главная довоенная авиация легкая авиация
   V-4
       
Разработчик: Bernard (SAB)
Страна: Франция
Первый полет: 1933
Тип: Гоночный рекордный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Последним скоростным самолетом компании стал SAB V-4 - бывший гоночный гидросамолет HV 120-01. После неучастия Франции в проводившихся в 1929 и 1931 годах гонках на кубок Шнейдера гидросамолет HV 120 (номер гражданской регистрации F-AKAK) в конце 1933 года был преобразован в самолет наземного базирования.

Окрашенный в голубой и серебристый цвета самолет вместо поплавков получил заключенное в обтекатели неубирающееся шасси с шириной колеи основных стоек 3 метра и новый двигатель компании Hispano. Этой машиной управлял Жан Думерк (Jean Doumerc), который планировал установить новый мировой рекорд скорости. С 4 сентября 1933 года это достижение принадлежало американцу Джеймсу Уэдделлу, который на моноплане собственной конструкции Wedell-Williams 44 S, оснащенном 880-сильным двигателем Pratt & Whitney Wasp-Senior, разогнался до скорости 490,800 км/ч.

Действовать приходилось быстро, поскольку 31 декабря 1933 года истекал крайний срок выдачи премии в 500000 франков, назначенной министерством авиации для наземных самолетов любой категории.

К сожалению, недостаточная доведенность двигателя и неблагоприятные погодные условия поставили крест на французском проекте. Если гидросамолет на озере Берр под управлением Ассоллана (Assollant) развил скорость 530 км/ч, то сухопутный самолет в силу вышеуказанных причин не смог подняться в небо и никогда не летал.

Во второй половине декабря 1933 года V-4 был на автотранспорте перевезен из Ла-Курнёва в Истр. В ангаре 3-й авиагруппы самолет был собран, после чего были проведены два запуска с реперными точками (point fixe). Техник компании Hispano Мито (Miton) отвечал за бесперебойную работу двигателя, в то время как инженер компании SAB Робер (Robert), ответственный за скоростной самолет, следил за планером. Официально назначенными хронометристами были г-да Легрен (Legrain) и Карп (Carpe), комиссарами, назначенными французским аэроклубом, были капитаны Монсарат (Montsarrat) и Феригуль (Férigoule).

28 декабря дул сильный пронизывающий ветер, скорость которого достигала 50 км/ч. Взлет решили перенести на следующий день. 29 декабря было также холодно, но двигатель решили запустить. К сожалению, в радиаторе левой консоли крыла была обнаружена требовавшая ремонта утечка. Починка продолжалась до 31 декабря. Рекордный полет не состоялся - было уже слишком поздно для получения премии, кроме того вновь подул мистраль. Хотя Думерк рассчитывал развить скорость 540 км/ч, однако в связи с тем, что представитель министерства авиации в телефонном разговоре отказался предоставить отсрочку в выплате премии, то самолет был возвращен компании и пилоту, механику-мотористу и другим техническим специалистам пришлось возвратиться в Париж.

SAB V-4 в Истре в один из холодных дней декабря 1933 года. На первом плане в берете Жан Думерк

Чуть позже благодаря средствам массовой информации разрешение от министерства авиации не без труда было получено согласие на выплату премии в случае установления рекорда. Это вмешательство прессы давало V-4 шанс на выполнение рекордного полета.

В феврале 1934 года Жан Думерк возвратился в Истр, где Мито выполнил несколько запусков в фиксированном положении. Утром 7 марта мистраль, наконец, успокоился после того как дул целую неделю без перерыва, и Думерк сел в кабину самолета.

Машина компании Bernard была отбуксирована на созданную в 1932 году бетонированную взлетно-посадочную полосу, расположенную в двух километрах от ангара. После того как двигатель неоднократно отказывался запускаться на ВПП, наконец, был выполнен окончательный запуск двигателя в фиксированном положении. В 10:30 рекордный самолет V-4 стал выруливать на северную сторону ВПП, но после пятидесяти метров машина из-за очень высокого крутящего момента вышла за полосу и скапотировала.

Для V-4 все было кончено. Хотя инженер Робер предложил увеличить площадь киля для компенсации вращающего момента винта, ничего в этом направлении сделано не было.

Несмотря на значительные затраты компании SAB от государства никакой финансовой компенсации получено не было и с началом доминирования машин Caudron-Renault конструкции инженера Риффара (Riffard) самолет V-4 был заброшен.

Моноблочное крыло V-4 было свободнонесущим и цельнодеревянным. Элементом, воспринимающим нагрузки, был многолонжеронный центральный блок, склеенный из размещенных в поперечном направлении элементов. Система нервюр и стрингеров соединялась с фанерной обшивкой, толщина которой была 15/10 и 20/10.

Средняя часть фюзеляжа была выпуклой, что обеспечивало пилоту хороший обзор. Центральная часть фюзеляжа состояла из четырех труб, каждая из которых завершались двумя хомутами, к которым крепились передняя и задняя части фюзеляжа. Задняя часть фюзеляжа имела поперечное сечение яйцеобразной формы, фанерную обшивку и усиление внутренними стрингерами.

В качестве силовой установки на самолете применялся 1425-сильный восемнадцатицилиндровый W-образный двигатель водяного охлаждения Hispano-Suiza 18 Sb (type 67) с азотированными цилиндрами. Данный двигатель являлся развитием двигателя 1929 года 18 R (type 65), отличаясь от прародителя большими надежностью и частотой вращения вала двигателя (2400 об/мин вместо 2000 об/мин). Также новый двигатель оснащался десятью карбюраторами. Охлаждение двигателя обеспечивалось радиаторами, размещенными в верхней части крыла и в стойках шасси. Охлаждение масла осуществлялось при помощи радиаторов Ламблена, расположенных на обеих сторонах задней части фюзеляжа. Двигатель вращал изготовленный компанией Ratier двухлопастный металлический винт переменного шага.

Конец карьеры V-4 остается загадкой. Говорилось, что самолет оставался в Истре в глубине одного из ангаров и во время Второй Мировой войны, скорее всего, был сожжен, чтобы освободить место для других самолетов.

Компанией Bernard разрабатывались и другие скоростные самолеты, но они остались в виде проектов.

В 1930 году был разработан самолет SAB 170 V. 30 мая 1930 года министерство авиации попросило компанию Société des Avions Bernard связаться с авиационной технической службой (Services Techniques de l▓Aéronautique) и центральной комиссией по контрактам (Commission Centrale des Marchés) с целью разработки технических и административных положений договора на создание легкого гоночного самолета. Комиссия предложила сумму в 295000 франков, которая соответствовала стоимости большого туристического самолета с двигателем мощностью 300 л.с., однако компания SAB отказалась рассматривать конструкцию самолета, скорость которого должна была превысить 300 км/ч, и дело было прекращено.

Для гонок 1934 года на кубок Дётч-де-ла-Мёрт инженер Брунер (Bruner) в отсутствие Робера, приглашенного в Японию создавать истребители, разработал одноместный гоночный самолет с убирающимися стойками шасси и инвертированным 450-сильным V-образным двигателем воздушного охлаждения Salmson. Самолет был разработан под Жана Думерка, который отличался небольшим ростом и который, тем не менее, с трудом размещался в кабине полномасштабного макета. Однако ни у Жоржа Брунера (Georges Bruner), ни у Жана Думерка, ни даже у Реже Робера не сохранилось воспоминаний о типе данного самолета. Полагается, что эта машина имела обозначение Bernard 370. В любом случае двигатель не был доведен. Разработанный для гоночных самолетов мотор Salmson 12 Vars, создававшийся на основе двигателя для истребителей, имел тенденцию потреблять столько же масла, сколько и бензина!

Эти два самолета компании Bernard, рекламировавшиеся в прессе как "способные летом 1934 года побить мировые рекорды", так и не получили двигатели и быстро исчезли в полном забвении.

(c) alternathistory.org.ua



 ЛТХ:
Модификация   V-4
Размах крыла, м   8.65
Длина, м   7.58
Высота, м   3.35
Площадь крыла, м2   11.00
Масса, кг  
  пустого самолета   1735
  нормальная взлетная   1900
Тип двигателя   1 ПД Hispano-Suiza 18 Sb
Мощность, л.с.   1 х 1425
Максимальная скорость, км/ч   540
Практическая дальность, км  
Скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   1


 Доп. информация :


  Фотографии:

 V-4
 V-4
 V-4
 V-4
 V-4
 V-4
 V-4

  Схемы:

 V-4

 



 

Список источников:

Альтернативная История. Иван Бякин.
Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. Bernard SIMB V-4
DocAvia. Jean Liron. Les avions Bernard
Le Fana de l'Aviation. Louis Meurillon. La Coupe Schneider et la Societe des Avions Bernard


Уголок неба. 2015  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: