Verville Sperry R-3 представляет собой почти идеальный пример издержек
неиспользованных возможностей неадекватной программы развития. Разработанный
Альфредом Вервиллом (Alfred Verville) - гением, который имел склонность к
банальному отсутствию возможности получить коммерческий успех, R-3 на много лет
опередил свое время, когда впервые появился в 1922 году в качестве возможного
несомненного победителя пулитцеровских гонок.
Это был гоночый самолет - современник биплана преследования Thomas-Morse - имел
свободнонесущее крыло, обтекаемый фюзеляж и полностью убираемые шасси, предвещая
конструкцию таких машин середины 1930-х как Messerschmitt Bf 109, Hurricane и
Spitfire. Однако, это также вызвало и некоторые политические проблемы, которые
могут быть аналогичными спорам F-16/F-20.
Вервилл разработал самолет для технического отдела аэродрома МакКук-Филд,
изготовлена машина была Lawrence Sperry Aircraft Company в Фарминдэйле
(Farmingdale), Нью-Йорк. Были приобретены три самолета (машины получили серийные
номера с 22-326 по 22-328) и на них авиастроители планировали использовать аэродинамически совершенный двигатель Curtiss D-12 мощностью 450 л.с. и
цельнометаллический винт Curtiss Reed. Основой конструкции были запатентованные
крыльевые радиаторы Curtiss из тонких листов латуни, соответствующие
аэродинамическому профилю.
Это произошло прежде всего потому, что крупнейшим производителем самолетов в те
годы была Curtiss Aeroplane and Motor Company, также строившая серию обтекаемых
гоночных бипланов. В качестве политического результата R-3 был оснащен известным
своей вибрацией 300-сильным двигателем Wright H-3. Также были установлены
деревянный винт и "ловушки для омаров" Ламблена. С этими совершенно
нежелательными изменениями, самолеты были уже неконкурентноспособными, поэтому и
первые и вторые гонки были выиграны бипланами Curtiss, использовавшими
предпочтительную комбинацию двигателя/винта/радиаторов.
Все три R-3 начала гонку, но только два из них завершили ее. Лейтенант Юджин Барксдейл (Eugene Barksdale) занял пятое место со скоростью немного большей чем
181 миль/ч (291,3 км/ч). Лейтенант Фонда Б. Джонсон (Fonda B. Johnson) занял
седьмое место: сразу после приземления двигатель его самолета заблокировался. У
машины легендарного лейтенанта Сен-Клер (Saint Clair) оказался поврежденным
маслопровод и он был вынужден посадить машину, нанеся ей повреждения.
Несмотря на большие инвестиции, развитие самолетов для всех практических целей
было прекращено. С машиной были некоторые проблемы - зарождающийся флаттер,
сопротивление, вызываемое открытыми нишами убираемых колес, общее отсутствие
согласованности в органах управления - это могло быть устранено сериейкорректировочных летных испытаний или испытаний в аэродинамической трубе.
По политическим и экономическим причинам эти методики устранения неисправностей
были отклонены.
Двигатель Curtiss D-12 был установлен на самолет в 1923 году для пулитцеровских
гонок и вибрация уже не была проблемой, но были еще трудности, особенно на
большой скорости, достигавшей 233 миль/ч (357 км/ч). Самолету пришлось выйти из
гонок и снова биплан Curtiss стал победителем. Однако R-3 все же отличился: с
Орвиллом Райтом в качестве официального наблюдателя на земле, лейтенант
Александр Пирсон, мл. (Alexander Pearson, Jr.) 31 марта 1923 года на аэродроме
Уилбур Райт-Филд установил мировой рекорд скорости 167,74 миль/ч (269,89 км/ч)
при 10-кратном прохождении контрольной дистанции.
После этого успеха опять же никаких серьезных опытно-конструкторских работ не
было вложено в разработку и самолет с некоторыми опасениями был восстановлен к
пулитцеровским гонкам 1924 года, когда привелегированный участник - биплан
Curtiss разбился. По иронии судьбы R-3, пилотируемый лейтенантом Гарри Х.
Миллсом (Harry H. Mills), выиграл гонку на медленной скорости в 215 миль/ч (346
км/ч). Гоночный самолет был немедленно отправлен в музей аэродрома МакКук, где
он в конце концов и сгорел. От R-3 осталась только одна захватывающая
невыполненна концепция.
(c) alternathistory.org.ua