главная послевоенная авиация разные
   M-21
       
Разработчик: Lockheed
Страна: США
Первый полет: 1964
Тип: Носитель разведывательного БПЛА
  ЛТХ     Доп. информация
   


Параллельно с созданием БПЛА D-21 (от "Daughter" - дочь) в Skunk Works начались работы по созданию его носителя - М-21 ( от "Mother", 21 - перевернутое "12" ). Новая модификация A-12 получила прозвище "Матушка гусыня".

Было специально построено 2 двухместных самолета - 06940 и 06941. От базового A-12 они отличались кабиной оператора ДПЛА с фонарем, идентичным поздним вариантам SR-71A и пилоном для крепления БПЛА над хвостовой части фюзеляжа. Оператор должен был наблюдать за пуском БПЛА через перископ. Вопреки мнению К.Джонсона, по требованию аэродинамиков высота пилона была снижена, что в последствии привело к катастрофе. Зазор между концами консолей D-21 и верхним краем килей M-21 составил всего 15 см. 

Наземные испытания первого M-21 и первого D-21 (501) прошли 19 июня 1964 г. в здании 309/310 в Burbank. Первый полет М-21 был выполнен 1 апреля 1964. 22 декабря 1964 г., в день первого вылета SR-71A, M-21 совершил первый полет с D-21. Первый пуск намечался на 27 марта 1965, но из-за многочисленных проблем состоялся лишь 5 марта 1966. D-21A, запущенный над Тихим океаном где-то между Мугу и авиабазой Ванденберг, пролетел 150 миль (278 км). Обтекатель воздухозаборника, сброшенный перед пуском, сильно повредил переднюю кромку крыла D-21, и в дальнейшем полеты осуществлялись без обтекателя.

Двигатель D-21 запускался на скорости М=1,24 еще в районе Альбукерке (Нью-Мехико). Его дополнительная тяга помогала быстрее разогнать связку до скорости разделения, но к моменту старта на D-21 оставалось всего 25% топлива. Старт с 50 % горючего был осуществлен 27 апреля 1966, а первый пуск с полным запасом горючего - 16 июня 1966.

30 июля 1966 в районе о.Мидуэй с М-21 06941 был осуществлен четвертый запуск D-21А (504) с полным запасом топлива. В результате "ассимметрии" тяги в момент разделения М-21 на скорости М=3,25 столкнулся с D-21, который повредил правый киль, двигатель и консоль крыла носителя. Неуправляемые M-21 и D-21 рухнули в Тихий океан. Летчик-испытатель фирмы Lockheed Билл Парк и "офицер управления запуском" (LCO) Рэй Торрик успешно катапультировались, но при приземлении в открытом океане Торрик утонул, когда его высотный компенсирующий костюм набрал воду.

После катастрофы в августе 1966 программа TAG-BOARD была прекращена, полеты оставшегося М-21 больше не производились. Сейчас он находится в Museum of Flight, Seattle, штат Вашингтон. В дальнейшем D-21B использовались с модифицированного самолета - носителя B-52H (программа " Senior Bowl".)








 ЛТХ:
Модификация   М-21
Размах крыла, м   16.94
Длина самолета,м   31.66
Высота самолета,м   5.64
Площадь крыла,м2   167.22
Масса, кг  
  пустого самолета   27216
  нормальная взлетная   65772
  максимальная взлетная   77111
Внутренние топливо, кг   34184
Тип двигателя   2 ТРДФ Pratt Whitney J58
Тяга, кгс  
  нефорсированная   9298
  форсированная   14723
Максимальная скорость, М   3.35
Практическая дальность, км   4700
Дальность действия, км   2000
Практический потолок, м   29000
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


 Фотографии:

 М-21
 М-21
 М-21
 М-21
 М-21

 Варианты окраски:

 М-21

 



 

Список источников:

Авиация и Космонавтика. Михаил Никольский. "Черная птица" Кларенса Джонсона
Серия "Знаменитые самолеты". Михаил Никольский. "Черная молния" SR-71. Самый быстрый в мире самолет
de Agostini. Мировая Авиация. Lockheed A-12. Использование БПЛА

Jane's All the World's Aircraft
Squadron/Signal. James Goodall. Walk Around SR-71 Blackbird
Historicwings.com. The Last Flight of Blackbird


Уголок неба. 2015  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:

Быстрая видеодиагностика трубопроводов и устранение утечек