали постройку большого двуместного биплана, конструкция которого находилась под влиянием конструкции самолета Wright Flyer. Первоначально на самолет планировалось установить два маломощных 30-сильных двигателя Farcot: один должен был вращать два тянущих, а другой два толкающих винта. Но поскольку двигатели получены не были, то в апреле 1909 года биплан был завершен в качестве планера. При помощи лошади Люсиоль Гастон Кодрон буксировал планер с парившим на нем на высоте 1015 метров Рене Кодроном. Чуть менее года спустя братьями была введена система нумерации и их планер, получивший к этому времени 25-сильный двигатель Anzani и успешно летавший в сентябре 1909 года, стал обозначаться как Caudron A.

В Ле Кротуа (Le Crotoy) братья Кордон основали не только летную школу: в расположенном неподалеку городке Рю (Rue) ими была основана авиастроительная компания SAFA (Societe Anonyme Francais d'Aviation). В 1911 году в Исси-ле-Мулино (Issy-les-Moulineaux) ими была основана новая компания Société des avions Caudron (Caudron).

Type A был построен в серии из шести машин, и за ним братьями Кодрон были разработаны и построены самолеты различных концепций, получившие обозначения Type В, Type H, Type N, Type M, Type D и т.д. (буквы шли не в алфавитной последовательности). В 1913 году компанией Caudron был создан Type G. В годы Первой Мировой войны различные модификации этих машин применялись в качестве самолетов-разведчиков и учебных машин. В варианте G.3 самой компанией √ а также по лицензии Италией и Великобританией √ этот самолет был растиражирован в количестве 2849 экземпляров. В марте 1915 года был создан хорошо известный двухмоторный Caudron G.4. Машин данного типа только во Франции (помимо компании Caudron самолеты этого типа изготавливались компаниями Blériot и SPAD) было построено свыше 1400 экземпляров, а помимо этого также по лицензии эти аэропланы строились в Великобритании (British Caudron) и Италии (AER). В то время, когда G.3 широко применялся в боевых действиях, а серийное производство G.4 запускалось, в Исси-ле-Мулино компанией Caudron был создан самолет, получивший обозначение Type R.

В начале 1915 года работы над этим самолетом начали братья Кодрон и инженер Поль Девиль (Paul Deville), который позже стал техническим директором компании. Type R уже резко отличался от своих предшественников G.3 и G.4 уже тем, что это был самолет морского базирования. Кроме того, вместо коротких фюзеляжных гондол G.3 и G.4 новая машина получила классический фюзеляж с размещенными тандемом открытыми кабинами членов экипажа и обычным хвостовым оперением.

Конструкция Type R была цельнодеревянной. Ферменный фюзеляж имел квадратное поперечное сечение с закругленными краями. В качестве обшивки большей части корпуса самолета использовалось полотно, вокруг двигателя, радиаторов и верхней части фюзеляжа рядом с кабинами пилотов использовались фанера и листы металла.

Крылья самолета неравного размаха имели деревянный силовой набор, основу которого составляли два лонжерона, и полотняную обшивку. Между собой крылья соединялись тремя парами стоек и системой расчалок. Элероны размещались на верхнем и нижнем крыльях и имели схожую с крылом конструкцию: деревянный каркас и полотняная обшивка. В связи со значительной гибкостью крыла с очень тонким профилем в управлении элеронами не были использованы ни обычная, ни простая система тросов управления (т.н. "прямоугольник"), ни система стержней. Вместо этого Поль Девиль выбрал сложную систему проводов с натяжными роликами между крыльями и со взаимными соединениями элеронов, проведенными выше передних кромок крыльев.

Деревянный силовой набор и полотняная обшивка были и у отклоняемых поверхностей хвостового оперения. Стабилизатор горизонтального оперения был усилен при помощи проволоки. Некоторой любопытной особенностью конструкции самолета, которую компания Caudron на своих самолетах времен Первой Мировой войны использовала еще только раз, был удлиненный киль, изготовленный из тонкого стального листа.

Силовая установка состояла из девятицилиндрового радиального двигателя водяного охлаждения Salmson Canton Unné R9 (двигатель не был ротативным), развивавшего мощность 160 л.с. (118 кВт) и вращавшего двухлопастный винт. Позади двигателя по обеим сторонам фюзеляжа устанавливались коробчатые радиаторы. Водосборный бак размещался позади двигателя; вода в него подавалась насосом, расположенным в корневой части правой консоли нижнего крыла.

Шасси состояло из двух деревянных однореданных поплавков со множеством поддерживавших их стоек и расположенного в хвостовой части металлического сигарообразного поплавка.

Самолет не имел вооружения и, обладая двойным управлением, должен был выполнять функции учебного самолета.

Постройка первого и единственного экземпляра Caudron R была завершена весной 1915 года, и в мае Гастон Кодрон совершил на нем первый полет. Во время всеобщей нехватки авиационной техники √ и особенно у французского флота √ морская авиация приобрела самолет, но его дальнейших заказов не последовало. Самолет был включен в состав центра морской авиации (CAM √ Centre d'Aviation Maritime), штаб-квартира которого была расположена в Венеции.

После вступления Италии в войну (23 мая 1915 года) эта страна заключила с Францией соглашения об использовании французским флотом итальянских баз и о совместной блокаде Адриатического моря, в котором были базы австро-венгерского флота. После вступления Италии в войну Caudron R оказался на самом кончике "итальянского сапога" √ в Бриндизи. В подразделении Escadrille Brindisi самолет получил обозначение C4 и использовался в качестве вспомогательного. После первых полетов за двигателем самолета был установлен жестяной "воротник", защищавший от брызг масла.

После непродолжительного применения в Италии гидросамолет был переведен в Салоники в расположенный там центр морской авиации (CAM Salonique). Это перемещение в Грецию, скорее всего, указывает на то, что в командовании морской авиации не знали что делать с этим "сиротой". Но и в Салониках Type R пробыл недолго, потому что уже весной 1917 года этот гидросамолет оказался на другом берегу Средиземного моря √ в районе египетского города Порт-Саид, находившегося под общим командованием Aviation Maritime и Королевского флота. По одной из версий до окончания войны Caudron R в силу своей большой продолжительности полета иногда привлекался для выполнения противолодочных полетов (в Бриндизи, куда его якобы снова перевели, этот гидросамолет якобы использовался для охоты на австро-венгерские подводные лодки).

Однако на самом деле в 1917 году Caudron R был переведен на родину и был приписан к CAM Saint Raphaël (данный центр морской авиации находился неподалеку от знаменитого Сен-Тропе). Там он, вероятнее всего, и встретил конец войны. После проведенного в 1918 году капитального ремонта самолет еще некоторое время летал, но в течение года Type R был списан.

Гидросамолет Caudron R был изготовлен в единственном экземпляре, и хотя позднее компания не упоминала о нем, эта машина внесла определенный вклад в историю компании: основные конструктивные решения Type R и хвостовое оперение были использованы при создании экспериментальных двухмоторных разведчиков/бомбардировщиков R.2 и R.3 и серийного варианта R.4 [2], а конструкция крыльев была применена при создании G.5, G.6 и R.11.

 (c) alternathistory.com







 ЛТХ:
Модификация   Caudron R
Размах крыла, м   15.75
Длина, м   8.40
Высота, м   3.10
Площадь крыла, м2   45.75
Масса, кг  
  пустого самолета   725
  нормальная взлетная   1115
Тип двигателя   1 ПД Salmson Canton Unné R9
Мощность, л.с.   1 х 160
Максимальная скорость, км/ч   115
Крейсерская скорость, км/ч   90
Продолжительность полета, ч   4
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   3700
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Caudron R
 Caudron R

  Схемы:

 Caudron R

  Варианты окраски:

 Caudron R

 



 

Список источников:

Альтенативная История. Иван Бякин. Опытный поплавковый гидросамолет Caudron R
Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. Caudron R
The Pioneers. Gaston (1882-1915) & René Caudron (1884-1959)
Leopold Opdyke. French Aeroplanes Before the Great War
André Hauet. Les avions Caudron
L+K. Miroslav Balous. Caurdoin R


Уголок неба. 2015  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: