Уголок неба ¦ Туполев Ту-128УТ

Реклама...

Абонентское юридическое обслуживание https://yourlawyer.ru для частных лиц и компаний.
    


 
главная послевоенная авиация истребители
   Ту-128УТ
       
Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1971
Тип: Учебно-тренировочный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Для переучивания летного состава на новый перехватчик командование авиации ПВО предложило ОКБ-156 разработать его учебно-тренировочный вариант. Необходимость в таком самолете определялась рядом причин. Летчики пересаживались на Ту-128 со значительно более легких истребителей типа МиГ-17, МиГ-19 (за редким исключением - с Су-9) и не имели навыка управления тяжелой машиной. К тому же, надо было осваивать новый комплекс оборудования, а штурману-оператору - еще и дополнительные функции. Для этой цели в частях использовались специализированные самолеты обучения штурманов бомбардировочной авиации Ту-124Ш.

Совместные решения ВВС-ПВО-МАП №128-14-67 и ВПК №229 по созданию учебно-тренировочного самолета Ту-128УТ были приняты 14 сентября 1966г. Эскизный проект машины был разработан воронежским филиалом ОКБ-156 под руководством А.И.Путилова.

Основное отличие учебных Ту-128УТ от Ту-128 заключалось в наличии кабины инструктора на месте РЛС, имевшей верхнее наклонное остекление. Место штурмана-оператора сохранялось, но часть оборудования сняли. В связи с отсутствием РЛС функции обучаемого штурмана ограничились. В остальном Ту-128УТ соответствовал базовому варианту. Под крылом можно было подвешивать весовые макеты или учебные варианты ракет Р-4. За свой необычный вид самолет в частях был прозван "пеликаном".

После того, как проектирование Ту-128УТ закончили, совместным решением ВВС-ПВО-МАП от 4 августа 1970 г. было выделено четыре серийных Ту-128 для переоборудования в учебно-тренировочные самолеты со сроком предъявления на испытания двух первых машин в I квартале 1971 г. и двух других - во II квартале. После переделки самолеты прошли испытания, и приказом Министра обороны №0160 от 14 сентября 1971 г. Ту-128УТбыл принят на вооружение. В том году авиазавод № 64 построил и десять серийных Ту-128УТ (изделие "И-УТ"). От первых учебных машин серийные "спарки" отличались новой законцовкой киля, параллельной строительной горизонтали самолета, в связи с установкой новой связной радиостанции Р-846 "Призма-М". Это были последние, 45-я и 46-я серии выпуска самолета, после чего серийное производство Ту-128 завершилось. Таким образом, всего с 1962 по 1970 г. было выпущено 188 перехватчиков (включая первый опытный) и 10 "спарок". Наибольший темп производства имел место в 1966 г., когда заказчику было сдано 37 машин.

Основные конструктивные отличия учебно-тренировочного самолета Ту-128УТ от Ту-128.

Самолет Ту-128УТ предназначался для обучения и тренировок летного состава авиации ПВО техники пилотирования и самолетовождения днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. В основном конструкция Ту-128УТ соответствовала базовому самолету, но вместо РЛС и переднего отсека к шп. №4 пристыковывалась кабина инструктора, оборудованная катапультируемым креслом и необходимыми органами управления. На самолете устанавливалась система отказов СИО-128, предназначенная для принудительного введения инструктором отказов в навигационные системы с целью выработки у обучаемого навыков пилотирования в сложных условиях. На стеклах фонаря кабины летчика имелись светонепроницаемые шторки для имитации ночного полета. С целью сохранения идентичности общего вида кабин учебно-тренировочного и боевого самолетов на Ту-128УТ имелись незадействованные переключатели и макеты пультов управления, относившиеся к РЛС и ракетам. В кабине летчика была установлена сигнализация о переключении управления на инструктора. Имелись небольшие отличия в электрооборудовании и других системах.



 ЛТХ:
Модификация   Ту-128УТ
Размах крыла, м   17.53
Длина самолета, м   30.06
Высота самолета, м   7.15
Площадь крыла, м2   96.94
Масса, кг  
  пустого   24500
  нормальная взлетная   39000
  максимальная взлетная   42000
Внутреннее топливо, кг   1300
Двигатели   2 ТРД Сатурн (Люлька) АЛ-7Ф2
Тяга, кгс   2 х 10100
Максимальная скорость, км/ч   1800
Практическая дальность, км   2565
Практический потолок, м   15600
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Ту-128УТ
 Ту-128УТ
 Ту-128УТ
 Ту-128УТ
 Ту-128УТ
 Ту-128УТ
 Ту-128УТ

  Схемы:

 Прототип Ту-128УТ
 Серийный Ту-128УТ

  



 

Список источников:

Авиация и Время. Ефим Гордон, Владимир Ригмант. "Скрипач", защищавший небо
Авиация и Космонавтика. Владимир Ригмант. Дальние сверхзвуковые барражирующие истребители-перехватчики Туполева
Крылья Родины. Ефим Гордон, Владимир Ригмант. "Скрипач" сыграл свою партию
Роман Астахов. Русская Сила. Истребитель-перехватчик Ту-128
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг.
Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970
Midland. Red Star. Yefim Gordon. Soviet Heavy Interceptors


Уголок неба. 2008 



 

  Реклама: