Уголок неба ¦ Flettner Fl.282 Kolibri

Реклама...

Оригинальная мебель для https://gm-tver.ru любого интерьера в Твери.
    


 
главная вспомогательные
   Fl.282 Kolibri
       
Разработчик: Flettner
Страна: Германия
Первый полет: 1939
Тип: Легкий разведывательный вертолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Проводя исследования различных схем несущих винтов Флеттнер разработал свою собственную - два пересекающихся винта, которую он впервые опробовал на вертолете Fl.265. Эта схема, хотя и считалась в то время экзотической, стала основой для вертолетов Флеттнера в предвоенные и военные годы.

В 1940 г. было уже готово решение о серийном производстве Fl.265, но к этому времени появился новый двухместный вариант - Fl.282, на который и переключились все работы.

Вертолет Fl.282 "Колибри" с самого начала проектировался как двухместный - с наблюдателем, что значительно повышало достоинства машины в качестве разведчика. Наблюдатель размещался сразу за стойками винтов, лицом назад. Такое положение позволяло выполнять полеты без пассажира, не нарушая центровки. Проект был готов к июлю 1940 г. На заводе Флеттнера в Йохаништале и на "Бад Тельц" начались работы сразу над 30 опытными и 15 предсерийными вертолетами. Для начала летных испытаний первые три Fl.282 были выполнены одноместными с кабиной закрытой фонарем, но потом они были переделаны в двухместные с открытыми кабинами.

Впервые в практике Флеттнера двигатель "Брамо"-14А монтировался в середине фюзеляжа. В результате пилот получил отличный обзор. Охлаждение мотора обеспечивалось через открытую нижнюю часть фюзеляжа при помощи деревянного вентилятора. Запуск двигателя осуществлялся продувкой цилиндров сжатым воздухом. Двигатель работал на трансмиссию, обеспечивающую вращение двух независимых валов винтов, которые имели устройства отсоединения от двигателя и тормоз. Передаточное число трансмиссии было 12,2:1.

Два двухлопастных винта были синхронизированы так, чтобы их лопасти оказывались параллельными при угле поворота 45град. Угол установки винтов был 12град в сторон от фюзеляжа и 6град вперед. Лопасть винта была со стальным лонжероном и деревянными нервюрами. Обшивку носка фанерная, далее - тканевая. Лопасти монтировались на шарнирах, обеспечивающих поворот лопасти вокруг оси и по вертикали; вертикальный шарнир с демпфером. Специальное инерционное устройство управляло шагом винтов, обеспечивая заданную частоту вращения. Для того чтобы при переходе на режим авторотации не было потери несущих свойств винта, частота вращения была задана 160 оборотов в минуту. Пилот мог увеличить число оборотов, управляя шагом винта. При определенных условиях винты попадали в резонанс. Так во время одного из полетов Fl.282 при частоте вращения 140 оборотов в минуту (вместо 175 по инструкции) началась сильная вибрация. Пилот был уже готов выброситься с парашютом, но вертолет перешел в режим авторотации и вибрация исчезла.

В хвостовой части было установлено обычное оперение, причем довольно большой площади из-за затенения фюзеляжем. Управление по курсу обеспечивалось рулем направления и автоматом перекоса обоих винтов. На режиме авторотации использовался только руль направления, так как автомат перекоса был неэффективен.

Фюзеляж сваривался из стальных труб и покрывался листами легкого сплава в центральной секции и тканью в хвостовой и на оперении. Шасси трехстоечное с управляемым носовым колесом.

Fl.282 оказался самым доведенным и летающим вертолетом "третьего рейха", он прошел полный курс испытаний. Основная работа была проделана пилотом испытателем "Флеттнера" Гансом Фуйстингом, который проводил и слепые полеты, а также подготовил на Fl.282 50 пилотов. Один из новичков погиб во время слепого полета в облачности. Причиной аварии посчитали превышение разрешенной скорости пикирования, которая была определена в 175 км/ч. В случае необходимости "Колибри" мог садиться в режиме авторотации и без использования автомата управления шагом винтов; во время одной из такой посадок был поврежден хвост вертолета.

Вертолет оказался очень маневренным и устойчивым в полете - на скорости 60 км/ч пилот мог позволить себе бросить управление. На меньших скоростях сказывалась некоторая продольная неустойчивость, особенно на скорости 40 км/ч. Небольшим недостатком Fl.282 была небольшая вибрация на земле, которая исчезала сразу после взлета. Хотя конструкция ряда узлов была излишне сложной и тяжелой, в целом она оказалась очень хорошо продуманной - во время испытаний одна из машин налетала 95 часов без замены каких-либо узлов. Двигатель имел ресурс между переборкой в 400 часов.

В начале 1942 г. флот активно испытывал на Балтике Fl.282-V5, в том числе и в штормовых условиях. Для испытания на одной из башен крейсера "Кельн" была смонтирована вертолетная площадка. Было совершено несколько десятков посадок, при чем по крайней мере один раз в тяжелых погодных условиях. К 1943 г были построены два десятка Fl.282, которые использовались для прикрытия конвоев в Средиземном и в Эгейском морях. Хотя о боевой карьере вертолета известно мало, точно установлено, что по крайней мере три Fl.282 вместе с тремя Fa.223 в апреле 1945 г состояли в 40-й авиатранспортной эскадрилье. Именно один из этих Fl.282 вывез из осажденного Бреслау гауляйтера Ханке незадолго до падения города.

Хотя успех "Колибри" позволил заказать 1000 вертолетов, бомбежки выделенных под производство заводов БМВ и "Флеттнера" в Йохаништале не позволили выпустить более 24 опытных машин. Из них союзники после войны нашли летными только три. Fl.282-V15 и V23 достались американцам, а третий Советскому Союзу. В течении некоторого времени он использовался в качестве учебного пособия на кафедре вертолетостроения в МАИ.




 ЛТХ:
Модификация   Fl.282b
Диаметр главного винта, м   11.96
Длина,м   6.56
Высота ,м   2.20
Масса, кг  
  пустого   760
  максимальная взлетная   1000
Тип двигателя   1 ПД BMW-Bramo Sh 14A
Мощность, л.с.   1 х 160
Максимальная скорость, км/ч  
  горизонтальная   150
  в пикировании   175
  при полете боком   24
Крейсерская скорость, км/ч   135
Практическая дальность, км  
  с одним пилотом   300
  с двумя пилотами   180
Скорость снижения на авторотации, м/мин   480
Максимальная скороподъемность, м/мин   90
Практический потолок, м   4100
Динамический потолок, м   3300
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


  Чертеж "Flettner Fl.282 Kolibri"
  Фотографии:

 Fl.282V-2
 Fl.282V-2
 Fl.282V-2
 Fl.282V-3
 Fl.282V-6
 Fl.282V-6 над палубой минного заградителя "Drache"
 Fl.282V-6
 Fl.282V-6 "на привязи" над площадкой на палубе корабля
 Fl.282V-11
 Fl.282V-12
 Fl.282V-12
 Fl.282V-15
 Fl.282V-19
 Fl.282V-20
 Fl.282V-20
 Fl.282V-21
 Fl.282V-21
 Fl.282V-21
 Fl.282V-23
 Fl.282V-23
 Антон Флеттнер на фоне группы Fl.282
 Приборная панель Fl.282

  Схемы:

 Fl.282
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 Fl.282V-3
 Fl.282V-3
 Fl.282V-6
 Fl.282V-12
 Fl.282V-21

 



 

Список источников:

Уильям Грин. Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха)
Airpages.ru. Пётр Клундук. Flettner Fl 282 глазами моделиста
Максим Старостин. Все вертолеты Мира. Flettner Fl 282 "Kolibri"
Barbarossa's Hangar
Flugzeug 1987-04-06. Theodor Mohr. Der Flettner-Hubschrauber Fl 282 "Kolibri"
Flugzeug 1988-01-02,04. Theodor Mohr. Der Flettner-Hubschrauber Fl 282 "Kolibri"
Flugzeug Classic 2007-02. Sabine Winkle. Drei Pioniere - drei Konzepte
Flugzeug Classic 2013-10. Meisterwerk der Rotation
Klassiker der Luftfahrt 2009-02. Martin Schulz. Der Beste seiner Zeit
Flieger Revue Extra No.24. Sabine Rita Winkle. 100 Jahre Vertikalflug Eine Erfolsgeschichte
Flugzeug Profile 14. Theodor Mohr. Flettner Fl 282 "Kolibri" Varianten
Schiffer. The Luftwaffw Profile Series No.6. Flettner Fl 282
Bernard & Graefe. Heinz J. Nowarra. Die Deutsche Luftrustung 1933-1945. Vol.2 Erla-Heinkel
Lampart. Marek Murawski. Samoloty Luftwaffe
HPM 2001-04. Ivo Pejcoch. Hydroplanova lod Zmaj
L+K 1985-06. Vaclav Nemecek. Flettner Fl 282 Kolibri


Уголок неба. 2020 



 

  Реклама: