Реклама...

    


 
главная послевоенная авиация разные
   HM-1
       
Разработчик: Huarte Mendicoa
Страна: Испания
Первый полет: 1942
Тип: Многоцелевой тренировочный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Тема тренировочных самолётов в Испании была всегда актуальной. В межвоенный период, несмотря на скромные ВВС, вопросу обучения личного состава уделялось особо внимание, причем помимо зарубежной техники испанцы пробовали развивать собственные проекты. Самолётов фирм Gil-Pazo и Hispano-Suiza было выпущено немного в силу определенных обстоятельств, но определенный задел был уже создан. В течении 1936-1939 гг. активную помощь оказывала Германия, но после начала войны в Европе получить новую технику, включая тренировочные самолёты, стало проблематично. Так, появилась необходимость вновь использовать потенциал собственных конструкторов.

В 1942 году на испытания вышли сразу два самолёта. Один из них представлял собой аналог американского North-American T-6 и предназначался для повышения лётной квалификации и обучения пилотов-истребителей. Второй самолёт, получивший обозначение НМ-1, был разработан группой инженеров INTA под руководством Педро Уарте-Мендикоа Ларрага (Pedro Huarte-Mendicoa Larraga) и больше соответствовал британскому Miles M.14 "Magister", предназначенному для начального обучения пилотов. Даже внешне эти самолёты было похожи.

Конструкция НМ-1 была выполнена целиком из дерева, что было продиктовано желанием минимально использовать стратегические материалы. Крыло было выполнено низкорасположенным с относительно тонким профилем. Автоматизация крыла была отсутствовала √ на взлёте и посадке пилот управлял самолётом только с помощью ручного управления, работая элеронами и закрылками. Оперение было однокилевым. Фюзеляж фактически имел прямоугольное сечение. В носовой части устанавливался рядный двигатель Elizalde G-IV мощностью 150 л.с. оснащенный жидкостной системой охлаждения и двухлопастным деревянным винтом постоянного шага. За силовой установкой находился бак с горючим. Кабины инструктора и курсанта остались открытыми. Шасси трехстоечное с хвостовым неубираемым колесом. Основные стойки крепились к нижней поверхности каждой из консолей. Колеса имели пневматические шины и не закрывались обтекателями.

На испытания первый прототип НМ-1 поступил 17 апреля 1942 года. Оказалось, что для подготовки лётчиков самолёт не годится, поскольку его надежность оказалась весьма низкой. В процессе лётных тестов выявилась излишняя строгость в управлении и неадекватное поведение НМ-1 на некоторых режимах полёта. После того, как в процессе испытаний произошло несколько аварий отношение к этому самолёту стало негативным. Таким образом, заказов от ВВС на самолёт не последовало. Дополнительной причиной явилось наличие в военной авиации достаточного числа учебных самолётов других типов и постепенный перевод боевых самолётов во вторую линию, где появлялась более широкая возможность использовать их для тренировок личного состава.

Лишь после войны, в 1952 году, ВВС Испании вспомнили о НМ-1, который был спроектирован специализированный самолёт для повышения квалификации строевых пилотов. Поскольку его конструкция была проста в производстве и отличалась относительной дешевизной ВВС снова высказало заинтересованность в наличии самолёта такого типа. Выпуск НМ-1 решили развернуть на предприятии Aeronautica Industrial S.A. (AISA) в Мадриде. К этому времени была проведена модернизация путем установки двигателя Elizalde G-IV-B "Tigre" и общеё двухместной кабины, полностью закрытой фонарем. После этого обозначение сменили на НМ-1В(военный индекс Е-4). Предусматривалось, что этот самолёт полностью заменит немецкие бипланы Bucker Bu-131.

В общей сложности было собрано 190 машин (по другим данным - 200), большая часть из которых поступила в распоряжение Academia General del Aire. Другая часть была распределена между учебными частями ВВС, а ещё несколько самолётов были отправлены в Марокко. Интересно, что НМ-1В предназначался для начального обучения пилотов, поскольку тогда считалось, что отечественная техника окажется не хуже американских Т-6. На самом деле всё оказалось наоборот. В силу указанных ранее причин испанским пилотам НМ-1В не понравился, за что вполне правомерно заслужил прозвища "Hombre Muerto" ("мертвый человек) и "La Monda", так как никто не знал, что может случиться с ним на взлёте. Тем не менее, его эксплуатация продолжалась до 1958 года включительно, после чего оставшиеся в Академии самолёты были проданы в аэроклубы. Позднее несколько сохранившихся НМ-1В были отреставрированы и отправлены в различные музеи.

HM-1 стал родоначальником целой плеяды подобных самолетов с изменениями в оборудовании. Вслед за HM-1B последовал HM-2 с убирающимися шасси и двигателем Elizalde Tiger G-IV-B мощностью 150 л.с. Он проиграл в конкурсе на военный УТС самолету компании AISA - I-11 Vespa.

Так же в единственном образце осталась морская версия тренировочного самолёта НМ-3. От обычного варианта она отличалась открытыми кабинами курсанта и инструктора (оставили только небольшие козырьки), а также двухреданными поплавками. Согласно сохранившимся данным основные стойки не удалялись, а включались в общую конструкцию крепления поплавков, которая закрывалась обтекателями. Об испытаниях НМ-3 сведений найти не удалось, но по всей видимости они оказались не столь успешными, как ожидалось.

Следующим вариантом стал HM-5 - одноместный учебно-тренировочный самолет углубленной летной подготовки. Было построено два прототипа. ВВС после испытаний в 1950 году отказались от серийного производства. Один из HM-5 прошел гражданскую сертификацию и получил индекс EC-AHR.

Предпоследним из этого семейства был HM-7 построенный в 1947 году. Он уже имел четыре места и мощный 240 л.с. (179 кВт) двигатель Argus As 10C от немецкого Bf.108.

А последним стал двухместный буксировщик планеров HM-9. Этих самолетов было выпущено с 1948 года целых 30 штук и они поставлялись во все аэроклубы Испании до 1952 года. Как и HM-1 это был крайне неудачный самолет, использовали его совсем недолго, а после аварии с гибелью двух пилотов вообще  сняли с эксплуатации.

HM-9 стал последним самолетом с двигателем, который был разработан в I.N.T.A. К 1948 году коллектив I.N.T.A., похоже, потерял интерес к самолетам, обратившись к конструированию планеров.

 





 ЛТХ:
Модификация   HM-1B
Размах крыла, м   9.65
Длина самолета, м   7.65
Высота самолета, м   2.20
Площадь крыла,м2  
Масса, кг  
  пустого самолета   620
  максимальная взлетная   850
Тип двигателя   1 ПД Elizalde G-IV-B Tigre
Мощность, л.с.   1 х 150
Максимальная скорость, км/ч   230
Крейсерская скорость, км/ч   195
Практическая дальность, км   700
Практический потолок, м   5000
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


 Фотографии:

 Прототип с открытой кабиной
 HM-1   (c) Juan M. Gonzalez
 HM-1
 HM-1
 HM-1B  - вариант с закрытой кабиной  (c) Francisco Andreu
 HM-1B
 HM-1B   (c) Juan M. Gonzalez
 HM-1B  (c) Francisco Andreu
 HM-1B  (c) Francisco Andreu
 HM-1B   (c) Juan M. Gonzalez
 HM-2  (c) Juan M. Gonzalez
 HM-3
 HM-3
 HM-3   (c) Juan M. Gonzalez
 HM-5   (c) Juan M. Gonzalez
 HM-7   (c) Juan M. Gonzalez
 HM-9   (c) Juan M. Gonzalez

  Схемы:

 HM-1B
 HM-3

 



 

Список источников:

Андрей Крумкач. Учебно√тренировочный самолёт Huarte Mendicoa HM-1
Aeroplano 19. Jose Luis Gonzalez Serrano. Apuntes preliminaressobre la historia de la HM-1
Ejercitodelaire.mde.es. Huarte Mendicoa HM-1
Aviationcorner.net. Huarte Mendicoa HM-1


Уголок неба. 2018  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: