главная послевоенная авиация разные
   МиГ-21УС(УМ)
       
Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича
Страна: Россия
Первый полет: 1965
Тип: Учебно-тренировочный истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


В 1965 году на испытания поступил УТС МиГ-21УС (изделие "68") с двигателем Р11Ф2С-300 с системой сдува пограничного слоя с закрылка. Самыми заметными новшествами на "спарке" стали катапультные кресла КМ-1М, автопилот КАП-2 и киль увеличенной с 4,45 до 5,32 м" площади. На некоторых машинах на фонаре кабины инструктора устанавливали перископ для обзора передней полусферы на взлетно-посадочных режимах.

Любой самолет имеет массу ограничений при эксплуатации, но в советских ВВС к ним прибавлялись и другие, не связанные с техникой - на случай "как бы чего не вышло". Однако летчики, оказавшиеся в "горячих точках", на многие запреты не обращали внимания, ведь летая по инструкции, написанной политиками, можно из боя и не вернуться. В качестве примера можно привести впечатления летчика-испытателя ОКБ имени А.И. Микояна Б.А. Орлова, которому довелось совершить один полет на МиГ-21УС с сирийским пилотом:

"Начался наш полет с того, что летчик Абдель сразу после взлета, не успев убрать шасси, плавно потянул на полупетлю. Самолет не очень охотно шел вверх, заметно теряя скорость. На высоте около 1000 м мы наконец легли на спину; стрелка указателя скорости (приборной), уползшая влево до 150 км/ч, потихоньку пошла вправо. Но самолет потихоньку летел, не трясся, не выворачивался - летчик уверенно контролировал машину. Набрав нормальную скорость, он перевернул самолет со спины в обычное положение, и мы пошли в пилотажную зону.

Чтобы летчик ни делал - виражи на скорости 230-240 км/ч, зависание до нулевой скорости, "бочку" с высокой перегрузкой, все время ощущалась его мгновенная реакция на поведение самолета, движения рулями были точными и координированными, особенно была заметна энергичная и четкая работа ног, почти не применяемая в практике наших строевых, да и не только строевых, летчиков. Не скажу, чтобы все выполняемое сирийцем было мне в диковинку: в испытательных и тренировочных полетах мы делали почти то же самое, но мы-то были испытателями, летчиками особенной квалификации и со специальной подготовкой, а тут обычный военный летчик, несомненно, высокого класса вытворяет черт знает что! Только на посадке мой командир дал маху: как планировал на скорости 320 км/ч, так и плюхнулся на этой скорости практически без выравнивания".

В 1960-е годы на "спарке" МиГ-21У при подготовке к рекордному полету чуть не произошла катастрофа. Дело было в Ахтубинске на аэродроме НИИ ВВС; из-за жары, стоявшей в это время года, полет запланировали на пять часов утра. В переднюю кабину села М.Л. Попович, а в заднюю - ее инструктор летчик-испытатель П.Ф. Кабрелев. Даже в эти утренние часы температура воздуха превышала 30╟С, и чтобы хоть как-то определить остаток ВПП (одной из самых длинных в СССР), по ее краю установили вешки. Самолет уже добежал до середины ВПП, когда стало ясно, что он не набрал нужную скорость и оторваться не сможет. Кабрелев тут же выключил двигатель. Как потом выяснилось, при даче РУДа в положение "форсаж" не разошлись створки сопла и двигатель не перешел на режим форсажа. Кабрелев же, положившись на Марину Лаврентьевну, упустил контроль над ТРД. В итоге длины ВПП не хватило, и машина выкатилась за ее пределы. Первый мировой рекорд на МиГ-21УС был установлен 22 мая 1965 года: Н.А. Проханова достигла динамического потолка 24366 м. Спустя месяц Л.Я. Зайцева в горизонтальном полете поднялась на высоту 19020 м. Это достижение стало возможным благодаря установке на самолет форсированного двигателя взлетной тягой 7000 кгс и двух ракетных ускорителей.

В 1968 году на испытания поступил УТС МиГ-21УМ (изделие "69"). От предшественника он отличался, прежде всего, двигателем Р13-300 (имеются сведения, что на некоторых машинах устанавливались Р11Ф2С-300). На самолете, кроме того, доработали топливную систему и увеличили объем накладного бака, установили стрелковый прицел АСП-ПФ-Д-21, в систему управления включили автопилот АП-155. В кабине курсанта появилось кресло КМ-ly, у инструктора - КМ-1и. На откидной части фонаря кабины инструктора появился перископ, значительно улучшивший обзор из задней кабины при взлете и посадке. Были и другие, на первый взгляд, мелкие доработки, значительно упростившие эксплуатацию машины.

Часть МиГ-21УМ имела доработанную систему аварийного сбрасывания фонарей от одной ручки из передней кабины, при этом предусматривалась возможность аварийного сброса инструктором фонаря задней кабины при сброшенном переднем. С 1972 года на все строившиеся МиГ-21 устанавливали по бокам носовой части фюзеляжа датчики, а в кабине - индикаторы угла атаки, что способствовало повышению безопасности полета. Раньше датчики углов атаки и скольжения стояли на ПВД, и информация от них использовалась при вычислении упреждений в оптическом прицеле. Учебно-тренировочный МиГ-21УМ стал самым массовым и строился в течение около 20 лет (до 1971 г.) на двух заводах: в Тбилиси с 1962-го по 1971 год и в Москве на "Знамя труда" - с 1964-го по 1968 год на экспорт. В Тбилиси в 1962-1966 годах построили 180 МиГ-21У, с 1966 по 1970 год - 347 МиГ-21УС и до окончания производства 1133 МиГ-21УМ.

Сегодня учебный, как, впрочем, и боевой МиГ-21 в российском небе - большая редкость; его можно увидеть разве что во время авиационной выставки в подмосковном Жуковском. Но в странах, где продолжают службу боевые МиГ-21, учебные машины встречаются чаще. К нашему стыду, учебный МиГ-21 У отсутствует даже в монинском музее ВВС.



 ЛТХ:
Модификация   МиГ-21УМ
Размах крыла, м   7.15
Длина самолета,м   13.46
Высота самолета,м   4.80
Площадь крыла,м2   23.00
Масса, кг  
  пустого самолета   5610
  нормальная взлетная   8000
Внутренне топливо, кг   2030
Тип двигателя   1 ТРДФ Р-11Ф2С-300
Тяга, кгс   1 х 6175
Максимальная скорость, км/ч  
  на высоте   2175
  у земли   1150
Перегоночная дальность, км   1460
Дальность действия, км   1210
Практический потолок, м   17300
Макс. эксплуатационная перегрузка   7.0
Экипаж, чел   2
Вооружение:   две УР воздух-воздух К-13, блоки НАР калибром 57 и 240 мм, свободнопадающие практические и боевые бомбы различных типов на двух подкрыльевых узлах внешней подвески.


 Доп. информация :


  РЛЭ "Микоян, Гуревич МиГ-21УМ"
  Книга "Техническое описание самолета МиГ-21УМ"
  Фотографии:

 МиГ-21УС
 МиГ-21УС ВВС Румынии   (c) Alexandru Trandafir
 МиГ-21УМ   (c) Сергей Скрынников
 МиГ-21УМ   (c) Сергей Скрынников
 МиГ-21УМ  ВВС Финляндии
 МиГ-21УМ ВВС Грузии   (c) Marcus Fulber
 МиГ-21УМ ВВС Ливии  (c) Chris Lofting
 Передняя кабина МиГ-21УМ
 Задняя кабина МиГ-21УМ

  Схемы:

 МиГ-21УМ

  Варианты окраски:

 МиГ-21УС  ВВС СССР  
 МиГ-21УС  ВВС Египта 
 МиГ-21УМ  ВВС СССР
 МиГ-21УМ  ВВС Польши
 МиГ-21УМ  ВВС Украины

 



 

Список источников:

Николай Якубович. Истребитель МиГ-21. Рождение легенды
Крылья России. История и самолеты ОКБ "МиГ"
Авиация и Время.
Ефим Гордон. Созданный для боя
Крылья Родины. Ефим Гордон. Рождение долгожителя
Ефим Гордон, Владимир Климов. МиГ-21
Крылья Родины. Э.Эгенбург. Сверхзвуковой реактивный "МиГ"
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965гг.
Famous Russian Aircraft. Yefim Gordon, Dmitry Kommisarov, Keith Dexter. Mikoyan MiG-21
Squadron/Signal. Aircraft Number 131. Don Linn, Don Spering. MiG-21 Fishbed in Action
PKL. MiG-21


Уголок неба. 2009  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: