Уголок неба ¦ Яковлев Як-21

Реклама...

Абонентское юридическое обслуживание https://yourlawyer.ru для частных лиц и компаний.
    


 
 
главная послевоенная авиация разные
   Як-21
       
Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1947
Тип: Учебно-тренировочный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Уже через три дня после первого вылета опытных И-300 и Як-15, 29 апреля 1946 г., вышло Постановление Совмина №952-397, в котором Яковлеву поручалось построить новый одноместный истребитель с двигателем РД-10 и улучшенной аэродинамикой. По заданию самолет должен был развивать максимальную скорость 850 км/ч на высоте 5000 м и обладать увеличенной до 700 км дальностью полета.

Эскизный проект машины с условным обозначением Як-17-РД10 закончили быстро. Внешне она напоминала своего предшественника Як-15, но отличалась от него новым крылом, скомпонованным из скоростных ламинизированных профилей ЦАГИ, переделанным оперением, катапультируемым сиденьем с бронеспинкой, наличием лобового бронестекла толщиной 55 мм. Пришлось разработать и новое шасси, т.к. старое не умещалось в тонком крыле. Теперь основные опоры крепились к силовым элементам фюзеляжа и убирались назад в фюзеляжные ниши с поворотом на 180° вокруг продольной оси стойки. Использовались основные колеса размером 600x180 мм и хвостовое металлическое -230x180 мм, колея шасси уменьшилась до 2 м.

Самолет построили к 3 сентября 1946 г. 26 сентября, после завершения наземных испытаний, летчик ОКБ-115 Климушкин выполнил на нем несколько рулежек, однако в воздух самолет поднимать так и не стали. В то время Як-15 уже строился серийно, и было признано, что его развитием должна стать машина, оснащенная шасси с носовой стойкой. Под обозначением Як-17 в дальнейшем строился другой истребитель.

9 июля 1946 г. Совмин выпустил Постановление №1498-665 о создании учебно-тренировочных самолетов с двойным управлением для переучивания "летного состава истребительной авиации на новую реактивную матчасть". Соответствующий приказ МАП №525 был издан 6 августа. В нем ОКБ-115 предписывалось создать двухместный самолет на базе истребителя "с двигателем ЮМО-004 (РД)" и предъявить его на Госиспытания 1 ноября 1946г. Взлетно-посадочные характеристики машины должны были соответствовать одноместному прототипу. "Каждая кабина летчика по своему оборудованию должна полностью обеспечивать пилотирование самолета. На учебно-тренировочных самолетах разрешается иметь уменьшенное вооружение, а при необходимости - уменьшение максимальной скорости".

В ОКБ-115 учебно-тренировочный самолет сначала получил обозначение Як-ЮМО "вывозной", затем Як-15В ("вывозной"), Як-15УТ, но в конечном итоге ему присвоили официальное обозначение Як-21 (иногда встречается Як-21В). Вооружение на этой машине не устанавливали, а на месте фюзеляжного бака разместили вторую кабину для курсанта. Обе кабины закрывались каплевидным фонарем с двумя сдвижными частями.

Как уже отмечалось выше, опытная "спарка" строилась в Тбилиси. В связи с жесткими сроками передачи самолета на Госиспытания его заложили даже раньше, чем одноместные Як-15 малой серии. Первую спарку Як-21 с хвостовой опорой шасси и ставшую первой серийной машиной 31-го завода, впервые поднял в воздух в апреле 1947-го летчик П.У.Фокин.

Кроме того, заводу №31 до конца апреля 1947 г. следовало выпустить еще 25 самолетов с двойным управлением. Однако по разным причинам ни одно из этих заданий в срок выполнить не удалось. Первый полет по программе заводских испытаний летчик П.У.Фокин выполнил на Як-21 только 5 апреля 1947 г. В воздухе машина вела себя хорошо, однако очень быстро стало очевидным, что разработанный к тому времени другой вариант "спарки" Як-21Т в большей степени соответствует требованиям военных, и работы по самолету остановили.



 ЛТХ:
Модификация   Як-21
Размах крыла, м   9.20
Длина, м   8.70
Высота, м   2.27
Площадь крыла, м2   14.85
Масса:  
  пустого   1900
  взлетная масса   2700
Тип двигателя   1 ТРД РД-10
Тяга, кгс   1 х 900
Максимальная скорость, км/ч   720
Крейсерская скорость, км/ч   660
Практическая дальность, км   380
Практически потолок, м   12000
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Як-21
 Як-21
 Як-21

  Схемы:

 Як-21

  Варианты окраски:

 Як-21

 



 

Список источников:

Авиация и Время 2002-06. Ефим Гордон. Реактивные первенцы Яковлева
Крылья Родины 2007-03. Сергей Комиссаров. Постскриптум к первым реактивным "Якам"
Авиапанорама 2004-05. Александр Швыдкин. Як-15: реактивный "ястребок"
Николай Якубович. Реактивные первенцы СССР
Николай Якубович. Боевые самолеты Яковлева
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970
Putnam. Bill Gunston, Yefim Gordon. Yakovlev Aircraft since 1924
Midland. Y. Gordon, D. Komissarov, s. Komissarov. OKB Yakovlev
Red Star 4. Yefim Gordon. Early Soviet Jet Fighters


Уголок неба. 2019 



 

  Реклама: