главная современная авиация разные
   Ту-16 Циклон-Н
       
Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1977
Тип: Метеорологический самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


В начале 70-х гг. в СССР в рамках создания метеолабораторий по программе ╚Циклон╩ наряду с Ил-18Д и Ан-12БП было решено переоборудовать и Ту-16. Программа разрабатывалась Центральной аэрологической обсерваторией (ЦАО) Госкомгидромета СССР. Ту-16 ╚Циклон-Н╩ предназначались для активного воздействия на облака, а также для исследования термодинамических параметров атмосферы. Для использования в программе морская авиация выделила два Ту-16К-26 (по другим данным - Ту-16КСР-2-5) ╧6203203 и ╧6203208. Переоборудование было выполнено в 1977 г. на АРЗ ╧20 в Пушкине. Комплекс спецсредств состоял из кассетных держателей КДС-155 для отстрела метеопиропатронов ПВ-50 с йодистым серебром, авиационных метеорологических бомб (от них позднее отказались) или контейнера для сыпучих веществ (в основном, цемента марки ╚600╩). На внешних пилонах предполагалось подвешивать контейнеры типа К-76(л) с реагентом или контейнеры типа КМГ-У. В состав экипажа ввели двух аэрометеорологов: один (руководитель полета) располагался на месте второго штурмана, второй -на месте командира огневых установок.

До апреля 1978 г. самолеты принимали ЦАО и ГК НИИ ВВС для проведения совместных испытаний, при этом был сделан целый ряд замечаний. Испытания начались лишь в августе и затянулись до 1980 г., после чего оба самолета, имевших к тому времени гражданские регистрационные номера (╧6203203 - СССР-42355, ╧6203208 - СССР-42484) и типовую окраску Аэрофлота, передали в распоряжение ВВС на аэродром Чкаловская. Первым ╚боевым крещением╩ Ту-16 ╚Циклон-Н╩ стали полеты в 1980 г. над Москвой во время Олимпиады. В 1986 г. оба самолета активно использовались при ликвидации последствий Чернобыльской аварии, разрушая радиоактивные облака. Они также применялись для борьбы с различными метеорологическими явлениями в центральной части России. 19 ноября 1986 г. вышло Распоряжение Совмина о переоборудовании обоих Ту-16 ╚Циклон-Н╩ в метеолаборатории ╚Циклон-НМ╩ для использования в международных программах. К началу 1990-х гг. в Пушкине был доработан лишь самолет ╧6203203, с которого сняли часть навигационного, радиосвязного оборудования, верхнюю пушечную установку и установили новую аппаратуру для полетов по международным трассам. Но его испытания не были завершены из-за распада СССР. Тем не менее, в течение ряда лет самолет продолжали эксплуатировать в ВВС. В последний раз предполагалось использовать Ту-16 ╚Циклон-Н╩ и ╚Циклон-НМ╩ в Чечне в 1995-96 гг. Самолеты должны были обеспечивать применение боевой авиацией высокоточного оружия с оптоэлектронными системами наведения. Однако этого не произошло, т.к. ╚Циклоны╩ сняли с эксплуатации из-за выработки ресурса.

В конце 1970-х гг. два заправщика Ту-16Н переоборудовали для распыления углекислоты по программе ╚Циклон╩. Машины также эксплуатировались в Чкаловской.



 



 ЛТХ:
Модификация   Ту-16 Циклон-Н
Размах крыльев, м   32.99
Длина, м   34.80
Высота, м   10.36
Площадь крыла, м2   164.65
Масса, кг  
  пустого самолета   37730
  нормальная взлетная   72000
  максимальная взлетная   79000
Топливо, кг   36000
Тип двигателя   2 х ТРД РД-3М
Тяга, кгс   2 х 9500
Скорость, км/ч  
  максимальная   992
  крейсерская   842
Перегоночная дальность, км   7200
Боевой радиус действия, км   3050
Практический потолок, м   15000
Экипаж, чел   5


 Доп. информация :

  
 



 

Список источников:

Авиация и Родина. Ефим Гордон, Владимир Ригмант, Виктор Кудрявцев, Андрей Совенко. Легендарный Ту-16
Крылья Родины. Владимир Ригмант. О предшественниках великого самолета
Владимир Ригмант. Под знаками "АНТ" и "ТУ"
Крылья Родины. В.Сидоров. Дальний реактивный "Ту"
Роман Астахов. Русская Сила. Дальний бомбардировщик и ракетоносец Ту-16


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: