Уголок неба ¦ HAL HJT-36 Sitara

Реклама...

    


 
главная современная авиация разные
   HJT-36 Sitara
       
Разработчик: HAL
Страна: Индия
Первый полет: 2003
Тип: Учебно-тренировочный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Самолет HJT-36 Sitara создан в рамках программы Intermediate Jet Trainer (IJT) для замены устаревших тренировочных самолетов Kiran ВВС Индии. Разработка началась в 1997 году. Впервые проект был представлен в феврале 1998 года на авиашоу в Сингапуре. А полномасштабная модель - на Aero India в декабре следующего года. Индийское правительство выделило 42 миллионов долларов на разработку в июле 1999 года. Разработка была полностью компьютеризованна и использовались 140 мощных компьютеров.

Основной фокус работ инженеры фирмы HAL (Hindustan Aeronautics Ltd, Bangalore) сосредоточили на варианте одномоторного HJT-36, разработанного прежде всего для подготовки летчиков.

Разработка проекта началась в июле 1999 года на базе двигателя Snecma Larzac 04-30, французско-британской авионики и катапультного кресла "Звезда" K36CT. Сборка самолета и интеграция авиационных систем была закончена за 20 месяцев. Первый полет самолет совершил 7 марта 2003 года. Второй прототип был собран через полгода и взлетел в августе этого же года. Он стал основной для серийных машин в 2004 - 05 гг. По планам должно быть построено 225 самолетов HJT-36.

Причем в процессе индусы отказались от французского двигателя в пользу российской разработки АЛ-55И, который разрабатывается НПО "Сатурн". Причем кроме производства 200 двигателей есть договоренность и создание лицензионного производства двигателя в Индии.

Согласно условиям контракта, подписанного в 2005 году, стоимость разработки АЛ-55И составляет $300 млн. Рассматривается вопрос по установке двигателя АЛ-55И на HJT-39 - еще один новый двухдвигательный самолет (учебно-боевая версия) индийских ВВС.

По сообщениям индийских СМИ на базе HJT-36 возможно создание следующих модификаций:

  1. Тренировочный самолет для базовой подготовки.
  2. Тренировочный самолет для отработки боевого применения неуправляемого оружия и УР.
  3. Штурмовик с узлами подвески управляемых ракет.
  4. Одноместный тактический истребитель с всепогодной РЛС с возможность применения управляемого. оружия.
  5. Патрульный самолет с радаром, смонтированным в носу
  6. Реактивный самолет для гражданских летчиков.

Первые три двигателя АЛ-55И, полностью прошедшие весь цикл испытаний на стенде филиала НПО "Сатурн" – Лыткаринского машиностроительного завода – были отправлены в Индию для установки на перспективные индийские учебно-тренировочные самолеты HJT-36 в конце декабря 2008 г.

9 мая 2009 года в г. Бангалор (Республика Индия) корпорация HAL выполнила первый полет учебно-тренировочного самолета HJT-36 с двигателем АЛ-55И. Продолжительность полета составила около 40 минут, достигнута высота полета 3000 м, скорость полета (Vприб.) - 300 км/ч. В полете замечаний к работе силовой установки не было. По мнению индийского летчика-испытателя Балдев Сингха (Baldev Singh), "силовая установка показала себя с лучшей стороны".

Этот полет стал началом выполнения этапа летных сертификационных испытаний УТС HJT-36 с двигателем АЛ-55И, который является завершающим техническим этапом, после которого, в соответствии с условиями контракта, за российской стороной остается обязательство по передаче индийской стороне конструкторской документации.

ВВС Индии уже заказали установочную партию самолетов HJT-36 в количестве 12 машин. Очевидно, что их постройка сможет завершиться только после поставки из России соответствующей партии двигателей АЛ-55И. А в дальнейшем индийские ВВС планируют заказать 200-250 серийных HJT-36. Темп их производства на предприятиях HAL может составить до 20 машин в год.




 ЛТХ:
Модификация   HJT-36
Размах крыла, м   9.80
Длина, м   10.91
Высота, м   4.13
Площадь крыла, м2  
Масса, кг  
  пустого  
  нормальная взлетная   3500
  максимальная взлетная   4500
Топливо, л   229.1
Тип двигателя   1 ПД Textron Lycoming AEIO-540-D4B5
Мощность, л.с.   1 х 260
Максимальная скорость, км/ч   750 (М=0.75)
Крейсерская скорость, км/ч  
Практическая дальность, км  
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   9000
Макс. эксплуатационная перегрузка   7
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


 Фотографии:

 Второй прототип HJT-36  (c) HAL
 HJT-36  (c) Vayu Aerospace Review via Pawan Kaul
 HJT-36  (c) Sanjay Simha
 HJT-36  (c) Rahul Devnath, Bharat-Rakshak.com
 HJT-36  (c)  Rahul Devnath, Bharat-Rakshak.com
 HJT-36  (c)  Bharat-Rakshak.com
 HJT-36  (c)  Bharat-Rakshak.com
 Передняя кабина HJT-36  (c) B.Harry, www.ACIG.org
 Задняя кабина HJT-36  (c) Seetal Ratef, Bharat-Rakshak.com

  Схемы:

 HJT-36

  Варианты окраски:

 HJT-36      (c) Вячеслав Чукмасов

 



 

Список источников:

Михаил Жирохов. Учебно-тренировочный самолет HJT-36
Взлет. Неудача и перспектива нового индийского УТС
Bharat-Rakshak.com. H. Niranjan Rao. Sitara - Intermediate Jet Trainer - HJT-36
Flug Revue Online. Aircraft Gallery: HAL HJT-36


Уголок неба. 2012 



 

  Реклама: