главная послевоенная авиация разные
   Як-17УТИ
       
Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1947
Тип: Учебно-тренировочный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Практически одновременно с разработкой Як-17-РД10 и Як-21 в ОКБ-115 начали создавать новый вариант одноместного истребителя Як-15У ("улучшенный", в документах также встречается "Як-15У-РД10 с трехколесным шасси и подвесными баками") и его двухместную учебно-тренировочную версию УТИ Як-17-РД10 (или Як-21Т - "тренировочный").

Как и Як-15, эти самолеты были скомпонованы по реданной схеме, но на этот раз конструкторы применили шасси с носовым колесом и постарались учесть замечания по устойчивости, управляемости, обзору из кабины и дальности полета самолета. Носовую опору шасси не стали делать полностью убирающейся - она поджималась к фюзеляжу и прикрывалась щитком. Основные опоры пришлось перенести назад, за первый лонжерон крыла. При этом в корневых зонах крыла установили дополнительные стенки. Форму оперения изменили, при этом киль и горизонтальное оперение увеличили, а хорду руля поворота уменьшили. В продольном канале управления пришлось установить пружину и качалку, которые увеличили на 20% передаточное отношение от ручки к рулю высоты. Под доработанными законцовками крыла разместили два подвесных бака (ПТБ), которые вместе вмещали до 331 кг керосина. Для улучшения рабочего положения летчика кабину на Як-15У увеличили по длине и высоте, выгнутый козырек фонаря который, как считалось, искажал обзор, заменили набранным из трех плоских стекол, а каплевидный колпак сохранили. Для Як-21Т разработали новый фонарь с двумя сдвижными частями. Чтобы быстрее начать испытания, заказчик разрешил вооружение на "спарку" не устанавливать.

Первый опытный Як-21Т строили на заводе ╧464 с использованием деталей и агрегатов серийного Як-15. Это был первый реактивный самолет предприятия, поэтому машина получила заводской ╧01464 (борт "22"). Она взлетела в мае 1947 г. и в течение двух недель быстро прошла заводские испытания, которые проводили летчик Г.С.Климушкин и ведущий инженер Н.И.Леонов. В том же месяце новую "спарку" передали в ГК НИИ ВВС на Госиспытания, которые завершились 10 августа. Акт по их результатам утвердили еще 4 августа, отразив в нем солидный перечень существенных недостатков самолета. Он имел максимальную скорость и скороподъемность меньше заданных требованиями ВВС, почти в два раза не дотягивал до необходимой дальности, кроме того, инструктор не мог запускать двигатель, убирать или выпускать шасси и крыльевые щитки, а также вести радиосвязь. Отметили военные испытатели и положительные качества новой "спарки". Она устойчиво летала на больших углах атаки, выходила из штопора практически без запаздывания, запас прочности позволял выполнять фигуры высшего пилотажа с восьмикратной перегрузкой. В связи с острой потребностью в реактивном учебно-тренировочном самолете (УТС) комиссия ГК НИИ ВВС все же рекомендовала УТИ Як-17-РД10 к серийному производству, предложив "...установить на серийных самолетах 1 пушку НС-23 и фотокинопулемет С-13".

Результаты испытаний Совет Министров утвердил 17 сентября 1947 г., и самолет начал выпускаться на заводе ╧31 под обозначением Як-17УТИ. Весной 1948 г. завершились контрольные испытания серийного Як-17УТИ. На нем все еще отсутствовало вооружение, но несмотря на это, ЛТХ несколько ухудшились.






 ЛТХ:
Модификация   Як-17УТИ
Размах крыла, м   9.20
Длина, м   8.70
Высота, м   2.30
Площадь крыла, м   14.85
Масса, кг  
  пустого   2094
  максимальная взлетная   2906
Тип двигателя   1 ТРД РД-10А
Тяга, кгс   1 х 910
Максимальная скорость, км/ч  
  у земли   696
  на высоте   726
Практическая дальность, км   370
Практически потолок, м   12100
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Як-17УТИ
 Як-17В
 Як-17УТИ
 Як-17УТИ
 Як-17УТИ
 Як-17УТИ
 Як-17УТИ
 Як-17УТИ
 Якипаж Як-17УТИ

  Схемы:

 Як-17УТИ

  Варианты окраски:

 Як-17УТИ   (c) Валентин Ветлицкий
 Як-17УТИ  (c) Marek Radomski
 Як-17УТИ  (c) Валентин Ветлицкий

  



 

Список источников:

Авиация и Время. Ефим Гордон. Реактивные первенцы Яковлева
Крылья Родины. Николай Якубович. Реактивное "перо"
Крылья Родины. Владимир Петров. Як-17УТИ, Як-21
Николай Якубович. Боевые реактивные самолеты А.С.Яковлева
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970
Putnam. Bill Gunston, Yefim Gordon. Yakovlev Aircraft since 1924


Уголок неба. 2017  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:

Французский и английский язык с носителем языка в Зеленограде на базе школы Глобус.