Реклама...

    


 
главная современная авиация разные
   Ил-24Н
       
Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР
Первый полет: 1980
Тип: Ледовый разведчик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Некоторые идеи, отработанные на Ил-20, нашли применение и в интересах народного хозяйства. Еще в 1965 г. Управлением полярной авиации Министерства гражданской авиации СССР было заказано оснащение самолета Ил-18 специальной радиолокационной аппаратурой, которая могла бы использоваться для ведения ледовой разведки при проводке караванов судов по Северному морскому пути. В ленинградском ВНИИРЭ под руководством главного конструктора В.М. Глушкова была разработана и в 1967 г. выдержала государственные испытания на самолете Ан-24ЛР радиолокационная аппаратура "Торос" для дистанционного зондирования ледового покрова. Однако до установки ее на Ил-18 дело тогда не дошло. К идее использования модифицированного Ил-18 в качестве ледового разведчика вернулись только в конце 70-х.

12 июня 1979 г. вышло Постановление советского правительства о создании на базе Ил-18Д специализированного самолета Ил-24Н с радиолокационной аппаратурой инструментальной ледовой разведки "Нить-К". Система разрабатывалась тем же ВНИИРЭ НПО "Ленинец" (руководитель работ В.М. Глушков, главный конструктор РЛС СЕ. Конторов). Разместить "Нить" решили в подфюзеляжной гондоле - точно такой же, как на самолете-разведчике Ил-20 с РЛС "Игла". Информация от радиолокационной станции "Нить-К" отображалась на специальных индикаторах на рабочих местах шести операторов в пассажирской кабине самолета. Кроме РЛС "Нить-К" Ил-24Н оснащался современным навигационным комплексом "Мальва-4" и аппаратурой комплекса "Ирис" с РЛС ближней и дальней навигации, управлявшимися цифровыми бортовыми вычислителями.

Самолет Ил-24Н предназначался для получения информации о ледовом покрове Северного Ледовитого океана с целью обеспечения транспортного мореплавания в Арктике и замерзающих морях умеренных широт, а также для геологического изучения территории СССР. Работы по самолету были начаты в конце 1970-х гг. под руководством генерального конструктора Г.В. Новожилова.

Получение необходимой информации о состоянии ледового покрова обеспечивала система инструментальной ледовой разведки "Нить", созданная под руководством В.М. Глушкова. Система "Нить", разработанная на базе радиолокационных станций бокового обзора, состояла из радиоэлектронного комплекса "Нить-К", размещаемого на самолете, и системы "Нить-Л", устанавливаемой на корабельном приемном пункте. Система "Нить" обеспечивала получение детального изображения ледового покрова и земной поверхности независимо от освещенности и днем и ночью, а также в любых погодных условиях: в туман, при сплошной облачности. Это позволяло заранее планировать получение информации о ледовой обстановке, необходимой для успешной круглогодичной навигации в Арктике.

На самолете Ил-24Н комплекс "Нить" с антеннами размещался снаружи самолета в нижнем обтекателе-гондоле, таком же как на самолете Ил-20. Для контроля радиолокационного изображения ледового покрова в носовой части гондолы установили аэрофотоаппарат, объектив которого был направлен вниз и закрывался сдвижным люком.

Информация, получаемая системой "Нить", воспроизводилась на оперативных индикаторах, размещенных на шести рабочих местах операторов в пассажирской кабине самолета. В заднем салоне самолета оборудовали комнату отдыха.

Для обеспечения автоматизированного самолетовождения над безориентирной местностью: над льдами Арктического бассейна или открытой водной поверхностью - и вывода самолета в заданную точку маршрута Ил-24Н оснастили навигационным комплексом "Мальва-4". Кроме того, на самолете имелась аппаратура комплекса "Ирис" с радиолокационными станциями ближней и дальней навигации, с цифровой вычислительной машиной.

При ледовой разведке самолетами Ил-24Н радиолокационную информацию системы "Нить" обрабатывали на борту самолета в процессе полета специалисты-гидрологи. По полученной информации операторы делали карту ледовой обстановки по курсу полета - широкой полосы с обозначением толщины льда, зон торошения и других особенностей ледовых полей, необходимых капитанам морских судов. Полученную информацию о ледовом покрове передавали на специально оборудованные корабельные приемные пункты, которые могли находиться на удалении в сотни километров.

По типу Ил-24Н в начале 80-х гг. было переоборудовано два серийных пассажирских самолета Ил-18Д (╧10004 и 10403, регистрационные номера СССР-75449 и СССР-75466).  В мае 1987 г. самолет Ил-24Н с бортовым номером СССР - 74449 вел ледовую разведку для атомного ледокола "Сибирь", шедшего к Северному полюсу для эвакуации дрейфующей станции "Северный полюс-27". Летный экипаж самолета состоял из испытателей ГосНИИ ГА. Командиром экипажа был заслуженный пилот СССР Б. Грубий, штурманом А. Лалыкин. Продолжительность полетов ледовой разведки для ледокола "Сибирь" составила около 9 ч. Оптимальной для работы аппаратуры системы "Нить" являлась высота 6500 м. Самолет вел ледовую разведку и после завершения эвакуации дрейфующей станции - при возвращении атомохода в Мурманск.

На самолетах Ил-24Н много летали опытные экипажи летчиков-испытателей ГосНИИГА. Однако широкого применения в полярной авиации самолеты Ил-24Н так и не получили. Изменение экономической ситуации в стране привело к тому, что возможности воздушных ледовых разведчиков до конца востребованы так и не были.

 



 ЛТХ:
Модификация   Ил-24Н
Размах крыла, м   37.42
Длина самолета, м   35.90
Высота самолета, м   10.17
Площадь крыла, м2   140.0
Масса, кг  
  снаряженного самолета   33760
  максимальная взлетная   64000
Тип двигателя   4 ТВД АИ-20М
Мощность, л.с.   4 х 4250
Максимальная скорость, км/ч   685
Крейсерская скорость, км/ч   610
Практическая дальность, км   6500
Практический потолок, м   12000
Экипаж, чел   5


 Доп. информация :


  Чертеж "Ильюшин Ил-24Н"  
  Фотографии:

 Ил-24Н
 Ил-24Н (c) Paul
 Ил-24Н (c) Dietmar Schreiber
 Ил-24Н (c) Борис Корзин
 Ил-24Н
 Ил-24Н
 Ил-24Н (c) Paul
 Ил-24Н (c) Paul
 Ил-24Н (c) Stuart Jessup

  Схемы:

 Ил-24Н

  Варианты окраски:

 Ил-24Н

 



 

Список источников:

Взлет 2005-03. Михаил Сунцов. Военные профессии известного авиалайнера
Самолеты ОКБ имени С.В.Ильюшина. (под редакцией Г.В. Новожилова)
Мир авиации. Сергей Цветков. Классик "золотой" эры
Крылья Родины 2004-02. Сергей Цветков. Смена репертуара


Уголок неба. 2019  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: