главная послевоенная авиация разные
   МиГ-15УТИ (СТ-7)
       
Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича
Страна: СССР
Первый полет: 1953
Тип: Учебно-тренировочный истребитель-перехватчик
  ЛТХ     Доп. информация
   


В марте 1952 года успешно завершились государственные испытания радиолокационной станции (РЛС) РП-1 ╚Изумруд╩, разработанной в НИИ-17 под руководством главного конструктора В.В.Тихомирова. Эффективность станции при стрельбе по невидимой цели практически совпала с эффективностью стрельбы с оптическим прицелом АСП-3Н в дневных условиях, и превзошли эффективность РЛС ╚Коршун╩ при стрельбе в сходных условиях в 6-7 раз. Таким образом, появилась возможность в полной мере применить одноместный истребитель для перехвата самолетов противника и ведения прицельной стрельбы по ним независимо от условий видимости. Новая станция обеспечивала обнаружение и индикацию воздушных целей в передней полусфере в пределах ╠60╟ по азимуту и +26╟ и -16╟ по вертикали на дистанциях до 12 км. Причем дальность обнаружения (в хвост) бомбардировщиков Ил-28 и Ту-4 составила соответственно днем 5,6 и 7,7 км, а ночью 8,4 и 11 км.

Постановлением Совета Министров СССР и ЦК КПСС ╧2460-933 от 24 мая 1952 года и приказом МАП ╧624 от 2 июня 1952 года было принято решение о запуске в серийное производство на заводе ╧287 опытной партии РЛС РП-1 ╚Изумруд╩, в том числе и для проведения войсковых испытаний станции на самолете МиГ-17 в варианте истребителя-перехватчика. Наряду с разработкой истребителей-перехватчиков МиГ-17П и МиГ-17ПФ предписывалось также оборудовать новой РЛС два самолета УТИ МиГ-15 и передать их военному министерству, в том числе одну машину для контрольных испытаний, которые планировалось провести в феврале 1953 года. К разработке эскизного проекта учебно-тренировочного истребителя-перехватчика, получившего шифр СТ-7, в ОКБ-155 приступили в июле 1952 года. В этом же месяце приказом МАП ╧836 от 18 числа переоборудование двух ╚спарок╩ поручили заводу ╧1 им. Сталина. Компоновочные чертежи размещения станции ╚Изумруд╩ в Куйбышев передали в сентябре. Однако работы по переоборудованию самолетов в IV квартале так и не были развернуты должным образом, а вскоре и вовсе прекратились в связи с изменением тематики завода ╧1, который сворачивал выпуск истребителей и переходил на выпуск бомбардировщиков. В связи с этим, письмами МОП ╧М-40/1269 от 26 марта и ╧МО-42/1042 от 24 июня 1953 года коллективу ОКБ-155 предлагалось самостоятельно оборудовать оба самолета.

Переоборудование выделенных военными двух УТИ МиГ-15 в опытном производстве ОКБ-155 завершили в августе 1953 года, после чего машины отправили на заводские летные испытания. Однако 15 сентября первый экземпляр СТ-7, пилотируемый летчиком-испытателем К.К.Коккинаки, при выполнении полетного задания потерпел аварию по причине невыхода из штопора и был полностью разрушен. Для окончания программы заводских испытаний специалисты ЦАГИ провели исследования модели самолета на штопор согласно рекомендации аварийной комиссии. В апреле-мае 1954 года второй экземпляр СТ-7 прошел контрольные испытания в ГК НИИ ВВС, но с неудовлетворительными результатами. Военные признали самолет непригодным для обучения летного состава ВВС пользованию РЛС вследствие того, что инструктору не была обеспечена возможность контроля работы обучаемого со станцией РП-1 ╚Изумруд╩ (поиск и обнаружение цели по экрану индикатора, сближение и прицельные атаки) и возможность практического показа обучаемому приемов работы с радиолокационным прицелом. Кроме того, при зашторенной передней кабине не обеспечивалась безопасность полета, так как обзор передней полусферы для инструктора был полностью закрыт.

По мнению военных, для обеспечения более полного решения задачи обучения летного состава ВВС пользованию станцией РП-1 ╚Изумруд╩, необходим был учебный самолет с установкой обзорных индикаторов и прицельных блоков РЛС в кабинах инструктора и обучаемого. Однако к тому времени имелась только станция РП-1Д ╚Изумруд-3╩ с дублирующим обзорным индикатором, но без дублирования прицельного блока. Поэтому, учитывая острую необходимость получения в кратчайший срок для ВВС учебно-тренировочного истребителя-перехватчика специалисты ГК НИИ ВВС сочли, что самолет СТ-7 после соответствующей доработки все же мог быть использован для решения ограниченных задач обучения в части обнаружения, прицеливания и стрельбы по воздушным целям с использованием РЛС днем в простых метеоусловиях и за облаками. Чтобы самолет СТ-7 обеспечивал выполнение поставленной задачи, военные предъявили к нему следующие требования:

  • в передней кабине установить прицел АСП-3НМ и дублирующий обзорный индикатор станции РП-1, сделав ее инструкторской;
  • в задней кабине установить пульт управления станцией РП-1, обзорный индикатор и прицельный блок, сопряженный с прицелом АСП-3НМ;
  • фонарь задней кабины должен полностью закрыться сдвижной шторкой;
  • самолет оснастить 12,7-мм пулеметом А-12,7 (ТКБ-495), а для контроля прицеливания и результатов воздушной стрельбы установить фотодокументы С-13 на прицеле АСП-3НМ задней кабины и в носовой части фюзеляжа, а также киносъемочные аппараты АКС-2 под крылом;
  • размещение блоков РЛС должно в основном соответствовать размещению на истребителе-перехватчике МиГ-17ПФ внедренному в серийное производство с 25-го самолета 6-й серии и не вызывать дополнительных трудностей при техническом обслуживании станции.

При этом военные отметили, что после доработки самолета может быть допущено ухудшение его летных данных в части максимальной скорости, скороподъемности, дальности полета и маневренности. Однако по технике пилотирования машина не должна заметно отличаться от серийного УТИ МиГ-15. В соответствии с новыми требованиями военных, а также на основании постановления Совета Министров СССР и ЦК КПСС ╧1651-747 от 9 августа и приказа МАП ╧523 от 23 августа 1954 года, коллектив ОКБ-155 приступил к доработке учебного истребителя-перехватчика СТ-7. Новую версию машины необходимо было предъявить на государственные испытания в I квартале 1955 года. 28 сентября 1954 года ВВС утвердили новые требования к учебно-тренировочному истребителю-перехватчику, в соответствии с которыми на машину, получившей шифр СТ-8, установили станцию РП-1Д ╚Изумруд-3╩ с двумя обзорными индикаторами и провели ряд доработок. Как и требовалось, установка блоков РЛС в основном была выполнена аналогично их размещению на самолете МиГ-17ПФ прошедшему контрольные испытания в ГК НИИ ВВС в апреле 1954 года. В передней инструкторской кабине установили обзорный индикатор станции РП-1Д и прицел АСП-3П с фотокинопулеметом ФКП-2, а в задней - пульт управления станцией РП-1Д, обзорный и прицельный индикатор, а также прицел АСП-3НМ с ФКП-2. Фотокинопулеметы ФКП-2 предназначались для одновременного фотографирования сетки оптического прицела, искусственной радиолокационной отметки и цели. Кроме того, задняя кабина снабжалась шторкой, которой могли закрываться сдвижная часть фонаря и обзор вперед.







 ЛТХ:
Модификация   УТИ МиГ-15 (СТ-7)
Размах крыла, м   10,08
Длина самолета, м   10,23
Высота самолета, м   3,70
Площадь крыла, м2   20,60
Масса, кг  
  пустого самолета   3760
  нормальная взлетная   5180
Топливо, л   1500
Тип двигателя   1 ТРД ВК-1
Максимальная тяга   1 х 2700
Максимальная скорость, км/ч:  
-у земли   1020
-на высоте   1034
Практическая дальность, км:   980
Практический потолок, м   14500
Экипаж, чел   2
Вооружение:   две 23-мм пушки НР-23


 Доп. информация :


  Фотографии:

 УТИ МиГ-15 (СТ-7)
 УТИ МиГ-15 (СТ-7)
 УТИ МиГ-15 (СТ-7)
 ПТБ-260 и АКС-2 на УТИ МиГ-15 (СТ-8)
 Кабина курсанта УТИ МиГ-15 (СТ-8)
 Кабина инструктора УТИ МиГ-15 (СТ-8)

 



 

Список источников:

М-Хобби. Евгений Арсеньев. Реактивный "утенок"
Крылья России. История и самолеты ОКБ "МиГ"
Евгений Арсеньев, Леонид Крылов Истребитель МиГ-15
Крылья Родины. Евгений Арсеньев. "Рядовой" авиации
М-Хобби. Евгений Арсеньев. Штрихи к портрету МиГ-15
Мир авиации. Л.Крылов, Ю.Тепсуркаев. Самолет-солдат
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг.
4+ Publication. MiG-15


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: