Уголок неба ¦ ABL YAL-1A ABL

Реклама...

    


 
главная современная авиация разные
   AL-1A (YAL-1A) ABL
       
Разработчик: Boeing, ABL
Страна: США
Первый полет: 2002
Тип: Самолет носитель лазерного оружия
  ЛТХ     Доп. информация
   


В середине декабря 1999 г. со сборочной линии завода Boeing в Эверетте, шт. Вашингтон, выкатили грузовой B-747-400F с серийным № 1238. Но присоединиться к могучему флоту боинговских фрейтеров новой машине было не суждено: ее заказчик - ВВС США - с самого начала намеревался превратить ее в прототип боевой летающей лазерной установки (по-английски Airborne Laser или сокращенно ABL). Для переоборудования 22 января 2000 г. лайнер перелетел в Центр модификации самолетов 'Боинг- в Вичите (Wichita), шт. Канзас, и получил новое обозначение: prototype Attack Laser model 1-A (YAL-1A), а также новый № 00-0001, означающий, что это - первый военный самолет США, закупленный в новом тысячелетии.

Слово «лазер» на самом деле представляет собой аббревиатуру английских слов Light Amplification by Stimulated Emission of Radiation (можно перевести дословно как "усиление света в результате вынужденного излучения») и применяется для обозначения устройства создания направленных пучков электромагнитного излучения высокой интенсивности. Как потенциальное оружие эти пучки (или лучи) обладают способностью практически мгновенно (т.е. со скоростью света - 300 000 км/с) переносить на значительные расстояния большие количества энергии. Это обеспечивает лазеру огромные потенциальные преимущества перед традиционным кинетическим оружием.

И хотя призрак боевого лазера уже более сотни лет бродит в умах (вспомним лучи марсиан в -Войне миров» Герберта Уэллса или -Гиперболоид инженера Гарина» Алексея Толстого), практически его создание началось относительно недавно. В начале 1970-х гг. американская фирма Avco Everett создала газодинамический лазер МОЩНОСТЬЮ 30-60 кВт - достаточно компактный, чтобы его МОЖНО было установить на борту самолета. Наиболее подходящим носителем для этого признали «летающий танкер» КС-135. В 1973 т. борт № 553123 переоборудовали в первую лазерную летающую лабораторию NKC-135A (Airborne Laser Laboratory). Лазерную установку разместили в фюзеляже, на верху которого поставили большой обтекатель, закрывавший вращающуюся башню с излучателем и телескопом системы целеуказания, новый радиолокатор для ориентации оптической системы и дополнительные источники электропитания для устройства управления и наведения лазерного луча. В таком виде самолет поступил в Центр испытания вооружения на авиабазе Киртленд.

К 1978 г. мощность бортового лазера удалось увеличить примерно в 10 раз, а запас его рабочего тела и топлива поднять настолько, чтобы обеспечить время излучения 20-30 секунд. При этом фюзеляж «Боинга» пришлось удлинить на 3 м. Летом 1981 г. были предприняты первые попытки поразить лазерным лучом летящую беспилотную мишень Rrebee и ракету Sidewinder класса «воздух-воздух», окончившиеся, впрочем, безрезультатно. Самолет еще раз модернизировали и в 1983 г. повторили испытания. Первое официальное сообщение об успехе появилось 26 июля. В нем говорилось, что лучом лазера с борта NKC-135A были уничтожены пять «Сайдвиндеров», летевших в направлении самолета СО скоростью 3218 км/ч. Думается, однако, что ракеты все же не были уничтожены в прямом смысле слова. Скорее всего, излучение лазера нарушило работу тепловых головок самонаведения, в результате чего ракеты сбились с курса и были уничтожены собственной системой самоликвидации. 26 сентября 1983 т. летевшая над океаном лазерная лаборатория разрушила дозвуковую мишень BQM-34A, которая на малой высоте имитировала атаку на корабль ВМС США. Луч прожег обшивку мишени и вызвал отказ системы управления. Похоже это был наибольший успех, достигнутый на NKC-135A, гак как к главной задаче - исследованию возможности поражения межконтинентальных баллистических ракет (МБР) - тогда не удалось даже приступить из-за недостаточной мощности лазера.

Работы над лазерным самолетным вооружением проводились и в Советском Союзе. В начале 1980-х гг. в одном из докладов ЦРУ конгрессу США утверждалось: «Научный уровень работ советской программы создании лазерного оружия в 3 5 раз превышал уровень работ, проводимых в США; советская Программа рассчитана на разработку комплексных систем лазерного оружия». Трудно сказать, насколько эти оценки соответствовали действительности, а насколько служили оправданием для развертывания собственных работ в данном направлении - многие сведения о советской военной лазерной программе ДО (.их пор засекречены. Известно только, что в 1977 г. в ОКБ им. Г.М. Бериева началось создание летающей лаборатории под названием «изделие 1А» или А-60 для отработки основных технических решений боевого авиационного лазерного комплекса Главным партнером таганрогцев по этой тематике стало ЦКБ «Алмаз». Базовым самолетом для летающей лаборатории выбрали Ил-7бмд, на котором для размещения специального оборудования провели глубокие доработки, сильно изменившие как внутреннюю компоновку, так и внешний вид машины. Работы выполнялись на ТАНТК им. Г.М. Бериева и Таганрогском машиностроительном заводе им. Георгия Димитрова, выпускавшем тогда А-50 и Ту-142.

19 августа 1981 г, этот самолет совершил первый полет под управлением экипажа летчика-испытателя Е.А. Лахмостова. А через 10 пет, 29 августа 1991 г., экипаж летчика-испытателя В.П. Демьяновского поднял в воздух и вторую аналогичную ЛЛ. получившую наименование «1А2», На ее борту размещался новый вариант лазерного комплекса, модифицированный по результатам проведенных исследований. Об итогах испытаний советского боевого лазера достоверно ничего не известно. Считается, что на А-60 проходили проверки лазерной установки, предназначенной для размещения на борту боевой космической станции. Работы на «1А2» по дальнейшему усовершенствованию лазерного комплекса продолжаются и в настоящее время, причем финансируются они в полном объеме.

Эта и другая попавшая в печать информация дает основания предполагать, что и американский, и советский авиационные лазерные комплексы предназначались, главным образом, для отработки технических решений будущего боевого лазера космического базирования. Мощным толчком к этим работам послужила знаменитая «Стратегическая оборонная инициатива», выдвинутая Президентом США Рейганом в 1980-е гг., которую советская пресса чаще называла «звездные войны». Речь шла о развертывании на околоземных орбитах группировки космических аппаратов, которые постоянно следили бы за позициями советских МБР и в случае их запуска уничтожали бы с помощью боевых лазеров в первые минуты после старта. Почему именно в первые минуты? Дело в том, что, во-первых, баллистическую ракету легче всего обнаружить по факелу работающего двигателя, а он работает всего несколько минут. Во-вторых, в этот момент ее легче всего поразить, направив лазерный луч на тонкостенные баки ракеты, в которых содержится еще много топлива. Даже если оно не взорвется, а станет просто вытекать либо нарушится равномерность его выгорания (если ракета твердотопливная), то сработает система самоликвидации, и ракета сама себя уничтожит.

Несмотря на огромную проделанную работу, в 1980-е гг. такой боевой космический комплекс не был создан - слишком трудной и дорогостоящей оказалась эта задача. Правда, в 1985 г. лазер все же применили против МБР. На испытательном полигоне в США установили вторую ступень жидкостной МБР «Титан-1». Поскольку эксперимент транслировался по телевидению, на своей старой ракете американцы нарисовали большую красную звезду. На расстоянии одного километра от цели был установлен лазер «Миракл» мощностью 2,2 мВт. В течение 12 секунд его луч прожег в баке ракеты отверстие, и она взорвалась.

В середине 1990-х гг. работы по «звездным войнам» были официально свернуты и как бы забыты на целое десятилетие. Однако именно как бы. На самом деле создание боевых лазеров продолжалось, пусть и в несколько меньшем темпе. Существующие в настоящее время в США планы предусматривают завершение отработки авиационного лазерного комплекса и принятие его на вооружение к 2012 г., а космического - к 2020 г. Не зря Штаты вышли из договора по ПРО, который мешал проведению соответствующих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

И вот новый американский боевой летающий лазер создается на базе «Боинга-747». Когда в январе 2000 г. этот самолет оказался в Центре модификации в Вичите, за его переделку взялись со всей серьезностью, безжалостно снимая, выкручивая, вырывая и выклепывая многое из того, что было только что установлено на новенький грузовик. С самолета удалили носовой грузолюк, заменили несколько шпангоутов носовой части фюзеляжа и усилили многие элементы продольного набора, чтобы смонтировать там узлы крепления наиболее заметной внешней особенности машины - семитонной вращающейся турели с многочисленными оптическими системами, в том числе главным зеркалом боевого лазера. Хвостовую часть фюзеляжа также пришлось значительно усилить - для крепления энергетических модулей лазерной установки. Многие участки обшивки в низу фюзеляжа пришлось заменить на титановые, чтобы они могли выдержать горячие выхлопы после лазерных выстрелов. Внутренняя компоновка грузовой кабины была изменена полностью. С помощью газонепроницаемых перегородок фюзеляж разделили на несколько отсеков, предназначенных для различных компонентов как самого боевого лазера, так и нескольких вспомогательных лазеров и другого оборудования, которое огромный самолет еле вместил. Мощность бортовой электросети резко выросла и стала достаточной, чтобы питать энергией город из 3000 домов! Для первичного обнаружения стартующих баллистических ракет самолет оснастили 6 инфракрасными сенсорами, а чтобы увеличить время патрулирования - системой дозаправки в воздухе. В общем, перепахали грузовик полностью, затратив на это 1,6 млн. человеко-часов! Официальные лица «Боинга» позже говорили, что это была самая масштабная модификация, которую компания когда-либо выполняла на военном самолете. Впрочем, сам боевой лазер на самолет в Вичите не поставили - по причине его неготовности.

Если быть точным, на борту YAL-1A должны быть установлены четыре лазерных установки различного назначения. Прежде всего, это его величество высокоэнергетический лазер (по-английски он называется High Energy Laser или сокращенно HEL; кстати, эта аббревиатура созвучна слову hell - ад) мощностью 1000000 Вт, который должен сбивать ракеты на расстоянии в полтысячи километров. Длина волны излучения HEL, равная 1,315 микрона, выбрана такой, чтобы энергия излучения как можно меньше поглощалась атмосферой. HEL состоит из 6 одинаковых энергетических модулей, каждый из которых весит чуть более 2 т, а также системы из 127 зеркал, линз и светофильтров. В модулях происходит сгорание специального химического топлива и образование мощного светового потока, который затем фокусируется с помощью оптики.

Помимо HEL, на самолете предусмотрена сканирующая лазерная система (Active Ranger System или ARS), излучение которой имеет длину волны 11,15 микрона. Это ее излучатель расположен на верху фюзеляжа на пилоне. По сути, это лазерный локатор: он не только посылает луч, но и принимает его отражение от цели, выполняя таким образом ее непрерывное сопровождение. Функция третьего лазера (Track Illuminator Laser или TILL) заключается в точном прицеливании: как утверждается, с его помощью можно прицелиться непосредственно по бакам топлива и окислителя атакуемой ракеты. Чтобы обеспечить столь невероятную разрешающую способность, TILL работает на длине волны в 11 раз меньшей, чем ARS - 1,03 микрона. Наконец, четвертый лазер (Beacon Illuminator Laser или BILL) также посылает луч в сторону цели и принимает его отражение. При этом замеряется отклонение траектории луча от прямой линии, вызванное влиянием атмосферы. Лазеры BILL и TILL обладают мощностью излучения порядка 1000 Вт (для сравнения - известная всем лазерная указка выдает 0,001-0,005 Вт).

Как видим, на YAL-1А все сделано для того, чтобы перед выстрелом HEL в максимально возможной степени учесть все мыслимые поправки прицеливания и бить из мегаватт-ного лазера уже наверняка. По некоторым сведениям, для одного выстрела HEL может потребоваться сжечь около 500 кг дорогущего химического топлива, а стоимость выстрела может достигать фантастической величины- 16 млн. USD!

После переоборудования в Вичите YAL-1A впервые взлетел 18 июля 2002 г.

Выполнив в небе Канзаса несколько приемо-сдаточных полетов, он был покрашен и перелетел на авиабазу Эдварде, ставшую основным местом его испытаний, продолжающихся до сих пор. Первыми подверглись тестированию инфракрасные датчики первичного обнаружения стартующих МБР, работа которых проверялась сначала с помощью включения форсажа на F-16, потом во время запусков тактических ракет и наконец - в декабре 2002 г. - при полете настоящей МБР Minuteman II над Тихим океаном.

База Эдварде стала не только главным местом испытаний боевого лазерного комплекса, но и сосредоточением основных лабораторий отработки лазерного оружия вообще. 12 ноября 2004 г. в одной из таких лабораторий экземпляр лазера HEL, предназначенный для установки на самолет, впервые зажег свой луч. Через 13 месяцев - 12 декабря 2005 г. - серия наземных испытаний HEL была успешно завершена. Мощность и продолжительность излучения лазера были доведены до уровня, достаточного для разрушения баллистических ракет. В настоящий момент HEL модифицируется, установка его на самолет запланирована на 2007 г.

Конечно, задача создания авиационного боевого лазерного комплекса столь масштабна, что даже «Боинг» не в состоянии ее решить в одиночку. Эта компания выступает в роли системного интегратора проекта, а также разработчика, помимо самолета, боевой информационно-управляющей системы (БИУС) лазерного оружия. Собственно, боевой лазер и другие лазерные установки на борту разработала корпорация Northrop Grumman, a Lockheed Martin создала носовую турель и систему наведения лазерных лучей. Как видим, в проекте задействованы крупнейшие военно-промышленные объединения США, что позволяет представить, какой колоссальный научно-технический потенциал и какие средства задействованы для его реализации.

Какие же задачи ставятся перед новым самолетом? Прежде всего, это экспериментальная отработка всех элементов будущего боевого комплекса в условиях практических полетов и реальной эксплуатации. В этом смысле YAL-1A - классический демонстратор технологий, по своим функциям вполне подобный YF-22 или Су-47. В случае успешного завершения создания комплекса его основным предназначением видится уничтожение баллистических ракет на начальном участке полета. США планируют обзавестись эскадрильей из 7-8 таких машин. Правда, серьезного влияния на общую стратегическую обстановку на планете появление этих машин не окажет: против российских или, скажем, китайских МБР лазерные «Боинги» практически бессильны.

Ведь лазерное излучение интенсивно рассеивается в атмосфере, поэтому дальность эффективной стрельбы лазером по ракетам, даже в стратосфере, не превышает, по разным оценкам, 300-600 км. В то же время, большинство позиций и российских, и китайских МБР расположены на значительно большем расстоянии от государственных границ. А вот если запустить ракету вознамерится Северная Корея или Иран, то тут у экипажей лазерных перехватчиков будет шанс отличиться. (Вспомним, какую головную боль причинили американцам тактические баллистические ракеты «Скад», которые подданные Саддама Хусейна очень активно применяли во время «Бури в пустыне» 1991 г.). Нельзя также забывать, что лазерное оружие способно поражать не только МБР, но и другие объекты, имеющие тонкостенные оболочки, так что применение летающему лазеру может найтись в вооруженных конфликтах любой интенсивности.

Предполагается, что лазерные перехватчики будут нести боевое дежурство по возможности ближе к зоне вероятных пусков на высоте около 12 км. Конечно, их должны сопровождать танкеры и самолеты охранения. Если противник запустит ракету, бортовые датчики зафиксируют тепловое излучение ее двигателя - это будет первичный сигнал, приводящий весь комплекс в состояние готовности к стрельбе. Затем предполагаемый район нахождения ракеты сканируется лучом ARS. На основе полученных с его помощью данных бортовые компьютеры вырабатывают команды наведения HEL. Параллельно вычисляется место старта ракеты и географические координаты места, куда она нацелена. Эта информация передается другим компонентам ПРО. Как только будет решено, что данная ракета представляет угрозу и является потенциальной целью, включаются в работу лазеры TILL и BILL. Полученные с их помощью данные учитываются путем изменения кривизны зеркал боевого лазера. Затем следует наведение HEL, его «накачка» и собственно выстрел. После уничтожения первой цели БИУС переходит к обнаружению других и определению степени их приоритета. Естественно, все эти процессы происходят автоматически - когда скорость цели достигает 5-7 км/с, времени для размышлений и свойственных людям сомнений нет. Члены экипажа - командир комплекса, офицер наблюдения за воздушной обстановкой и оператор специального оборудования - лишь контролируют работу компьютеров и выдают разрешения либо запреты на выполнение тех или иных операций.

3 декабря 2004 г. YAL-1A совершил первый полет с установленными БИУС и системой наведения лазерного луча, а в мае следующего года на самолете впервые в полете открылось окно носовой турели, образовав проем шириной 1,7 м. Летные испытания, в которых проверялась работа турели и системы управления лазерным лучом, включая алгоритмы подавления вибраций носовой части фюзеляжа и функционирования БИУС, завершились в июле 2005 г. Наконец, 6 июня 2006 г. состоялись наземные испытания комплекса, подтвердившие его способность сопровождать летящие ракеты и наводиться на них. Понятно, что кульминацией всей испытательной программы должно стать уничтожение реальной ракеты. В пресс-релизах четырехлетней давности американцы заявляли, что это эпохальное событие произойдет в конце 2004 г. Однако, как видно, не все у них складывается как планируется: согласно пресс-релизам 2003 г., первое уничтожение реальной МБР должно было состояться уже в прошлом году, а в новейших посланиях общественности говорится, что этот ключевой момент во всей программе ABL планируется осуществить только в 2008 г.

Как бы там ни было, но летающий боевой лазер постепенно становится реальностью. И возникает вполне закономерный вопрос: каким способом можно противодействовать этому новому виду авиационного оружия?

Лазер как техническое устройство моложе транзистора, но старше интегральной микросхемы. Слово-аббревиатура "лазер" (английское написание LASER) означает "усиление света за счет внутреннего излучения".

Для целей промышленного производства и военного дела находят применение газовые химические лазеры, работающие в широком спектре излучения инфракрасных волн длиной от 1,3 до 26 микрометров (мкм). Из них самыми распространенными являются фтор-водородные (HF, длина волны 2,6-3,3 мкм) и на углекислом газе (длина волны 10,6 мкм).

Фтор-водородный лазер нецелесообразно размещать на борту самолета по причине сильного затухания энергии излучения в атмосфере Земли. Его место - на борту космического аппарата при полетах на высоте свыше 500 км, где влияние остатков атмосферы отсутствует. Что касается лазера на углекислом газе, то он лучше всего подходит для промышленного производства, а не для боевых ударных систем, поскольку из-за большой длины волны требуются громоздкие фокусирующие и направляющие линзы, зеркала и телескоп.

Разработчики АВL остановили свой выбор на самом современном химическом лазере на основе кислорода и металлического йода, генерирующего на волне 1,3 мкм. В американской научной и военной прессе он называется Chemical Oxygen Iodine Laser (COIL). Подчеркивается, что с его помощью удается получить очень узкий, хорошо сфокусированный луч мощностью в один мегаватт (1,0 МВт), практически мало затухающий в атмосфере.

Первая попытка Минобороны США приступить к разработке самолетного боевого лазера, способного поражать баллистические ракеты тактического назначения на театре военных действий, относится к 1996 году. Тогда фирма Boeing Defense and Space Group заключила с Пентагоном соответствующий контракт на сумму 1,1 млрд. долл. и присвоила проекту индекс YAL-1A.

Первоначально планировалось оснастить лазером воздушный заправщик КС-135А, но потом остановились на более грузоподъемной машине "Боинг-747-400F", которая по сей день считается базовой. Масса самолета на старте могла достигать 800 тыс. американских фунтов (340 метрических тонн), из числа которых на долю собственно лазерных модулей отводилось 175 тыс. фунтов (72 тонны). Разработчики считали, что смогут создать лазерные модули мегаваттного класса массой по 5 тонн, что позволит разместить 14 модулей общей мощностью 14 МВт. Но в 2003 году эти оценки пришлось пересмотреть - первые шесть модулей имели общую массу на 5 тыс. фунтов (2,1 т) больше общего допустимого предела. Ожидается, что за счет совершенствования модулей конструкторам удастся уложиться в предельную норму при шести модулях.

Изначально предполагалось, что максимальная дальность поражения баллистических ракет тактического назначения должна составить 400 км, но с учетом сокращения числа модулей возможно ограничение до 250 км. При этом для обеспечения эффективности боевого применения АВL несущему лазер самолету необходимо совершать боевое патрулирование на удалении от 50 до 100 морских миль (90-180 км) от территории вероятного противника (или линии фронта). Находиться ближе нецелесообразно из-за опасности быть сбитым средствами ПВО враждебного государства. Запаса жидкого переохлажденного кислорода и мелкодисперсного порошкообразного йода на борту достаточно для осуществления 20-40 "смертельных" выстрелов.

Увы, средства массовой информации умалчивают об огромных проблемах, связанных с реализацией проекта АВL. Главная - обеспечение работы лазера в стесненном объеме воздушного судна. Здесь кроме самих лазерных модулей нужно иметь большую емкость с жидким переохлажденным кислородом, утечка или испарение которого внутри самолета неминуемо приведет к взрыву.

Вдобавок при работе любого химического лазера выделяется огромное количество тепловой энергии, которая выводится наружу с помощью сопла Лаваля, создающего поток нагретых газов, истекающего со скоростью в 5 раз больше скорости звука (1800 м/с). Но отводится только часть тепловой энергии, остальная рассеивается внутри воздушного судна. Алюминиевые сплавы, из которых делаются транспортные самолеты, резко утрачивают свою прочность при нагреве. Поэтому на борту машины необходимо иметь мощную теплозащиту из титана, что еще больше утяжеляет авиалайнер.

Но это еще не все. Например, до сих пор не решена проблема точного слежения за полетом ракеты, создание оптики, адаптирующейся к турбулентности атмосферы. Именно по данным причинам на 5 лет задержано проведение первого испытания.

Проблемы оперативного развертывания и боевого применения.

Их также немало. Сначала речь шла о развертывании семи носителей АВL, чтобы обеспечить непрерывное патрулирование в зоне возможного применения баллистических ракет тактического назначения одновременно двух самолетов. На земле два других готовятся к вылету, а остальные три проходят регламентный осмотр или ремонт.

Потом из-за дороговизны АВL (примерно 1 млрд. долл. за штуку) порешили иметь только пять носителей: два находятся в воздухе, еще два готовятся к полету, а один проходит осмотр. Время патрулирования, как и у самолетов радиолокационной разведки и управления Е-3С АВАКС, - 11,5 часа, с несколькими дозаправками от КС-135С. К испытаниям, намеченным на декабрь 2008 года, будут готовы два сменных экипажа "Боингов" с ABL (всего таких экипажей должно быть 16).

Поскольку у "Боинга-747-400F" нет оборонительного вооружения, в небе его придется защищать звену истребителей (четыре F-16C или F-15Е). Запас топлива на их борту также требует пополнения, да и усталость летчиков дает о себе знать через 3-4 часа непрерывного полета. Значит, нужна замена. В целом для воздушного прикрытия двух носителей АВL потребуется не менее четырех звеньев истребителей-перехватчиков, то есть целая эскадрилья - 16 самолетов.

Однако этим трудности не ограничиваются. Первоначальные целеуказания о пусках баллистических ракет могут дать самолеты-разведчики JSTARS, TR-1, U-2, а также Е-2С АВАКС. Они также не вооружены, им тоже требуется прикрытие до одной эскадрильи. Плюс дополнительные танкеры-заправщики. Получается целая группа, по численности достигающей масштаба авиакрыла - до 72 самолетов.

С учетом сказанного возникает серьезнейший вопрос: где взять аэродромы для размещения этой воздушной армады и массу керосина, чтобы их насытить по норме. Организационно обеспечение функционирования АВL будет осуществляться в десяти экспедиционных группах ВВС (АЕF), но как - понять трудно (самолетов всего пять, а групп - 10).

Уже решено, что основное базирование носителей АВL будет осуществляться на крупнейших, хорошо оснащенных базах ВВС США (Гуам, Диего-Гарсия, Элменфорд на Аляске). Будет также задействована база Королевских ВВС Великобритании Файрфорд. Здесь уже существуют или будут созданы заводы по производству жидкого переохлажденного кислорода. Считается, что эти базы расположены достаточно близко к очагам локальных конфликтов (Персидский залив, Корейский полуостров и Центральная Азия), хотя полет туда и обратно займет несколько часов и предполагает несколько дозаправок топливом.

Что касается авиационной поддержки АВL, то самолеты КС-135С, Е-3С АВАКС, ТR-1, U-2, F-15E, F-16C и другие могут дислоцироваться на аэродромах тылового и передового базирования, находящихся на территории государств, числящихся в друзьях и союзниках США.

Уже приведенные выше факты свидетельствуют об исключительно больших проблемах, стоящих перед создателями АВL. Сейчас мало кто вспоминает, что работы с самого начала ведутся совместно с ракетно-космическими фирмами Израиля. А для Израиля опасны не МБР России и Китая, а самые примитивные жидкостные ракеты с дальностью полета от 300 до 2000 км. Именно против них нацелены АВL.

Ракеты Ирана (а ранее Ирака) выпускаются по образцу советской ракеты Р-17Э дальностью до 300 км. Она является жидкостной с четырехкамерным двигателем и принудительной подачей топлива в двигатель за счет дополнительного наддува баков специальным газогенератором.

Тонкостенные баки из алюминиевого сплава обладают низкой температурной прочностью. Уже установлено, что если направить на корпус ракеты луч лазера мегаваттного класса, то через 10 секунд обшивка баков размягчится и под действием внутреннего избыточного давления произойдет ее вздутие и последующий прорыв. Компоненты топлива (керосин и концентрированная азотная кислота) выльются наружу, после чего произойдет взрыв. И ракета разлетится вдребезги.

Но за рубежом находятся политики, которые уже давно намекают на то, что создаваемый флот АВL будет способен также бороться с русскими и китайскими МБР. По поводу стратегических ракет КНР автор от комментариев воздержится, а вот о российских (тяжелых на жидком топливе и легких на твердом) вправе заявить следующее: они АВL не по зубам. Отечественные тяжелые МБР имеют толстостенные баки с внутренними перегородками жесткости, которые не реагируют на местный кратковременный перегрев извне. А о наших твердотопливных ракетах и говорить не приходится - их корпус выполнен по технологии кокона методом навивки на болванку сверхпрозрачной нити специального состава, пропитывается термоустойчивой смолой, которая не реагирует на внешнее тепловое воздействие.

Словом, как говорят на Руси: "Куда ни кинь, всюду клин". Здесь следует отметить, что расчетливые американцы рассматривают такие запасные варианты для применения флота ABL, если их основное назначение - средство ПРО - окажется невозможным. Например, мощное лазерное излучение может быть использовано для поражения низкоорбитальных космических аппаратов, принадлежащих недружественным или враждебным государствам.

Другое применение - против боевых и транспортных самолетов. Правда, здесь возникает другая проблема - случайное поражение машин гражданской авиации, так как будет трудно опознать на расстоянии 250 и тем более 400 км, на кого конкретно наведен смертоносный лазерный луч.

И последнее подозрение о несостоятельности проекта ABL.

Уже сейчас, еще до получения результатов первых летных испытаний лазера воздушного базирования, в США распространяется информация, что ABL готовится менее дорогостоящая альтернатива - высокоточное управляемое оружие прямого кинетического действия (соударения), размещенное на истребителях F-15 или беспилотных аппаратах. Но пока Конгресс США ежегодно ассигнует сотни миллионов долларов на проект.



 ЛТХ:
Модификация   YAL-1A
Размах крыла, м   59.64
Длина самолета,м   70.51
Высота самолета,м   19.33
Площадь крыла,м2   510.95
Масса, кг  
  пустого самолета   148069
  максимальная взлетная   364552
Внутренне топливо, л   150395
Тип двигателя   4 ТВД General Electric CF6-80C2B5F
Тяга, кН   4 х 260
Максимальная скорость, км/ч   988
Крейсерская скорость, км/ч   940
Практическая дальность, км   13000
Дальность действия, км   8900
Практический потолок, м   13800
Экипаж, чел   до 4 + 20 операторов
Вооружение:   1 мегаватный CIOL-лазер


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Первый взлет прототипа YAL-1A
 YAL-1A
 YAK-1A
 YAL-1A
 YAL-1A
 YAL-1A
 YAL-1A
 Носовая часть YAL-1A

    "Шаровая башня - конформное окно". Поворотная оптическая система, через которую в цель выстреливается и боевой лазер, и два меньших лазера системы наведения. Через него же управляющая электроника получает отклик от цели и следит за результатом стрельбы

  Схемы:

 YAL-1A

  Варианты окраски:

 YAL-1A

 



 

Список источников:

Авиация и Время. Андрей Совенко. "Звездные войны": первым делом - самолеты
НВО. В.А.Васильев Современный "гиперболоид" не страшен российским стратегическим ракетам
Membrana. Крылатый лазер готовится плавить ядерные ракеты на взлёте
Air Force Technology. ABL YAL 1A - Airborne Laser
Boeing.com. Boeing Airborne Laser Background presentation
FAS.org. Airborne Laser


Уголок неба. 2004 



 

  Реклама: