главная послевоенная авиация разные
   Як-18ПМ
       
Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1965
Тип: Пилотажный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Первый чемпионат мира по высшему пилотажу, состоявшийся в Праге в 1960 году, стимулировал быстрое развитие этого вида авиационного спорта. Еще в 60-х годах высший пилотаж считался всего-навсего элементом летной подготовки и эффектным показательным номером на воздушных парадах. Теперь же надо было на международных стартах защищать авиационно-спортивный престиж страны. Чемпионат показал, что победа на международных соревнованиях зависит не только от искусства пилота, но и от его машины. Началось быстрое совершенствование самолетов для высшего пилотажа, стали появляться специальные акробатические спортивные машины. В нашей стране в то время на базе Як-18А был разработан и построен одноместный спортивно-пилотажный самолет Як-18АП. Вскоре он был модифицирован: кабина перенесена вперед, а шасси выполнено полностью убирающимся, причем стойки главного шасси складывались вдоль размаха по направлению к фюзеляжу, а не вдоль хорды крыла, как на Як-18А. Самолет под названием Як-18П строился серийно. Успех наших спортсменов, выступавших в Испании на Як-18П, подтвердил, что советские конструкторы находятся на правильном, пути, однако выявились м существенные недостатки летательного аппарата.

Модификация самолета была поручена группе молодых инженеров ОКБ А.С.Яковлева - недавних выпускников Московского авиационного института. На самолете, названном Як-18ПМ, поставлен новый двигатель АИ-14РФ мощностью 300 л.с. вместо АИ-14Р в 260 л.с; угол V-образности крыла для повышения поперечной устойчивости в перевернутом полете был уменьшен; усилены некоторые элементы конструкции и изменена площадь компенсации рулевых поверхностей. Кабина пилота была сдвинута назад, чтобы в полете летчик мог видеть крыло на фоне линии горизонта и землю за задней кромкой крыла. Такой обзор создавал пилоту неоспоримые тактические преимущества при выполнении комплекса над площадкой ограниченных размеров, заднее расположение кабины впоследствии стало непременным для лучших спортивно-пилотажных самолетов. Як-18ПМ имел ферменный фюзеляж, сваренный из стальных труб. На ферме крепилась легкая дюралевая опалубка, хвостовая часть обшивалась полотном. Обшивку носовой части составляли большие съемные дюралевые панели - люки. Они облегчали доступ ко всем элементам оборудования и конструкции фюзеляжа. Двухлонжеронное металлическое крыло представляло собою центроплан с двумя отъемными консолями, которые имели внутренние расчалки и обшивались полотном. Подкосно-расчалочное хвостовое оперение дюралевой конструкции с полотняной обшивкой. Шасси самолета трехколесное с носовым колесом полностью убиралось в крыло и фюзеляж. Самолет снабжался тормозным щитком, расположенным на центроплане, который приводился в действие кнопкой на ручке управления. Впоследствии выяснилось, что введение в действие тормозного щитка искажает рисунок фигуры; в результате он был уменьшен, а потом и вообще снят.

Пилотажные качества Як-18ПМ успешно демонстрировались на IV чемпионате мира в Москве, состоявшемся в 1966 году. Тогда наши спортсмены с большим отрывом опередили своих соперников. Абсолютным чемпионом мира стал советский спортсмен В.Мартемьянов. Среди женщин победу одержала Г.Корчуганова. Самолет получил высокую оценку иностранных специалистов и летчиков, которым в Тушино по окончании соревнований была предоставлена возможность опробовать Як-18ПМ в воздухе. Эти машины интенсивно эксплуатировались в аэроклубах в течение десяти лет. На базе Як-18ПМ был выпущен самолет Як-18ПС, главные его конструктивные особенности - хвостовое колесо и предельно сокращенное оборудование. Самолет оказался на 100 кг легче своего предшественника. На этих машинах летчики-спортсмены СССР приняли участие в VI чемпионате мира в Англии. Абсолютное первенство тогда завоевали наши спортсмены - И.Егоров и С.Савицкая.

 



 Модификации :
 Як-18ПМ

 вариант 1965г. для высшего пилотажа с двигателем Аи-14РФ мощностью 300 л.с., со смещенной назад кабиной; победитель чемпионата мира по высшему пилотажу 1966г. в Тушино.

 Як-18ПС

 аналогичен варианту Як-18ПМ, но оснащен убирающимся шасси с хвостовым колесом; первый полет совершил в 1969г.




 ЛТХ:
Модификация   Як-18ПМ
Размах крыла, м   10.60
Длина самолета,м   8.00
Высота самолета,м   2.20
Площадь крыла,м2   17.00
Масса, кг  
  пустого самолета   810
  максимальная взлетная   1110
Внутренне топливо, л   130
Тип двигателя   1 ПД Прогресс АИ-14РФ
Мощность, л.с.   1 х 300
Максимальная скорость, км/ч   320
Крейсерская скорость, км/ч   285
Практическая дальность, км   400
Практический потолок, м   4000
Экипаж, чел   1


 Доп. информация :


  Чертеж "Яковлев Як-18ПМ"
  Чертеж "Яковлев Як-18ПС"
  Фотографии:

 Як-18ПМ
 Як-18ПС
 Як-18ПМ в музее авиации в Жулянах   (c) hornet

  Схемы:

 Як-18ПМ

 



 

Список источников:

Крылья Родины. Вячеслав Кондратьев. Як-18ПМ
Сергей Комиссаров. "Летающая парта" послевоенной эпохи
Крылья Родины. Евгений Подольный. Самолет нашей юности
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг.
Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970


Уголок неба. 2012  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: