Реклама...

    


 
главная современная авиация разные
   Lasta 95
       
Разработчик: UTVA
Страна: Югославия (Сербия)
Первый полет: 1985
Тип: Учебно-тренировочный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


В конце 2012 года ВВС Сербии начали получать новые самолеты - впервые за двадцать лет, прошедших со времени СФРЮ. И, что любопытно, самолеты отечественного производства. Конечно, наивно было бы надеяться, что это окажется сверхсовременный истребитель: хотя авиационная промышленность в Югославии имелась, причем с глубокими корнями и отмеченная разработкой неплохих самолетов, но ее наивысшим достижением была разработка легких реактивных штурмовиков. Но то было давно, с тех пор и Югославия исчезла, а авиационная промышленность, как и прочие военные производства, пострадала не только от экономических пертурбаций, но и от НАТО-вских бомбежек. И все же в серию пошли новые самолеты с оптимистическим именем "Ласта" - "Ласточка".

Компания Utva Aircraft Industry существует с 1937 года и занимается разработкой и производством легких самолетов, ее завод расположен в Панчево. Продолжая линию поршневых учебно-боевых самолетов, в начале 1980-х на смену достаточно удачному учебно-тренировочному самолету "Утва 75" там началась разработка нового УТС "Утва 95". Машина также должна была быть поршневой, но с улучшенной аэродинамикой, авионикой и возможностью использования подвесного вооружения. Главным внешним отличием стало иное размещение пилотов - тандемом, а не бок о бок, как на "Утва 75", который вообще проектировался скорее как туристический самолет. С "Утвы 95" пилоты должны были пересаживаться в кабины реактивных Soko G-4 Super Galeb, а оттуда на Миг-21 или МиГ-29.

"Утва 95 Ласта 1" впервые поднялась в воздух еще в 1985 году, в 1986 году появился второй прототип, "Ласта 2". Он имел существенные отличия от первого - фюзеляж был короче на полметра, зато размах крыла на столько же больше, увеличилось и горизонтальное оперение. В кабине появился прицел Feranti ISIS-282D - такой же, как и на "Супер Галебах".

По результатам испытаний первых прототипов была заказана серия из десяти предсерийных самолетов по образцу "Ласта 2".

Поскольку дело происходило еще во времена Югославии, производство решили распределить между заводом в Панчево и предприятием компании Soko в Мостаре. В Боснии должны были изготавливаться крылья, после чего доставляться в Сербию, где делали фюзеляжи и происходила окончательная сборка. Но дела пошли сами знаете как, и вместо сотрудничества началась война. До нее успели собрать шесть предсерийных "Ласточек", но их судьба оказалась печальной: пять самолетов были уничтожены в 1999 году НАТО-вскими бомбами, шестой тоже попал под удар, поврежденную машину не стали восстанавливать до летного состояния и отдали в авиационный музей в белградском аэропорту имени Николы Теслы.

Казалось бы, это был конец и "Ласточки", и "Утвы", однако завод пострадал не слишком сильно, был восстановлен, и из оставшихся деталей удалось в 2003 году даже собрать две "Утвы 75". Одновременно на "Утве" стали подумывать о возобновлении производства "Ласты", но в обновленном виде, тем более что после бомбежек и перемен в руководстве Сербии международные санкции были сняты, и страна получила возможность производить технику военного назначения с использованием иностранных агрегатов и комплектующих.

Сначала попытались соорудить нечто из задела по "двойкам", но потом решили, что машина нуждается в более значительной переработке. В качестве силовой установки сербы выбрали американский 295-сильный Lycoming AEIO 540-L 1B5.D с трехлопастным пропеллером Hofman HO-V-123-KV/200 AH. Планер был заметно доработан - применены новые материалы,длина стала несколько больше, чем у "двойки", а размах крыла увеличился почти на метр. Были установлены более короткие шасси, что позволило уменьшить массу самолета. Он стал еще легче после замены электросистемы и аккумуляторов, так что в итоге удалось сэкономить целых 200 килограмм. И это несмотря на то, что на борту установлено оборудование, обеспечивающее полеты в сложных метеоусловиях и ночью, посадку по II категории как на бетонку, так и на траву, катапультные кресла, а также вооружение. На "Ласточке" наличествует прицел Feranti ISIS-282D и два узла подвески под крыльями, на которые можно повесить контейнеры с пулеметами (боезапас до 500 патронов на ствол), блоки 57-мм неуправляемых ракет (по семь штук в блоке) или стокилограммовые бомбы. "Ласточка", таким образом, получилась с весьма хищными коготками и клювиком.

Публике новый самолет, названный не "Ласта 3", а "Ласта 95", был показан в 2007 году. Серьезную поддержку проекту оказали американцы, которые совсем недавно бомбили Сербию. Надо отдать янки должное: после кнута они через некоторое время предложили сербам пряник. Пряником оказался заказ из Ирака на 20 (плюс опцион на 16) самолетов, поступивший в 2007 году; одновременно иракцы (точнее, стоящие за ними американцы) заказали и крупную партию стрелкового оружия, всего на 350 миллионов долларов, так что пряник оказался весьма сладким - особенно если учесть, что сербские военные не имели денег на то, чтобы обеспечить доводку самолета и развертывание серийного производства. Но Министерство обороны Сербии не преминуло помазать американский пряник отечественным вареньем, заявив о желании купить еще 15 самолетов, и "Ласточка" из полутеоретической разработки превратилась в жирную "синицу в руке", а завод - во вполне перспективное предприятие.

Правда, были сомнения, что страна, чей военно-промышленный комплекс переживает не лучшие времена, даже получив деньги, сумеет обеспечить сборку и техническую поддержку самолетов на должном уровне, тем более что завод в Панчево находился практически в состоянии банкротства. Однако появилось и оборудование, и 330 человек персонала, и работа закипела.

Первый полет обновленного самолета состоялся в начале 2009 года, а поставки серийных машин "Ласта 95Н" в Ирак начались летом 2010 года. В феврале 2012 года иракцы получили последнюю, двадцатую машину, о реализации опциона пока речи не шло, а вот производство "Ласточек" для ВВС Сербии начало набирать обороты. Первая была сдана осенью прошлого года, к настоящему времени поставлено три штуки. Новые самолеты, отличающиеся от иракских оборудованием (например, авионикой Garmin G500), поступают в 252 тренировочную эскадрилью на базе Батайница, где продолжают эксплуатироваться собранные еще во времена СФРЮ "Утва 72".

Конкуренция на внешнем рынке велика, и таких подарков, как иракский заказ, скорее всего не предвидится. Но небольшое количество самолетов, вероятно, можно будет продать соседям по бывшей Югославии, что-то куда-нибудь в Африку и небогатые арабские страны ("Ласточками" интересовались в Алжире и Ливии, есть у них перспективы в Уганде и Анголе) или еще куда в третий мир, где нет денег на Pilatus или Super Tucano- в Мьянму там или даже Афганистан. Ведь стоимость машины всего около 300000 евро, стоимость летного часа - 300 евро.

Но потенциальных заказчиков, вероятно, больше заинтересует новый самолет, создаваемый "Утвой" на базе "Ласты", причем именно с экспортными намерениями. "Ласточка", как уже было сказано, может использоваться как легкий штурмовик, но все же ей сильно не хватает для этого скорости и грузоподьемности. И тогда вроде бы алжирские военные подали идею оснастить самолет турбовинтовым двигателем и усиленным вооружением, превратив его в "антитеррористический" - он же "противопартизанский" - с возможностью использовать его и как учебный.





 ЛТХ:
Модификация   Lasta 1   Lasta 95
Размах крыла, м   8.34   9.70
Длина самолета,м   8.04   7.97
Высота самолета,м   2.97   2.84
Площадь крыла,м2   11.00   12.90
Масса, кг    
  пустого самолета   1100   888
  нормальная взлетная   1387   1145
  максимальная взлетная   1650   1210
Тип двигателя   1 ПД Lycoming AEIO-540-L1B5D   1 ПД Lycoming AEIO-580-B1A
Мощность, л.с.   1 х 224   1 х 300
Максимальная скорость, км/ч   560   345
Крейсерская скорость, км/ч   300   280
Практическая дальность, км   1060   1160
Макc. скороподъемность, м/мин   444   510
Практический потолок, м   5200   6000
Макс. эксплуатационная перегрузка   6   6
Экипаж, чел   2   2
Вооружение:   боевая нагрузка - 240 кг на 2 узлах подвески
  2 х 120-кг бомбы или
  2 контейнера с 7.62-мм пулеметом и 500 патронами, или
  2 ПУ L- 57-07 7х55-мм НУР.
  боевая нагрузка - 200 кг на 2 узлах подвески
  2х 100-кг бомбы или
  2 контейнера с 7.62-мм пулеметом и 500 патронами, или
  2 контейнера с 12.7-мм пулеметом или
  2 ПУ L-57-07 7х57-мм НУР.


 Доп. информация :


  Чертеж "UTVA Lasta-1"
  Чертеж "Utva 75/Lasta"
  Фотографии:

 Первый прототип Lasta 1
 Первый прототип Lasta 1
 Второй прототип Lasta 1
 Второй прототип Lasta 1
 Lasta 2
 Lasta 95
 Lasta 95
 Lasta 95
 Lasta 95   (c)  Anton Balakchiev
 Lasta 95   (c) Aleksandar Radic
 Lasta 95
 Lasta 95   (c) Максим Брянцев
 Lasta 95
 Lasta 95
 Пара Lasta 95 в полете    (с) Dimitrije Ostojic
 Lasta 95  ВВС Ирака
 Кабина пилота Lasta 95

  Схемы:

 Lasta 1
 Lasta 95

  Вариант окраски:

 Lasta 95 ВВС Ирака 

  



 

Список источников:

Военное обозрение 2009-05. "Ласточка" по прозвищу "Феникс"
Авиация и Космонавтика 2012-11. С.Йоканович. 100 лет военной авиации Сербии
Dragan Kolundžić. Lasta
Utva-avioni.herobo.com. Lasta 95
Airforce-technology.com. LASTA-95 Advanced Training Aircraft, Serbia
Mycity-military.com. Lasta-95
YASIG (Yugoslav Aviation SIG) 1999-10. UTVA V-54 Lasta
Glasnik PR i PVO 1986-05-06. Milos Petric. Lasta - novi avion za pocetnu obuku pilota
Air International 1985-08. UTVA Lasta
L+K 2002-22. Dragan Jovanovic. UTVA-75 a Lasta, jugoslavske nadeje


Уголок неба. 2019  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: